В статье автор исследует особенности национальной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Республике Беларусь.
Ключевые слова: ТКО, коммунальные отходы, вторичные материальные ресурсы, РОП.
Реализации системы обращения с отходами в РБ осуществляется в рамках Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года. К окончанию периода своего действия данная стратегия ставит целью осуществлять использование 90 % твердых коммунальных отходов от их общего объема накопления.
Переработку отходов в РБ регламентирует Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 № 271-З «Об обращении с отходами». Ключевым принципом данного нормативно-правового акта является нацеленность на максимально возможное увеличение доли отходов, направляемых на переработку и снижение объёмов захоронения ТКО. [7]
Республика Беларусь является государством-лидером среди стран СНГ в области обращения с ТКО. Высоких показателей эффективности в данной сфере удалось достичь в том числе благодаря внедрению расширенной ответственности производителей (РОП). [11]
Расширенная ответственность производителей была введена в Республике Беларусь в 2012 году. Данный механизм обязывает производителей и поставщиков продукции осуществлять сбор образуемых отходов, а также их повторное использование, переработку или утилизацию — самостоятельно или посредством уплаты налогов и заключения контракта с оператором.
Также национальная политика Республики Беларусь в области обращения с ТКО затрагивает и вопросы экологического просвещения в данной сфере. Так, например, в 2015 году в РБ была запущена информационная кампания, названная «Цель 99». Основной задачей данного общественного движения является формирование у граждан Республики ответственного отношения к обращению с отходами потребления и ВМР. [7]
Также различные эколого-просветительские проекты в данном направлении запускаются в СМИ. Например, «Вторая жизнь», «Зеленый бизнес». Кроме того, создаются различные документальные и мультипликационные фильмы по теме обращения с ТКО.
Законодательство республики Беларусь, а именно технический кодекс «Правила обращения с коммунальными отходами», предписывает физическим и юридическим лицам разделять ТКО на фракции при накоплении отходов. Однако штрафные санкции за нарушение данных правил сортировки отходов в настоящий момент не предусмотрены ввиду затруднительной реализации системы контроля за выполнением предписаний о сортировке ТКО. [7]
Тем не менее, штрафы за нарушение физическими и юридическими лицами законодательства в сфере обращения с ТКО всё же предусмотрены. Так, например, за выбрасывание мусора в неположенном месте — не в урны или контейнеры, граждане могут получить штраф в размере до 25 тысяч российский рублей (870 белорусских рублей), а за отходы, оставленные в лесу — около 8,4 тысяч русских рублей (290 белорусских рублей). За выброшенный из транспорта мусор грозит штраф в размере от 840 до 1,7 тысяч российских рублей (от 29 до 58 белорусских рублей). [3]
В Беларуси действует единый государственный оператор — «Оператор вторичных материальных ресурсов», которая является некоммерческой специально уполномоченной организацией, созданной в 2012 году Министерством жилищно-коммунального хозяйства РБ. Данная организация осуществляет контроль за сферой обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе за внедрением и функционированием расширенной ответственности производителей. [9]
Оператор вторичных материальных ресурсов осуществляет участие в подготовке нормативно-правовых актов, государственных программ и стратегий в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, а также играет важную роль в просвещении граждан Республики Беларусь по вопросам раздельного сбора отходов в рамках республиканской информационной кампании «Цель 99». [9]
Таким образом, можно отметить, что в Беларуси отсутствуют операторы по обращению с ТКО, являющиеся коммерческими структурами. Единственный оператор, действующий на территории Республики Беларусь, является государственным учреждением.
Кроме того, Оператор вторичных материальных ресурсов осуществляет заключение договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями об организации сбора и направлении на переработку или повторное использование отходов упаковки. Также республиканский оператор производит учёт внесённой компаниями-производителями и поставщиками платы за сбор, утилизацию или повторное использование использованных упаковочных материалов.
