В данной статье исследуются онтогенез апатии у молодых людей с целью выделения общих специфических личностных черт и составления клинической картины апатии у исследуемых.
Ключевые слова: клиническая психология, психодиагностика, апатия, клиническая картина апатии.
В данной работе нам предстоит подробное исследование проблемы апатии в рамках изучения таких областях науки как общая и клиническая психология, а также психиатрия, так как специфика проблемы имеет междисциплинарный характер. Исходя из этого, представление работы мы начнем с выстраивания картины апатии в исследованиях, так за более чем вековую историю исследований научное сообщество пришло к выводу о том, что апатия является симптомом, сопровождающим многие психические, неврологические и соматические заболевания, а также имеет все основания для выделения ее как полноценный синдром, состоящий из триады симптомов. На основании большого объема проведенных исследований, касающихся выделения апатии в качественно новом нозологическом признаке, был поднят вопрос о возможности включения так называемого апатического расстройства как отдельной нозологической формы в разрабатываемое руководство по диагностике психических расстройств DSM‑V. Тем не менее Американская психиатрическая ассоциация воздержалась от нозологического обособления апатического расстройства, оставив апатию в качестве диагностического признака сразу нескольких регистров психических нарушений (например, при шизофрении, большом депрессивном расстройстве, острой интоксикации, обусловленной употреблением седативных или снотворных средств, и т. д.), что породило еще больший интерес в рамках исследования апатии и как симптома, и как синдрома.
Таким образом, проблема апатии в связи с современной тенденцией является актуальной, а ее психологизация дает нам понимание о дальнейший перспективности данных исследований, объединяющая психиатрическую и психологическую оценку как комплексную систему скрининга, мониторинга и профилактики апатии в группах лиц, находящихся в группах риска (например, лиц с различными соматическими и психическими заболеваниями, лиц, находящихся в трудных жизненных ситуациях и т. д.). При изучении научной базы по данной проблеме, мы пришли к четырем ключевым выводам.
Во-первых, апатия — гетерогенное состояние, причиной которого являются аффективные, эмоциональные и когнитивные нарушения. Так Р. Марин в 1990 г. выделил проблему апатии как устойчивую совокупность ряда симптомов, характеризующуюся ослаблением или отсутствием мотивации, доказанным снижением целенаправленного поведения (усилия, инициатива, настойчивость и производительность), целенаправленной когниции (с учетом важности, ценности, интереса и заботы к своим проблемам — здоровью, финансовым, личным), эмоционального компонента целенаправленного поведения (неизменный аффект, отсутствие эмоциональной реакции на позитивные и негативные события и их последствия, отсутствие волнения).
Во-вторых, апатия выделяется следствием потери мотивации на фоне (апатия как симптом) или в отсутствие (апатия как синдром) эмоциональных расстройств, нарушений интеллекта или сознания. Так апатия как симптом может наблюдаться при депрессии, деменции и делирии, в то же время апатия может являться отдельным синдромом, при котором снижения мотивации первичны и имеют самостоятельную патофизиологическую основу (в частности, при болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона, болезни Гентингтона и т. д.).
В-третьих, во время изучения моделей развития апатии мы обнаружили множество первопричин, что показало нам можем апатию как следствие сопутствующих заболевания, нормативного кризиса и старения, а также как результат вытеснения сильных чувств, психологической травмы и потери смысла жизни.
В-четвёртых, мы можем сказать, что во всех этих психологических исследованиях существует своего рода методическая путаница, потому что вместе с психологическими шкалами для диагностики личностных черт исследователи используют психиатрические шкалы апатии.
Таким образом, далее нам стоит более конкретно поставить проблему нашего исследования, которая будет описана в статье, и звучит она следующим образом: мы решаем проблему выделения специфических черт личности у молодых людей, имеющих апатию, а целью данного исследования будет изучение онтогенеза апатии у молодых людей.
В качестве методов анализа онтогенеза были выбраны методы: клиническая беседа, новая шкала апатии Золотаревой А. А., СМИЛ и проективный метод ТАТ.
Далее разберем обобщенные полученные результаты наших исследуемых. Итак, подводя итоги собранным анамнезам и показателям по шкале апатии, мы можем сказать, что у всех испытуемых имеется высокий показатель апатии, в анамнезе их объединяет наличие «холодной», авторитарной матери, в коммуникации с которой «лучше не спорить» как проявление приобретенной выученной беспомощности.
