Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 06.07.2023

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Шихшабеков, С. М. Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя / С. М. Шихшабеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 177-180. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104768/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в процессе вокального становления будущего певца.

Ключевые слова: вокал, музыкальное обучение, музыкальное образование, организация, технологии, исполнительская деятельность, вокальная техника.

The article examines the theoretical aspects of the organization of complex musical training of a future vocal performer, in the context of comparing content, structure and technologies. The features of the systematic organization of training in the process of vocal formation of the future singer are presented.

Keywords: vocal, music training, music education, organization, technology, performance, vocal technique.

Системное воспитание профессиональных качеств будущего вокального исполнителя представляет собой сложный процесс, который требует организации в различных сферах теоретической и практической реализации, что в настоящее время требует от педагогов осознанного восприятия поставленной проблемы.

Музыкальное образование представляет собой сложную структуру, которая ориентирована на достижение множества результатов, значимых для общества, культуры и искусства. В связи с этим, обучение музыке — это не только возможность овладеть навыками игры на музыкальных инструментах, пению, но и обогатить свой внутренний мир посредством приобретения знаний о культуре, искусстве, музыке, а также стать частью общества. Музыкальные способности можно развить, но их нельзя заложить в человека с рождения. Их можно только развить с помощью специальных методик.

Музыкальное исполнительство представляет собой сложную форму творческой деятельности, требующей практического опыта, слуховых и эстетических представлений, а также теоретической подготовки.

Вокальный исполнитель — это обладатель комплекса психических, физических и музыкальных знаний и умений, которые позволяют человеку быть разносторонне развитой личностью в рамках обозначенного направления деятельности. Только после обучения, на основе приобретенных знаний и навыков, человек становится певцом. Певческие навыки можно развивать всю жизнь. Но если человек хочет добиться каких-то высот, он должен начать заниматься уже с раннего возраста.

Например, если ребенок хочет научиться петь, то ему уже в раннем возрасте можно начинать заниматься, важно начать развивать вокальные данные ребенка при наличии заинтересованности и мотивации. Для этого необходимо правильно подобрать педагога, выбрать репертуар музыкальных произведений, которые планируется выучить. Вместе с тем, индивидуальная составляющая исполнительского обучения не единственная в процессе становления будущего вокального исполнителя.

Важное значение представляет и хронологическая организация учебного процесса, чтобы он был размеренным, системным и не хаотичным, так как освоение множества знаний, умений и навыков требует последовательности и осознанной готовности. С другой стороны, учебный процесс должен быть организован так, чтобы у обучающихся складывалось ощущение успеха, радостное настроение от общения с педагогами, учениками и родителями. Поэтому важной задачей является создание условий для развития коммуникативных умений, умения общаться со взрослыми и сверстниками, что соответствует требованиям нормативным образовательным стандартам, а также способствует положительному мотивационному настрою.

Значимо понятие «режим занятий», что включает в себя как общее количество необходимого времени, так и распределение его в течение рабочего дня, определение порядка и последовательности изучаемых предметов и содержания учебного материала, последовательности и количества учебных часов, необходимых для изучения каждого предмета, а также и другие показатели. В углубленном описании тематической организации дисциплин это выражается и в количество часов на самостоятельную работу, а также рекомендованном количестве часов в день на подготовку домашнего задания.

В качестве примера — для студента музыкального колледжа режим занятий определяется и утверждается приказом директора колледжа. В него входят все виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов. Режим занятий студентов музыкального колледжа, как правило, определяется расписанием занятий, которое разрабатывается и утверждается директором колледжа по предложению декана факультета, согласованному с заместителем директора по учебной работе, и доводится до сведения студентов на первой лекции в начале семестра.

В современном мире, большую роль играют информационные и телекоммуникационные технологии, что представляет собой существенный инновационный ресурс по организации новых форм образовательного взаимодействия.

