В статье проводится аналитическое исследование подходов, реализованных в лучших мировых практиках при формировании образовательных программ, направленных на предупреждение применения допинговых средств спортсменами разного возраста; изложены результаты апробации семинаров образовательной программы для российских спортсменов, сформированной на основе подходов к профилактике допинга в НАДО из 62 стран
Ключевые слова: антидопинговое образование, Национальные антидопинговые организации (НАДО), подходы к профилактике допинга, информационно-просветительская деятельность, предотвращение непреднамеренного использования допинга
Согласно официальным данным противодействие со стороны международных антидопинговых организации распространению допинга идет с 1963 года. Однако эффективной эту борьбу назвать нельзя и в современном спорте запрещённые вещества и методы в настоящее время очень сильно распространены. Для нашей страны данная проблема особенно актуальна [2, 3]. Основная цель ВАДА во всем мире — защищать право спортсмена на участие в спорте и обеспечить согласованные, скоординированные и эффективные антидопинговые программы в отношении обнаружения и профилактики допинга. Всемирный антидопинговый кодекс — это основополагающий документ, определяющий принципы борьбы против допинга в спорте [1].
Цель исследования : на основе лучших мировых практик провести обоснование новой оптимальной образовательной стратегии противодействия допингу, способной изменить отношение молодых спортсменов к применению допинга.
Методы и организация исследования. Текущее исследование основано на опросе и педагогическом наблюдении. Собранные данные включали всю письменную информацию образовательную информацию о допинге (буклеты, брошюры и слайды), все лекции и учебные занятия, предусмотренные для подростков и взрослых спортсменов исследуемых Национальных антидопинговых организаций. Поскольку полный сбор данных 144 Национальных антидопинговых организаций не представлялся возможным в исследования включались, только те страны, которые посылали более 25 участников к Олимпийским играм в Буэнос-Айресе в 2018 году. Всего в исследовании участвовали 64 Национальных антидопинговых организаций из широкого географического охвата (все континенты). При этом сбор информации о профилактической работе производился на сайте исследуемых НАДО. В общей сложности были исследованы 64 НАДО из 62 стран.
Педагогический эксперимент проводился на базе Кубанского государственного университета физической культуры, входе исследования участникам предлагалась анкета с 5-балльной шкалой типа Лайкерта с ответами от 1 (полностью согласен) до 5 (категорически не согласен) суммированная по 6 пунктам. Для оценки полученных результатов использовались методы математической статистики. Обработка осуществлялась по стандартной методике (Т. М. Михайлина, 2003). Оценка достоверности различий проводилась по статистическому критерию t — критерий Стьюдента. Всего в исследовании участвовали 100 студентов спортсменов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Для целей нашего исследования использовалась групповая выборка, чтобы установить реальное отношение студентов к использованию допингу были отобраны 4 факультета, из которых было, потом отобрано по 25 участников.
Результаты. В ходе исследования были оценены мероприятия по профилактике допинга предлагаемые 64 НАДО на основе содержания их образовательных антидопинговых программ. В среднем НАДО предлагали от 1- 8 разных профилактических мероприятий для подростков и взрослых спортсменов. При этом для подростков было предложено большее количество профилактических мероприятий. Несколько НАДО предлагали также программы для детей в начальных школах. Анализ наших данных показал, что некоторые НАДО (Европа, Северная Америка) предлагают отличные семинары для подростков и взрослых спортсменов, в том числе, например, ролевые игры и дискуссии о честной игре в спорте, отношение участников к повседневной жизни, другие же имели неудовлетворительный уровень реализации этих программ (Южная Америка, Страны Азии, Африка и Океания). Обзор лучших мировых практик антидопингового образования показал, что наиболее эффективными и распространенными в мире являются следующие подходы профилактики допинга:
- Борьба с отклонениями в поведении у спортсменов. Данный подход ориентирован в большей мере на знания о допинге (например, знания о побочных эффектах различных запрещенных субстанций и методов).
- Эмоционально — ценностный подход (направлен на чувства, ценности и самоуважение спортсмена).
- Обучение социальным навыкам (например: уверенности в себе, создание устойчивости спортсмена к влиянию со стороны сверстников).
- Обучение личным навыкам и знаниям.
- Подход на основе этики и ценности обучения (например: честная игра, честность и порядочность).
На основе анализа данных подходов, используемых в мировых практиках, нами была разработана экспериментальная антидопинговая образовательная программа в целях профилактики допинга у российских спортсменов, которая состояла из базовой и основной части. При этом в первом случае предоставляются только базовые знания о допинге, во втором все внимание сосредоточено на профилактике допинга и антидопинговом образовании.
