Приказное делопроизводство в XV–XVII веках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 07.07.2023

Статья просмотрена: 1757 раз

Библиографическое описание:

Котельвин, С. А. Приказное делопроизводство в XV–XVII веках / С. А. Котельвин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104799/ (дата обращения: 20.10.2024).



{{{Приказное делопроизводство в XV XVII веках

Котельвин Сергей Александрович, студент

Белгородский государственный национальный исследовательский

Становление системы русского делопроизводства началось в середине XV века и совпало по времени с периодом превращения Московского княжества в централизованное государство. Учреждения, в которых велось делопроизводство, именовались приказами, в связи с этим исторический период XVI — XVII вв. принято называть приказным. Происхождение приказов как структурных единиц управления связано с практикой дачи поручений (приказов) великого князя своим подчиненным.

Центром, который дал развитие всей системе приказов, являлись два учреждения Казна и Дворец. По мнению М. П. Илюшенко, «государственные приказы делились на функциональные и территориальные. Военные функции выполнял Разрядный приказ. Поместный — ведал земельными делами, Оружейная палата — изготовлением и хранением оружия. Полицейский надзор в Москве осуществлял Земский двор, Посольский приказ ведал отношениями с иностранными государствами и т. д. На отдельных территориях всеми вопросами управления ведали специальные приказы: Московский, Владимирский, Дмитровский, Рязанский, Казанский, Сибирский» [2, с. 10]. Иную классификацию предложил А. К. Леонтьев, выделяя административные, областные, финансовые, военные и дворцовые приказы [4, с. 29].

Наряду с развитием системы государственных приказов, появляются административные структуры, отвечающие за управление финансово-хозяйственными вопросами Православной Церкви. Во второй половине XV века формируются митрополичьи приказы, а с учреждением патриаршества, с 1589 г. патриаршие приказы. Они создавались по структурному образцу государственной приказной системы. Основу системы патриарших приказов составляли 3 административных учреждения: Патриаршие Дворцовый, Разрядный и Казенный приказы [5, с. 110].

Приказы являлись основными органами управления, осуществлявшими исполнительную власть. Рассмотрение челобитных возлагалось на боярина, но зачастую решение затягивалось, в связи с этим складывался штат подчиненных — дьяков и подьячих, между ними распределялись определенные функциональные обязанности. Таким образом, поэтапно, появлялось делопроизводство и формировалось учреждение.

Работа управленческого аппарата в Древней Руси основывалась на нескольких основных документах. Главными являлись национальные правовые акты, указы царя и приговоры Боярской думы, решения земских соборов, царские жалованные и указные грамоты. Органы местного самоуправления руководствовались наместническими и губными грамотами, приказами, а также земскими уставами и крестоприводными записями.

В приказах сформировалась особая система управления. Е. М. Емишева в своей статье указывает, что должностной состав управленческого аппарата приказов был закреплен Судебниками. К высшим думным чинам относились боярин — высший сановник, близкий к князю; окольничий — второй после боярина высший чин, думные дворяне. За ними следовали дети боярские — низший разряд свободных служилых людей, целовальники — посадские люди или черносотные крестьяне, избиравшиеся на различные должности в органах местного управления [1].

Думные чины обязаны были рассматривать все челобитные, докладывая о самых важных царю. К низшему разряду свободных служилых людей относился дьяк, в его функции входило оформление духовных грамот. Примерно с XV века суды происходят в присутствии дьяка вместе с окольничими и думными чинами.

С XVI в. дьяки и подьячие определяли основной должностной состав приказов. Д. В. Лисейцев указывает в своей работе, что «деление дьяков на дворцовых и казенных известно с рубежа XV—XVI в., равно как с того же времени наблюдается и специализация отдельных дьяков и подьячих на определенном круге вопросов, в частности, на делах дипломатического характера». М. П. Илюшенко отмечает, что с XVI века появляется деление дьяков на думных и приказных. В должностные обязанности думных дьяков входило присутствие на судах в Разрядном, Посольском, Поместном и Казанского дворцах, а также участие в заседаниях Боярской думы. Приказные дьяки были помощниками судей в приказах и воевод (на местах), возглавляли небольшие приказы, руководили деятельностью структурных подразделений приказов — столов. Младшим чином приказной администрации были подьячие, которые делились на три разряда: «старые» (старшие), «средние» и «молодые» (младшие). Существовала отдельная должность подьячего «с приписью». М. П. Илюшенко пишет: «установившимся обычаем, а затем и законом были определены функции служилых людей. Присяги (особые записи), которые давались должностными лицами при вступлении в должность, наказные памяти воеводам и особые грамоты являлись своего рода прототипом должностных инструкций, в которых перечислялись обязанности служилого человека, в том числе в области делопроизводства. Служилый человек решал судебные, административные и финансовые вопросы. Думные дьяки докладывали в Боярской думе о делах приказов, формулировали и записывали царские указы и приговоры Думы, скрепляли своей подписью их и другие законодательные акты (например, Уложение 1649 г.), делали объявления о повышении в чинах, оглашали приговоры. В приказах думные дьяки выполняли распорядительные функции: санкционировали пересылку денег, выдачу жалованья. Приказные дьяки готовили решения по судебным и административным вопросам, осуществляли контроль за деятельностью подьячих, в том числе проверяли находившиеся у них денежные суммы, скрепляли своими подписями приходно-расходную документацию, проверяли исходящие документы, приписывали грамоты, памяти и отписки, ставили на документы пометы, фиксировавшие решения по ним судейских коллегий» [2, с. 11].

