Генезис и апокалипсис в мифах народов мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 07.07.2023

Статья просмотрена: 196 раз

Библиографическое описание:

Потапова, М. В. Генезис и апокалипсис в мифах народов мира / М. В. Потапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104783/ (дата обращения: 16.11.2024).



До становления таких наук как физика, химия, астрономия и геология, люди веками гадали, почему день сменяется ночью, откуда в непогоду гремит гром и по чьей воле небо озаряется молниями. Ни одна из известных по сей день древних цивилизаций, разумеется, не ограничилась одними «бытовыми» вопросами, и простое любопытство рано или поздно приводило человека к более масштабной теме для размышления: «Как был создан мир, в котором я живу?», «Придёт ли ему конец, когда настанут ужасные времена?», «А что такое время?...»

В основе большинства мифов о мироздании лежит ничто иное, как хаос. В рамках космогонии и космологии хаос представляет собой первичное состояние Вселенной и бесформенную совокупность материи и пространства. Конечно, таких понятий в древности не существовало, поэтому древние народы представляли себе хаос как некое божество, существо, пустоту, как первозданный мировой океан или вовсе как «ничего».

В древнегреческой и древнеегипетской культурах, например, Хаос является прародителем всех богов и олицетворений частей мира. Из него появились Хронос (Время), Гея (Земля), Эрос (Любовь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак) и Нюкта (Ночь), которые породили следующее поколение богов древнегреческого пантеона [1, с. 672]. А в древнем Египте хаос или Нун — первозданная пучина вод, из которой вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения — родил бога Ра. Он произвёл из себя богов Шу (Воздух) и Тефнут (Вода), от которых родилась новая пара, Геб (Земля) и Нут (Небо), ставшие родителями Осириса (Рождение), Исиды (Возрождение), Сета (Пустыня) и Нептиды, Хор и Хатхор [2, с. 44].

В мифах древнего Китая с III века до н. э. по III век н. э. хаос олицетворял Хуньтунь. Первоначально это был именно водяной хаос, отличавшийся полным мраком и напоминавший взболтанное содержимое куриного яйца, при расщеплении которого возникли Космос и Земля. Хуньтунь не имел ни лица, ни глаз, ни ушей, ни рта, и царил в центре мира между богами Шу (Южное море) и Ху (Северное море), которых он всегда радушно принимал в гости. Шу и Ху подумали: «У всех людей есть семь отверстий (в голове), чтобы видеть, слышать, есть и дышать, и только у Xуньтуня нет ни одного». Решив вознаградить его за доброту, в течение семи дней боги просверлили в нём семь отверстий, чтобы Хуньтунь мог видеть, слышать и т. д. Однако это благое намерение двух богов привело к гибели Хуньтуня, и из его тела возникла Вселенная [3, с. 76].

Хуньдунь, изображение эпохи Хань

Рис. 1. Хуньдунь, изображение эпохи Хань

Как известно, рукой и волей божества был создан мир и в представлении христианской, иудейской и исламской культур. Общий для священных книг трёх современных религий Ветхий Завет начинается с книги Бытия и первых двух глав о том как за семь дней Бог сотворил мир из ничего. В первый день он создал небо, землю и свет; на второй — создал твердь посреди воды, отделил воду над твердью, и назвал твердь небом; на третий — сушу, моря и растения; на четвёртый — светила на тверди небесной; на пятый — рыб, пресмыкающихся и птиц; на шестой — зверей земных, скот, гадов земных и человека. На седьмой день Творец «почил от всех дел Своих, которые делал», и «благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 1:1–2:3) [4, с. 705].

Однако, судя по мифам и священным книгам, творение богов может ждать и печальный конец. «Судный день», описанный в «Апокалипсисе» — последней книге Нового Завета — день, который с приходом Мессии ознаменует собой конец всему живому, когда над людьми (грешниками и праведниками) будет совершён последний страшный суд. «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.» (1Фес. 5:1) [4, с. 745].

«Страшный Суд», Микеланджело, 1541 г.

Рис. 2. «Страшный Суд», Микеланджело, 1541 г.

О конце света рассуждали и в эпоху Нового царства в древнем Египте. Миф из «Книги Небесной Коровы» повествует о заговоре людей против ослабевшего бога Ра, который правил и в царстве богов, и являлся фараоном на земле. На совете богов было принято решение покарать неверных кровопролитной бойней злобной львицы, богини Сехмет. Ра решил пожалеть людей и спас их от гибели, обманув кровожадную богиню, но разочаровался в них и решил покинуть земной мир. Забравшись на спину богини Нут, превратившейся в корову, он поднялся в небо вместе с другими богами, которые на пути превратились в звёзды [2, с. 200].

Бог Ра верхом на богине Нут в образе коровы

Рис. 3. Бог Ра верхом на богине Нут в образе коровы

В буддизме же понятия «конец света» не существует. Разрушение мира объясняется его цикличностью каждую маха-кальпу (равна примерно 4320 миллионам земных лет). Сначала рушится ад (Нарака), затем миры людей разных каст, а следом за ними миры богов и полубогов. В конце Кальпы приходит конец всему мирозданию. С окончанием цикла разрушаются все миры после чего, вселенная вновь развёртывается, и так до бесконечности. Именно поэтому, как считал Будда, сансара никогда не начиналась и никогда не закончится [1, с. 720].

Подводя итоги, можно отметить, что большинство космогонических и эсхатологических мифов разных народов имеют общие черты. Мир был создан волей и деяниями богов из ипостасей хаоса, и будет уничтожен либо самими же богами в наказание людям, либо разрушится в силу окончания цикла и через какое-то время переродится вновь.

Литература:

  1. Токарев С. А. Мифы народов мира: Энциклопедия /М.: Советская энциклопедия, 1982. 672–720 с.
  2. Шоу Г. Д. Египетские мифы: от пирамид и фараонов до Анубиса и «Книги Мёртвых», 2014. 44–200c.
  3. Ткаченко Г. А. Хуньдунь // Новая философская энциклопедия: в 4 т. // 2-е издание, Мысль, 2010. 76 с.
  4. Небольсин А. С., Никитина Т. Л., Грибов Ю. А., Качалова И. Я. Иоанна Богослова Откровение // Православная энциклопедия. т. XXIV: «Иоанн Воин — Иоанна Богослова Откровение», 2010. 705–745 с.
Основные термины (генерируются автоматически): III, бог, день, бог Шу, древний Египет, земля, мир, небо, хаос.


Задать вопрос