Анализ системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Республике Беларусь | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (475) июль 2023 г.

Дата публикации: 10.07.2023

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Ермакова, И. К. Анализ системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Республике Беларусь / И. К. Ермакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 28 (475). — С. 156-159. — URL: https://moluch.ru/archive/475/104840/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье автор исследует особенности национальной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Республике Беларусь.

Ключевые слова: ТКО, коммунальные отходы, вторичные материальные ресурсы, РОП.

Реализации системы обращения с отходами в РБ осуществляется в рамках Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года. К окончанию периода своего действия данная стратегия ставит целью осуществлять использование 90 % твердых коммунальных отходов от их общего объема накопления.

Переработку отходов в РБ регламентирует Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 № 271-З «Об обращении с отходами». Ключевым принципом данного нормативно-правового акта является нацеленность на максимально возможное увеличение доли отходов, направляемых на переработку и снижение объёмов захоронения ТКО. [7]

Республика Беларусь является государством-лидером среди стран СНГ в области обращения с ТКО. Высоких показателей эффективности в данной сфере удалось достичь в том числе благодаря внедрению расширенной ответственности производителей (РОП). [11]

Расширенная ответственность производителей была введена в Республике Беларусь в 2012 году. Данный механизм обязывает производителей и поставщиков продукции осуществлять сбор образуемых отходов, а также их повторное использование, переработку или утилизацию — самостоятельно или посредством уплаты налогов и заключения контракта с оператором.

Также национальная политика Республики Беларусь в области обращения с ТКО затрагивает и вопросы экологического просвещения в данной сфере. Так, например, в 2015 году в РБ была запущена информационная кампания, названная «Цель 99». Основной задачей данного общественного движения является формирование у граждан Республики ответственного отношения к обращению с отходами потребления и ВМР. [7]

Также различные эколого-просветительские проекты в данном направлении запускаются в СМИ. Например, «Вторая жизнь», «Зеленый бизнес». Кроме того, создаются различные документальные и мультипликационные фильмы по теме обращения с ТКО.

Законодательство республики Беларусь, а именно технический кодекс «Правила обращения с коммунальными отходами», предписывает физическим и юридическим лицам разделять ТКО на фракции при накоплении отходов. Однако штрафные санкции за нарушение данных правил сортировки отходов в настоящий момент не предусмотрены ввиду затруднительной реализации системы контроля за выполнением предписаний о сортировке ТКО. [7]

Тем не менее, штрафы за нарушение физическими и юридическими лицами законодательства в сфере обращения с ТКО всё же предусмотрены. Так, например, за выбрасывание мусора в неположенном месте — не в урны или контейнеры, граждане могут получить штраф в размере до 25 тысяч российский рублей (870 белорусских рублей), а за отходы, оставленные в лесу — около 8,4 тысяч русских рублей (290 белорусских рублей). За выброшенный из транспорта мусор грозит штраф в размере от 840 до 1,7 тысяч российских рублей (от 29 до 58 белорусских рублей). [3]

В Беларуси действует единый государственный оператор — «Оператор вторичных материальных ресурсов», которая является некоммерческой специально уполномоченной организацией, созданной в 2012 году Министерством жилищно-коммунального хозяйства РБ. Данная организация осуществляет контроль за сферой обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе за внедрением и функционированием расширенной ответственности производителей. [9]

Оператор вторичных материальных ресурсов осуществляет участие в подготовке нормативно-правовых актов, государственных программ и стратегий в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, а также играет важную роль в просвещении граждан Республики Беларусь по вопросам раздельного сбора отходов в рамках республиканской информационной кампании «Цель 99». [9]

Таким образом, можно отметить, что в Беларуси отсутствуют операторы по обращению с ТКО, являющиеся коммерческими структурами. Единственный оператор, действующий на территории Республики Беларусь, является государственным учреждением.

Кроме того, Оператор вторичных материальных ресурсов осуществляет заключение договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями об организации сбора и направлении на переработку или повторное использование отходов упаковки. Также республиканский оператор производит учёт внесённой компаниями-производителями и поставщиками платы за сбор, утилизацию или повторное использование использованных упаковочных материалов.

По состоянию на 2023 Оператор вторичных материальных ресурсов заключил порядка 16 539 соответствующих договоров с поставщиками и производителями продукции, соблюдающими таким образом нормативные требования о расширенной ответственности производителей. Однако, в рамках действующей на законодательном уровне РОП, предприятия имеют право как на заключение вышеупомянутого договора с Оператор вторичных материальных ресурсов, так и на самостоятельное осуществление сбора отходов товаров и упаковки из отходов потребления за счёт внедрения собственной системы. [5]

При этом Оператор вторичных материальных ресурсов является ответственным лишь за организацию работ в сфере ВМР, а за осуществление работ по организации сбора и вывозу ТКО отвечают местные исполнительные и распорядительные органы Республики Беларусь. [9]

Обращение с коммунальными отходами в Республике Беларусь является коммунальной услугой, оплачиваемой гражданами. Расчёт платы за данную коммунальную осуществляется на основе субсидированных тарифов, основанных на нормативе образования ТКО, устанавливаемом местными исполнительными и распорядительными органами, а также количестве зарегистрированных по месту пребывания или проживания лиц.

