«Танец выражает характерные черты каждой нации, особенно её нравы и степень цивилизации» — этими словами Комитас выражал феномен этнического танца.
Об армянских традициях и, в частности, о танцах, первым поведал древнегреческий писатель Плутарх. Он писал, что в I веке до нашей эры армяне первыми построили амфитеатр, где устраивали различные сценические представления с танцами. В то время танцоров разделяли по полу и возрасту, каждая из этих групп выступала отдельно. Всё зависело от праздника, обряда или предмета поклонения, которое демонстрировалось в представлении.
Традиционные (этнические) танцы — это один из методов восстановления и сохранения народных ценностей.
Армянские традиционные танцы — это характерная черта армянского народа. Возникшие еще в первобытном обществе, они сохранились до наших дней почти в первозданном виде.
Танец рождается вместе с народом. особенная культура каждого народа создаёт обрядовые танцы, величественные и аристократичные (княжеские танцы), которые исходят из национальных черт.
Этнические танцы отражают психологию, сущность, мировоззрение народа и его взгляды на жизнь.
Армяне пронесли свою культуру танцев сквозь многие века, сохранив свои движения, а также структурную и музыкальную характеристику, несмотря на разнообразные трудности, которые вставали на их пути.
«Сколько в Армении языковых диалектов, столько же и танцевальных. То есть вся идея и вся мысль вливается в корень слова, а, как мы видим, корни одинаковые» — очень точно подметил Гагик Гиносян — этнограф и художественный руководитель ансамбля армянских песен и плясок «Карин».
Исконные армянские танцы были сформированы и достигли своего расцвета еще в дохристианское время на территории Армянского Нагорья, когда армяне еще были язычниками и исповедовали многобожие.
Вообще, особенность этнических танцев связанна с географической зоной, обрядами и бытом.
Разновидностей армянских национальных танцев очень много. К примеру: шорор, ишханац пар (княжеских танец), лорке, тамзара, хет у арач, ростам бази (танец храбрецов), шавали (танец кумов), ярхрушта, карно кочари, папури и многие другие.
В более широком смысле их можно разделить на следующие категории:
a. Эпические (народные);
Это фольклорные танцы, который исполняются в своей естественной среде и имеют определённые традиционные движения для данной местности.
b. Ритуальные (языческие);
При помощи таких танцев люди старались показать определённые процессы и ритуалы. Через эти танцы они просили помощи от богов. А когда получали, так же через танец выражали свою благодарность.
Армяне относились к танцам очень серьёзно и осторожно. Поскольку танцы были посвящены богам, то любая ошибка в движениях могла рассердить богов.
Ритуальные танцы также отличались уникальной символикой своих движений. Изначально танцы были круговыми. Круг в свою очередь символизирует Бесконечность и вечность. Так же движения вправо означают жизнь, процветание, удачу, поэтому многие групповые круговые танцы двигаются с лева на право.
Существует также специальный вид танцев с хлопками. Хлопая, народ выражал радость и ликование, показывал силу своего удара, а топанье ногами или пяткой были направлены на борьбу с нечистыми силами, которые живут под землей.
c. Свадебные;
К ним относят: танец невесты на свадьбе, танец свекрови (как старшей женщины рода) при встрече молодоженов в доме жениха, танцы возле дома невесты и обмен подарками, круговой танец молодоженов с родителями и родственниками невесты перед выходом невесты из отчего дома (считалось, что так она прощается со своей девичьей жизнью и становится женой).
d. Военные;
Военный танец исполняли перед боем, он помогал пробудить боевой дух и настроить на победу над противниками.
Военные танцы исполняли не только военнослужащие, но и обычный народ, провожая солдат на войну, встречая их, отмечая победу или оплакивая поражение.
Пока мужчины сражались, женщины так же танцевали военные танцы и верили, что этим они “обеспечат” победу своих мужей и поддержат их боевой дух.
В военных танцах движения назад и вперёд символизируют отступление и атаку, ожидание и победу.
e. Обрядовые;
Обрядовыми называются те танцы, которые исполнялись в быту и были связаны с ежегодными праздниками, свадьбами, похоронами и другими церемониями.
f. Бытовые;
Танцы, движения которых имитируют поведение птиц и животных, показывают повседневный быт и рабочие будни армянского народа. Сюда же можно отнести танцы, связанные с охотой, собиранием урожая и обработкой шерсти.
g. Театральные;
Многие театрализованные танцевальные постановки передавали «историю» своей общины, своего племени или народа, былины и мифы о жизни различных предков-тотемов, героев, духов, идолов, отражая их облик и поступки. В них обычно играли во время жертвоприношений, чтобы научить молодежь «истории» своего племени.
Театрализованные танцевальные представления также были магическими действиями, призывающими к плодородию природы, росту флоры и фауны, успеху в работе, охоте, войне, рыболовстве.
Движения театрально-танцевальных представлений имитировали движения представленных реальных и фантастических персонажей и движения членов сообщества в той сфере деятельности, на которую нужно было «воздействовать — вызвать успех», например, работа, охота, рыбалка, боевые, соревновательные и другие движения.
В театрализованных народных танцевальных представлениях в зависимости от их смысла и содержания участвуют только девушки (или женщины, или совместно), только мужчины (только азапы, или только женатые, или совместно), только дети (одного или обоих полов), а также все сообщество вместе.
h. Мифические;
i. Лирические и многие другие.
По количественному составу:
a. Групповые (малая и большая группа);
В групповых танцах участвуют не более 8–12 человек. Обычно эти танцы считаются самими сложными в исполнении (из-за своих движений и ритма), чаще всего эти танцы исполняют только молодые танцоры. Чаще всего участники делятся на две группы, число пар в каждой группе не превышает 4–6.
b. Сольные;
Сольные танцы могут исполняться как мужчинами, так и женщинами, но в большинстве случаев сольные танцы- женские.
c. Дуэтные;
К ним можно отнести импровизационные танцы под быструю и умеренную музыку на различных мероприятиях и празднествах.
d. Коллективные;
В коллективных танцах число участников не ограниченно, в них может принять участие любой желающий. Однако, число участников находится в прямой зависимости от сложности танцевальных фигур и темпа танца. Так, если много прыжков, переходов и быстрый темп, то для правильного исполнения необходимо ограничить число участников (и танец уже становится групповым, а не коллективным). Если же танец медленный или умеренно-медленный, то количество участников не ограничивают.
Армянская культура всегда привлекала к себе внимание и была широко известна в разных уголках земного шара.
Армянский танец — это красота национального костюма, грация и плавность движений, свобода духа и невероятная энергетика танцоров.
Занятия армянскими этническими танцами обеспечивают полноценное знакомство с культурой и историей Армении, помогают развитию индивидуальных способностей человека, учат лучше чувствовать себя и окружающих, улучшать коммуникативные навыки.
Литература:
- С. Лисициан. Старинные пляски и театральные представления армянского народа. 1958 г.
- С. Штикян. Теоретик армянских танцев. 1995 г.
- Э. Петросян, Ж. Хачатрян. Армянских народный танец. 1980 г.
- Пинт А. О. Высокое призвание. М, 1973.
- Хореографическое искусство. Справочник. — М.: Искусство. — 2005 г.
- Армянский национальный танец. — Текст: электронный // Armenian geographic: [сайт]. — URL: https://www.armgeo.am/ru/armenian-national-dance
- Степанян, К. Значение танцевального искусства в культуре Армении / К. Степанян. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/kursovaya-rabota-na-temu-znachenie-tancevalnogo-iskusstva-v-kulture-armenii-6440127.html