По состоянию на 2023 Оператор вторичных материальных ресурсов заключил порядка 16 539 соответствующих договоров с поставщиками и производителями продукции, соблюдающими таким образом нормативные требования о расширенной ответственности производителей. Однако, в рамках действующей на законодательном уровне РОП, предприятия имеют право как на заключение вышеупомянутого договора с Оператор вторичных материальных ресурсов, так и на самостоятельное осуществление сбора отходов товаров и упаковки из отходов потребления за счёт внедрения собственной системы. [5]
При этом Оператор вторичных материальных ресурсов является ответственным лишь за организацию работ в сфере ВМР, а за осуществление работ по организации сбора и вывозу ТКО отвечают местные исполнительные и распорядительные органы Республики Беларусь. [9]
Обращение с коммунальными отходами в Республике Беларусь является коммунальной услугой, оплачиваемой гражданами. Расчёт платы за данную коммунальную осуществляется на основе субсидированных тарифов, основанных на нормативе образования ТКО, устанавливаемом местными исполнительными и распорядительными органами, а также количестве зарегистрированных по месту пребывания или проживания лиц.
Также на коммунальный тариф оказывает влияние фактор наличия мусоропровода в жилом доме и его пригодности к использованию. Так, например, тариф будет выше для граждан, имеющих мусоропровод в доме.
Беларусь, как и Россия, стремится к переходу к экономике замкнутого цикла. Для достижения данной цели Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством экономики РБ была разработана Стратегия развития экономики замкнутого цикла в Республике Беларусь до 2035 года. Однако данный документ ещё не принят.
Ведущая роль в формировании системы обращения с ТКО в Республике Беларусь отведена Министерству жилищно-коммунального хозяйства. В обязанности Министерства в данном направлении входит реализация единой государственной политики в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, разработка соответствующих планов мероприятий и программ, а также координация деятельности Оператора вторичных материальных ресурсов и осуществление нормативного обеспечения в данной сфере.
Также в Беларуси каждые 5 лет утверждаются территориальные схемы обращения с отходами в рамках административно-территориальных единиц страны. Предварительно территориальные схемы обращения с ТКО проходят этап согласования с местными органами Министерства природных ресурсов и окружающей среды Республики Беларусь. [7]
Отрасль обращения с ТКО в стране динамично развивается, принимаются меры для решения текущих проблем — утверждаются новые нормативно-правовые акты в данной сфере, проводятся информационные кампании, осуществляется модернизация объектов по обращению с ТКО и возведение новых.
Таким образом, можно отметить, что Министерство жилищно-коммунальных услуг РБ является главным органом власти в рамках реализации нормативно-правовой базы в сфере обращения с ТКО в стране. Кроме того, в стране действует единый оператор, являющийся государственным учреждением.
Литература:
- Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»
- Указ Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки»
- ТКП 17.11–08–2020 (33040/33140) Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами
- Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года, утверждённая Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 28.07.2017 № 567.
- Отчёт ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» за 2022 год
- Киль Юлия Эдуардовна, Синицына Валерия Андреевна «Мусорная реформа» в российской Федерации: правовое регулирование и проблемы реализации // Вопросы российской юстиции. — 2019. — № 4.
- Обращение с твердыми коммунальными отходами. Практическое пособие для подготовки к аттестации специалистов жилищно-коммунального хозяйства/ — Государственное предприятие «Жилкомиздат»
- Скриган А. Ю., Мельникова И. С., Шилова И. В., Щур А. В. Сравнительная оценка системы обращения с твердыми коммунальными отходами в Беларуси, России и Казахстане//Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. — 2017. — № 3. — С. 353–365
- Электронный ресурс. Сайт ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» [ссылка: https://vtoroperator.by/] (Дата обращения: 14.05.2023)
- Электронный ресурс. Сайт белорусской республиканской информационной кампании «Цель 99» [ссылка: https://www.target99.by/about/] (Дата обращения: 23.05.2023)
- Электронный ресурс. Сайт Российского экологического оператора [ссылка: https://reo.ru/tpost/jrbg7x5831-obmen-opitom-kak-ustroena-sistema-obrasc] (Дата обращения: 16.05.2023)