Также мы считаем важным уточнить, что под выученной беспомощностью мы понимает неспособность преодолевать жизненные трудности ввиду наличия опыта предыдущих неудач в аналогичных ситуациях, согласно позиции Ю. Куль, которая иллюстрируется в рассказах наших испытуемых при проведении проективной методике ТАТ.
Переходя к анализу результатов теста СМИЛ, мы выяснили, что полученные профили личностей исследуемых объединяет стремление улучшить впечатление о себе, смягчить свою симптоматику и эмоционально насыщенные проблемы или отрицать их наличие, что подтверждает данными по проективной методике ТАТ, где превалирует созерцательная позиция в рассказах. И, кроме этого, общее у них состоит в ригидности аффекта, вследствие которого и появляются трудности в социальной адаптации, где опора идет на нормы и правила общества, а важность этого для них подчеркивает стремление к межличностным контактам и интерес к людям, что также подтверждается в рамках ТАТ, в котором мы увидели проявления внешнего логуса контроля.
Далее мы можем выделить общую личностную особенность наших подопечных в виде эмоционального возбуждения, которое переходит в раздражительность, обидчивостью и недостаточную сдержанностью, но стоит сказать, что мы можем заметить и общую аутизацию как защитный механизм у исследуемых.
Посредством ТАТ мы также смогли заметить общий высокий уровень притязания в сочетании с низкой самооценкой у исследуемых и проявления эмоций, характерных для выученной беспомощность: вины, агрессии, страха, обида.
Поводя итоги проведенной работы в рамках поставленной в статье проблемы, мы можем сказать, что нам удалось выделить личностные особенности молодых людей из полученной клинической картины апатии у данных исследуемых, в рамках которой мы можем рассмотреть механизм образование апатии вследствие приобретенной выученной беспомощности, при которой механизмом запуска является стрессовая ситуация, в которой после фрустрации идет аутизация как защитный механизм, что переходит в апатию и далее запускается триада симптомов в виде трех основных клинических компонента в проявлении апатии:
Первый характеризуется снижением продуктивности деятельности, ослаблением применяемых к ней усилий, уменьшением продолжительности ее выполнения (заинтересованности каким-либо делом), снижением инициативы, необходимостью внешнего стимулирования активности больного.
Второй включает снижение интереса к овладению новыми знаниями, навыками, безразличие к своему здоровью и личным проблемам.
Третий проявляется снижением эмоциональных реакций как на положительные, так и на отрицательные стимулы.
Литература:
- Вознесенская, Т. Г. Синдром апатии / Т. Г. Вознесенская // Неврологический журнал, — 2013. — № 3.
- Апатия в структуре психических и неврологических расстройств позднего возраста / А. Б. Гехт, А. С. Аведисова, К. В. Захарова и [др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, — 2014. — 114(6):77.
- Нейровизуализация функциональных нарушений при апатии / А. Б. Гехт, А. С. Аведисова, К. В. Захарова и [др.] // Журнал неврологии и психиатрии, — 2016. — N3. — С. 79–82.
- Золотарева, A. A. Диагностика апатии / А. А. Золотарева. — Москва: Изд-во Смысл, 2020.
- Золотарева, А. А. Теоретический анализ проблемы диагностики апатии / А. А. Золотарева // Клиническая и специальная психология, — 2021. — № 3. — С. 17–30.
- Методы исследования личности в клинической психологии.: учебно-методическое пособие / сост.: С. Л. Леденцова. — Сургут: Изд-во СурГУ, 2018–114 с.
- Леонтьев, Д. А. Тематический апперцептивный тест / Д. А. Леонтьев. — Москва, 1998.
- Психологическое консультирование: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Н. Д. Линде. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 255 с.
- Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования. / Р. Нельсон-Джоунс — СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
- Апатия при болезни Паркинсона / М. Р. Нодель, Н. Н. Яхно // Неврологический журнал, — 2014. — № 1.
- Постинсультная апатия / Петрова Е. А., Савина М. А., Кольцова Е. А., Поневежская Е. В. // Consilium Medicum, — 2020. — № 9.
- Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. / Л. Н. Собчик — СПб.: Речь, 2000. — 219с.
- Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова — М.: Изд-во МГУ, 1987.
- Хозиев, В. Б. Практикум по психологии часть № 2. / В. Б. Хозиев. — Сургут: Изд-во СурГУ, 1997.