Вместе с тем преобразование обучения на уровне содержания и форм требует инноваций, которые способствуют большим затратам, поэтому не все образовательные заведения могут себе позволить их внедрение. Как показывают результаты социологических исследований, некоторые учебные организации не имеют возможности осуществлять свою деятельность на должном уровне в силу отсутствия современного оборудования, дефицитности квалифицированных кадров, а также из-за отсутствия или недостаточного финансирования.

Однако, наличие доступных технологических ресурсов в современном мегаполисе позволяет организовывать новые формы реализации музыкального обучения вокалу с применением таких технических средств, как компьютер, смартфон, планшет, аудио и видеоплеер и т. п.

В качестве примера возможна организация видеоуроков по вокалу в учебном процессе, а также в разных видах смежных предметов (уроки сольфеджио, уроки музыкальной литературы, уроки по курсу «Элементарная теория музыки»).

Особенности использования цифровых технологий в вокальном обучении детей и взрослых, обосновывает важность создания собственных учебных материалов, в том числе, видеоуроков, показывает преимущества использования компьютерных технологий и их место в образовательном процессе, однако специфика музыкального обучения требует подбора целесообразной конфигурации. Особое внимание важно уделять способам оценки эффективности использования видеоурока, что важно в понимании целесообразности данной технической поддержки.

Организация условий для системного воспитания профессиональных качеств будущего вокального исполнителя характеризуется множеством аспектов, хронологической, технологической, социальных составляющих, что определяет значение данного процесса в музыкальной педагогике.

Литература:

  1. Афанасьев, В.В., Грибкова, О.В., Кудринская, И.В., Левина, И.Д., Низамутдинова, С.М., Потапов, Д.А., Уколова, Л. И. Развитие творческого потенциала будущего педагога-музыканта в социокультурной среде вуза: Монография. — М., 2022.
  2. Вязников, А.В., Малащенко, В.О., Малащенко, И. Ю. Специфика профессиональной подготовки современного педагога-музыканта в условиях информатизации общества // Искусство и образование. 2020. № 2 (124). С. 139– 147.
  3. Гогин, А.Б., Григорьева, Е.Н., Ковалев, Г.Н., Малащенко, В.О., Маняхина, В.Г., Пантелеева, Н. Г. Организационное и кадровое обеспечение конкурсных мероприятий в системе среднего профессионального образования // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2 (42). С. 30–38.
  4. Грибкова, О. В. Значение музыкального образования в современной школе // Антропологическая дидактика и воспитание. 2021. Т. 4. № 4. С. 102–108.
  5. Калимуллина, О.А., Гайдамашко, И. В. Подготовка молодых специалистов в системе современного образования: вектор поликультурной парадигмы // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4 (141). С. 66–71.
  6. Малащенко, В. О., Антонова, М. А., Цзян, Ш. Портативные средства звукозаписи в музыкально-исполнительской практике студентов // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2022. № 2. С. 383–394.
  7. Малащенко, В.О., Антонова, М.А., Цзян, Ш. Моделирование технологических условий дистанционного музыкального обучения // Искусство и образование. 2022. № 2 (136). С. 21–27.
  8. Малащенко, В. О. Практика применения системы многоканального звуковоспроизведения в классе электронных клавишных музыкальных инструментов // Искусство и образование. 2018. № 1 (111). С. 64–72.
  9. Малащенко, В. О., Титов, А. А. Практика применения компьютерных программ MIDI-секвенсоров в классе электронных клавишных инструментов // Искусство и образование. 2017. № 6 (110). С. 47–55.
  10. Уколова, Л. И. Историческая ретроспектива построения педагогически организованной музыкальной среды: сущность, формы и методы // Антропологическая дидактика и воспитание. 2021. Т. 4. № 3. С. 20- 35
Основные термины (генерируются автоматически): вокальный исполнитель, музыкальное обучение, учебный процесс, будущий вокальный исполнитель, музыкальное образование, музыкальный колледж, профессиональное качество будущего, ранний возраст, системное воспитание, учебная работа.