Эксперимент заключался в том, что спортсменам до и после проведения образовательного семинара по разработанной нами программе была предложена анкета. В результате опроса были получены данные, характеризующие динамику изменений в отношении молодых людей к применению запрещенных субстанций и методов в спорте (Таблица 1).
Таблица 1
Динамика изменений в отношении участников спортивной деятельности к использованию запрещенных субстанций и методов в спорте после образовательного семинара по антидопинговой программе N =100.
№ вопроса |
Средние баллы за выполнение теста «Самодетерминация спортсмена в спортивной деятельности» (антидопинговое поведение в спорте) |
P- уровень значимости |
|||
До обучения. После обучения |
|||||
М |
SD |
M |
SD |
||
Пункт 1 |
4.002 |
1.112 |
4.310 |
0.860 |
0.017 |
Пункт 2 |
3.100 |
1.487 |
3.660 |
1.401 |
0.002 |
Пункт 3 |
2.550 |
1.337 |
4.140 |
1.101 |
0.000 |
Пункт 4 |
4.170 |
1.214 |
4.210 |
0.696 |
0.0015 |
Пункт 5 |
3.630 |
1.625 |
4.310 |
1.316 |
0.001 |
Пункт 6 |
3.520 |
1.654 |
4.030 |
1.337 |
0.013 |
В результате проведенного исследования были выявлены основные факторы и социально-психологические условия, которые способствуют использованию и распространению допинга спортсменами, по этой причине были использованы специальные психодиагностические инструменты, которые позволили разработать вопросы–индикаторы способные обмануть возможные защитные реакции занимающихся и установить их реальное отношение к допинг–проблеме.
Пункт 1. «Основная причина допинговой проблемы — стремление спортсменов добиваться высоких результатов любой ценой». Это утверждение было построено на основе шкалы реагирования на проведение антидопинговой политики и пропаганды.
Пункт 2. «Чтобы не говорили главы спортивных федераций и другие официальные лица, все понимают, что без применения допинг–препаратов сегодня не проходит ни одно крупное состязание». Данное утверждение было построено на основе шкалы подверженности/сопротивляемости спортсмена точки зрения официальных лиц спортивных федераций или ближайшего окружения об оправданности применения запрещенных средств и методов.
Пункт 3. «Чаще всего изобличенный в применении запрещенных медицинских препаратов спортсмен не знает о том, что он действительно принимал, ведь он просто следовал рекомендациям своего лечащего врача».
Данное утверждение было построено на основе шкалы принятия личной ответственности спортсмена за использование допинга.
Пункт 4. «В целях решения проблемы использования запрещенных медицинских препаратов нужно обучать спортсменов естественным способам восстановления организма». Данное утверждение было построено на основе шкалы ориентации на естественные стимуляторы при помощи сознательного отказа от применения химических препаратов.
Пункт 5. «Какое из приведенных суждений отражает вашу точку зрения на применение запрещенных химических препаратов в спорте?».
Вопрос об установке — служит для проверки отношения спортсменов к использованию запрещенных химических препаратов в спорте.
Пункт 6. Оцените степень своего согласия с распространенным мнением о том, что в современном спорте нельзя достичь высоких результатов без применения запрещенных фармакологических препаратов. Контрольный закрытый вопрос для проверки ранее полученного результата опроса.
В результате исследования были получены данные, подтверждающие эффективность предложенной антидопинговой программы — обучающиеся демонстрировали более осознанное отношение к допинг-проблеме. Статистически достоверны различия были обнаружены во всех пунктах предложенного теста p>0.05. После обучения, по предложенной антидопинговой программе обучающиеся набирали более высокий средний балл по каждому пункту в анкете с 5-балльной шкалой типа Лайкерта.
В результате исследования сделан вывод о том, что решения проблем преднамеренного и непреднамеренного применения допинга молодыми спортсменами лежит в отношениях между образовательной организацией и обучающимися (окружающая среда), экономическими реалиями и образовательной политикой. Если имеется возможность изменить отношение спортсменов к допингу, то высока вероятность того, что произойдет снижение рисков и опасности аффективного поведения молодых людей.
Литература:
- Алексеев С. В. Спортивное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура» / С. В. Алексеев; под ред. П. В. Крашенинникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. — 927 с.
- Жабин Н. А. Борьба с допингом в России // Спорт: экономика, право, управление. — М.: Юрист, 2012, № 1. — С. 20–24.
- Желанова Н. С. Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним: Законодательный аспект // Вторая общероссийская научно-практическая конференция. Допинг в спорте: Риски, противодействия, профилактика. Итоговый сборник материалов. М.2012.