В статье рассматривается информационно-просветительская деятельность как один из факторов мотивации учебного и учительского труда. Представлены материалы социологического исследования о влиянии просветительской деятельности на поддержание мотивации педагогов и обучающихся к педагогической и учебной деятельности.
Ключевые слова: мотивация, информационно-просветительская деятельность, просветительская деятельность, мотивация учебного и учительского труда.
Информационно-просветительская деятельность реализует междисциплинарную функцию, так как интегрирует в себе знания отдельных отраслей науки об обществе и человеке. Эта деятельность обладает высокой ценностью, поскольку позволяет транслировать качественную и значимую информацию широкой аудитории.
В последнее время, с развитием интернета, который обеспечивает неограниченный доступ к любым ресурсам, сам процесс информирования становится все более «размытым», не обладает целенаправленным действием. В этих условиях первое место по значимости занимают такие умения человека, как самостоятельная оценка информации, её интерпретация, творческое осмысление и создание на этой базе новых задач для дальнейшего развития.
У детей еще не сформированы эти умения в своей совокупности. В большинстве своем они воспринимают информацию нерефлексивно. Между тем, поток информации, высокая скорость её распространения, множество каналов её трансляции и разное качество требуют наличие навыков критического мышления [3, с. 129].
Сформировать такое мышление у детей не получается быстро. А в некоторых случаях, касательно детей с особыми образовательными потребностями, не всегда возможно. Поэтому нужен посредник, наставник, который поможет детям правильно ориентироваться в потоке информации. Цель такого наставника — дать достоверную информацию на доступном детям языке, предложить варианты освоения информации, способствовать расширению мировоззрения, актуализировать знания о мире, себе, природе, культуре, труде и его ценностях.
Информационно-просветительская деятельность осуществляется вне рамок образовательных программ, направлена на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Федеральный Закон «Об образовании в РФ»).
Духанина Л. Н., Максименко А. А. считают, что на современном этапе от просветительства человек ждёт помощи в обретении личной траектории и мотивационных драйверов, а не масштабной презентации научной картины мира, способствующей расширению кругозора [1, с. 227]
Информационно-просветительская деятельность способствует развитию и поддержанию мотивации к обучению.
И хотя до сих пор нет однозначного понимания мотивации, популярным ее определением является следующее: мотивация — это совокупность внутренних и внешних сил, побуждающих человека к познанию, ощущению и действию [2, с. 61].
Новые и актуализация уже полученных знаний, повышают мотивацию, т. к. деятельность человека обретает смысл.
Эффективность информационно-просветительской работы зависит от системы ее планирования, а также ориентированности на образовательные и личностные потребности потребителя услуг. Помимо этого, в информационно-просветительской работе есть большой потенциал и ресурс воспитательной работы.
Потенциал и ресурс воспитательной работы заложен в самой просветительской деятельности. Эта деятельность, связанная с передачей знаний и опыта культуры, исходит от субъекта. Она направлена на хранение, распространение культурных ценностей и приобщение к этим ценностям разных слоев населения [3, с. 135].
Вовлеченность информационно-просветительской деятельности в сферу образования привлекает внимание, в первую очередь, участников образовательных отношений, а также широких слоев населения к проблеме мотивации учебного и учительского труда, т. к. предлагает адекватное решение на вопрос «как поддерживать устойчивую мотивацию?»
Поскольку просветительская деятельность направлена на интеграцию общества, она может выступать как фактор формирующий и поддерживающий мотивацию, в том числе на основе преемственности. Помимо этого, информационно-просветительская деятельность объединяет усилия педагогов и обучающихся, как отдельной образовательной организации, так и широкого круга школ, в решении определенной задачи, позволяет найти эффективные социокультурные практики в повышении мотивации. На наш взгляд, информационно-просветительская деятельность является движущей силой мотивации учебного и учительского труда и определяет её характер.
В широком социокультурном контексте просветительская деятельность включает в себя элементы образовательной деятельности, воспитания и информационную составляющую [3, с. 138].