Ключевые слова

технологии, организация, музыкальное образование, исполнительская деятельность, вокал, музыкальное обучение, вокальная техника

Похожие статьи

Вопросы формирования этапов самостоятельной работы студентов-вокалистов

В работе рассматриваются вопросы формирования и организации самостоятельной работы студентов в вокальном классе на разных этапах обучения. Определены различные формы самостоятельной работы студента-вокалиста. Даются определения вокальных методов, эта...

Интерпретация как основа исполнительской деятельности педагога-музыканта

В статье обосновывается актуальность развития навыков интерпретации музыкальных произведений в исполнительской деятельности педагога-музыканта. Рассматривается творческий характер музыкально-исполнительской деятельности в интерпретации музыкальных пр...

Исполнительская культура начинающего пианиста: исторический аспект и роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся

В статье освещаются исторические основы фортепианной педагогики в России и за рубежом, роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся.

Значение дисциплины «историко-бытовой танец» в формировании профессионально-значимых качеств в процессе подготовки педагога дополнительного образования

В статье рассматривается историко- бытовой танец, как один из основных предметов в подготовке педагога дополнительного образования в области хореографии; особенности ее преподавания для формирования профессионально- значимых качества педагога дополни...

Инновационные технологии как явление и их особенности при обучении хореографии

В статье анализируются представления ученых о понятии «инновация». Дается систематический анализ инноваций в хореографии, описываются закономерности развития нововведений и условия для их результативного применения.

Исполнительская деятельность педагога-музыканта как фактор совершенствования профессионального мастерства

В данной статье исследуется роль исполнительской деятельности педагога-музыканта в повышении его профессионального мастерства. Автор рассматривает влияние практического исполнительского опыта на развитие навыков и компетенций педагога-музыканта. Стат...

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...

Инновационные методы преподавательской деятельности на уроках хореографии

В статье рассматриваются вопросы внедрения в педагогическую практику инновационных методов преподавательской деятельности на уроках хореографии. Рассмотрены инновационные технологии, исследованы возможности инновационной деятельности педагога на урок...

Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы

В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.

Похожие статьи

Вопросы формирования этапов самостоятельной работы студентов-вокалистов

В работе рассматриваются вопросы формирования и организации самостоятельной работы студентов в вокальном классе на разных этапах обучения. Определены различные формы самостоятельной работы студента-вокалиста. Даются определения вокальных методов, эта...

Интерпретация как основа исполнительской деятельности педагога-музыканта

В статье обосновывается актуальность развития навыков интерпретации музыкальных произведений в исполнительской деятельности педагога-музыканта. Рассматривается творческий характер музыкально-исполнительской деятельности в интерпретации музыкальных пр...

Исполнительская культура начинающего пианиста: исторический аспект и роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся

В статье освещаются исторические основы фортепианной педагогики в России и за рубежом, роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся.

Значение дисциплины «историко-бытовой танец» в формировании профессионально-значимых качеств в процессе подготовки педагога дополнительного образования

В статье рассматривается историко- бытовой танец, как один из основных предметов в подготовке педагога дополнительного образования в области хореографии; особенности ее преподавания для формирования профессионально- значимых качества педагога дополни...

Инновационные технологии как явление и их особенности при обучении хореографии

В статье анализируются представления ученых о понятии «инновация». Дается систематический анализ инноваций в хореографии, описываются закономерности развития нововведений и условия для их результативного применения.

Исполнительская деятельность педагога-музыканта как фактор совершенствования профессионального мастерства

В данной статье исследуется роль исполнительской деятельности педагога-музыканта в повышении его профессионального мастерства. Автор рассматривает влияние практического исполнительского опыта на развитие навыков и компетенций педагога-музыканта. Стат...

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...

Инновационные методы преподавательской деятельности на уроках хореографии

В статье рассматриваются вопросы внедрения в педагогическую практику инновационных методов преподавательской деятельности на уроках хореографии. Рассмотрены инновационные технологии, исследованы возможности инновационной деятельности педагога на урок...

Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы

В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.

Задать вопрос