Документы приказных учреждений можно условно классифицировать на «присыльные» и «посыльные» (входящие и исходящие). Т. В. Кузнецова к основным видам документов приказного делопроизводства относит грамоты (царские указы или указные грамоты), приговоры, наказы, доклады, памяти, отписки, челобитные. При этом внутри каждого вида было несколько разновидностей. Существовали также системы документации, в которых фиксировались отдельные функции управления: военная, дипломатическая, бухгалтерского и хозяйственного учета и т. д. [3, с. 13].

В XVI веке появляются определенные правила хранения дел. Дьяку надлежало сохранять все документы судебных заседаний. Подьячие не имели права хранить записи у себя. В случае нарушения им грозило наказание на торговой площади и лишение права впредь исполнять обязанности. В уставной земской грамоте 1552 г. данная мера наказания для земского дьяка заменена смертной казнью. Не менее суровыми были наказания за утрату документов. Документы хранили в ларях или сундуках, внутри них — в ящиках, мешочках, «коробьях», а в некоторых приказах — в шкафах. Появляется понятие архива («хранила», «казны») как собрания исторических документов и документов государственных учреждений [2, с. 18].

В первой половине XVII в. создание приказов оформляется законодательным актом, который определил его функции, штат и бюджет. Во второй половине XVII в. устанавливается «указное число» подьячих для каждого приказа [2, с. 19]. Появляется группа «служилых людей», основной обязанностью которых является государева служба. Изменение государственного аппарата от учреждений, обслуживавших великокняжеское хозяйство, привела к иерархии учреждений централизованного государства: Боярская дума, приказы, воеводские избы. Весь процесс делопроизводства осуществлялся должностными лицами — дьяками и подьячими, число которых, согласно исследованию М. П. Илюшенко, «к концу XVII в. достигло 4657 человек. Образовалась большая категория людей, занятых «приказной работой», которая выделяется из общей службы. Следовательно, формируется особая отрасль государственной службы, появляется потребность в подготовке кадров» [2, с. 19].

Приказная система управления являлась важной составной частью механизма государства. Процесс создания приказов продолжался до XVIII века.

Литература:

  1. Емишева, Е. М. Возникновение традиции законодательного регулирования системы управления и делопроизводства в России / Е. М. Емишева. — Текст: электронный // cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozniknovenie-traditsii-zakonodatelnogo-regulirovaniya-sistemy-upravleniya-i-deloproizvodstva-v-rossii-1 (дата обращения: 05.07.2023).
  2. Илюшенко, М. П. История делопроизводства в дореволюционной России: Учеб. пособие / М. П. Илюшенко. — Москва: Рос. гос. гуманит. ун-т., 1993. — 79 c. — Текст: непосредственный.
  3. Кузнецова, Т. В. Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления): учебник для вузов / Т. В. Кузнецова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 359 c. — Текст: непосредственный.
  4. Леонтьев, А. К. Образование приказной системы управления в Русском государстве: Из истории создания централиз. гос. аппарата в конце XV — первой половине XVI в. / А. К. Леонтьев. — Москва: изд-во Московского ун-та, 1961. — 200 c. — Текст: непосредственный.
  5. Лисейцев, Д. В. Приказы Московского государства XVI-XVII вв. Словарь-справочник / Д. В. Лисейцев, Н. М. Рогожин, Ю. М. Эскин. — Москва — Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2005. — 303 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): приказ, Боярская дума, дьяк, век, деление дьяков, половина XVII, приказное делопроизводство, разряд свободных, служилый человек, централизованное государство.


Задать вопрос