С этих позиций, просветительская деятельность обогащает человека духовно и нравственно, позволяет найти ресурсы для формирования и поддержания мотивации к труду. Такая деятельность предлагает направления для самореализации, личностного и творческого самовыражения человека. А все это вместе стабилизирует трудовую деятельность человека, способствует формированию его мировоззренческих представлений о мире.
Мы провели социологическое исследование, чтобы выявить движущий характер информационно-просветительской деятельности в сохранении устойчивой мотивации учебного и учительского труда. В опросе приняли участие обучающиеся и педагоги образовательной организации г. Челябинска. В исследовании участвовали 332 учащихся и 142 педагогических работника.
В рамках исследования в 2022–2023 учебном году службой психолого-педагогического сопровождения образовательной организации проводилась информационно-просветительская работа через систему мероприятий различных по направленности и содержанию.
Так, с обучающимися были проведены тематические занятия «Я и закон», в которых приняли участие 332 обучающихся. В просветительских мероприятиях в рамках Недели психологии в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации в октябре 2022 года приняли участие 166 учащихся, а в апреле 2023 года — 154 человека.
В распространении просветительской информации по Региональному проекту «Почта Доверия» было охвачено 120 обучающихся. Так же в рамках информационно-просветительской деятельности с учащимися мы проводили деловые игры «Мой профессиональный выбор» и «Моя школа самая лучшая», в которых приняли участие 207 учащихся.
По результатам проведенной работы обучающиеся и их родители отметили высокую значимость просветительских мероприятий в распространении знаний о человеке; 64 % отметили влияние на личностный рост и учебную мотивацию обучающихся; 38 % — на развитие коммуникативной компетентности.
С педагогическими работниками в рамках информационно-просветительской работы были проведены беседы о нежелательном поведении учащихся, адаптации детей к образовательному процессу (7 человек), консультации о развитии личностных и коммуникативных компетенций обучающихся — 8 педагогов. В рамках просветительских мероприятий проведены семинары-практикумы на темы: «Конфликты: стратегии решения» — 23 чел.; «Новогодние часы» Арт-терапия, работа с метафорическими ассоциативными картами (далее — МАК) — 56 чел.; «Энергия жизни». Тестирование, работа с МАК — 48 чел.
По итогам работы 88 % педагогов отметили большой вклад таких мероприятий в позитивный настрой в коллективе, 76 % — в развитие коммуникативных компетенций, саморефлексию и 82 % — вклад в повышение мотивации к педагогической деятельности.
Исследование показало, что использование разнообразных приемов информационно-просветительской деятельности значительно повышает как интерес к самой этой деятельности, так и к отдельным её компонентам. Помимо этого, она предоставляет конкурентную информацию для создания нового интеллектуального продукта, формирования определенного процесса, качественной характеристики труда.
Проведенная работа показала её достаточную востребованность у всех участников образовательных отношений. Нужно отметить, что в этой работе приняли участие также родители (законные представители) обучающихся — 43 чел. Но в рамках нашей работы, мы подробно не рассматриваем данную категорию образовательных отношений, хотя обязательно её учитываем в реализации информационно-просветительской деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что информационно-просветительская деятельность является одним их факторов формирования и поддержания мотивации учебного и учительского труда. Применение просветительских практик расширяет образовательное пространство учащихся и педагогов, мотивирует педагога стать сопровождающим наставником, который ориентирует и направляет поисковую деятельность учащихся в информационном потоке, способствует развитию их мотивации к учебному труду.
Литература:
- Духанина, Л.Н., Максименко, А.А., Просветительские запросы россиян / Л. Н., Духанина, А. А. Максименко. — [Текст] // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. — 2019. — № 2. с. 226–240.
- Лифшиц Е. А. Истоки трудовой мотивации /Электронное научное издание «Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление». Том 5 (2009), ст. 4. — с. 60–68. www.rypravlenie.ru
- Симбирцева, Н.А., Челышева, И.В., Просветительская деятельность: структурно-содержательный анализ понятия в отечественной традиции / Н. А. Симбирцева, И. В. Челышева. — [Текст] // Педагогический журнал Башкортостана. — 2020. — № 4–5/2020. — с. 127–140.