Также на коммунальный тариф оказывает влияние фактор наличия мусоропровода в жилом доме и его пригодности к использованию. Так, например, тариф будет выше для граждан, имеющих мусоропровод в доме.

Беларусь, как и Россия, стремится к переходу к экономике замкнутого цикла. Для достижения данной цели Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством экономики РБ была разработана Стратегия развития экономики замкнутого цикла в Республике Беларусь до 2035 года. Однако данный документ ещё не принят.

Ведущая роль в формировании системы обращения с ТКО в Республике Беларусь отведена Министерству жилищно-коммунального хозяйства. В обязанности Министерства в данном направлении входит реализация единой государственной политики в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, разработка соответствующих планов мероприятий и программ, а также координация деятельности Оператора вторичных материальных ресурсов и осуществление нормативного обеспечения в данной сфере.

Также в Беларуси каждые 5 лет утверждаются территориальные схемы обращения с отходами в рамках административно-территориальных единиц страны. Предварительно территориальные схемы обращения с ТКО проходят этап согласования с местными органами Министерства природных ресурсов и окружающей среды Республики Беларусь. [7]

Отрасль обращения с ТКО в стране динамично развивается, принимаются меры для решения текущих проблем — утверждаются новые нормативно-правовые акты в данной сфере, проводятся информационные кампании, осуществляется модернизация объектов по обращению с ТКО и возведение новых.

Таким образом, можно отметить, что Министерство жилищно-коммунальных услуг РБ является главным органом власти в рамках реализации нормативно-правовой базы в сфере обращения с ТКО в стране. Кроме того, в стране действует единый оператор, являющийся государственным учреждением.

Литература:

  1. Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»
  2. Указ Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки»
  3. ТКП 17.11–08–2020 (33040/33140) Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами
  4. Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года, утверждённая Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 28.07.2017 № 567.
  5. Отчёт ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» за 2022 год
  6. Киль Юлия Эдуардовна, Синицына Валерия Андреевна «Мусорная реформа» в российской Федерации: правовое регулирование и проблемы реализации // Вопросы российской юстиции. — 2019. — № 4.
  7. Обращение с твердыми коммунальными отходами. Практическое пособие для подготовки к аттестации специалистов жилищно-коммунального хозяйства/ — Государственное предприятие «Жилкомиздат»
  8. Скриган А. Ю., Мельникова И. С., Шилова И. В., Щур А. В. Сравнительная оценка системы обращения с твердыми коммунальными отходами в Беларуси, России и Казахстане//Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. — 2017. — № 3. — С. 353–365
  9. Электронный ресурс. Сайт ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» [ссылка: https://vtoroperator.by/] (Дата обращения: 14.05.2023)
  10. Электронный ресурс. Сайт белорусской республиканской информационной кампании «Цель 99» [ссылка: https://www.target99.by/about/] (Дата обращения: 23.05.2023)
  11. Электронный ресурс. Сайт Российского экологического оператора [ссылка: https://reo.ru/tpost/jrbg7x5831-obmen-opitom-kak-ustroena-sistema-obrasc] (Дата обращения: 16.05.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): Беларусь, отход, расширенная ответственность производителей, ресурс, сфера обращения, область обращения, Оператор, Республика, государственное учреждение, жилищно-коммунальное хозяйство.


Ключевые слова

ТКО, коммунальные отходы, вторичные материальные ресурсы, РОП

Похожие статьи

Сравнительный анализ утилизации твёрдых коммунальных отходов в Российской Федерации и Республике Беларусь

В статье автор исследует особенности утилизации твёрдых коммунальных отходов в рамках национальных систем обращения с ТКО в Российской Федерации и Республике Беларусь.

Обзор системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Европейского союза

В статье представлен обзор системы обращения с твёрдыми бытовыми отходами на территории Европейского союза. Выделены основные аспекты и особенности системы. Описаны особенности функционирования систем переработки отходов Австрии, Германии, Швейцарии.

Тарифное регулирование в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

В статье проведен анализ состояния сферы обращения с отходами, рассмотрены актуальные проблемы, связанные с реформирование системы тарифного регулирования на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, и возможные варианты их решения.

Проблемы накопления и утилизации твёрдых бытовых отходов в Москве и Московской области

Данная статья посвящена оценки реального сферы обращения с твёрдыми бытовыми отходами (ТБО) в Москве и Московской области. Так же описываются варианты решения существующих проблем, путём расширения использования систем рециклинга и сортировки ТБУ в п...

Правовое положение регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: вопросы теории и практики

Данная статья посвящена вопросам исследования правового положения регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также механизмам его функционирования, с учетом правоприменительной практики.

Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами

В данной статье рассмотрены проблемы образования радиоактивных отходов и обращения с ними, а также подходы к правовому регулированию обращения с радиоактивными отходами.

Ключевые вопросы реформы отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами

В статье автор проводит анализ судебной практики и фактической реализации реформы «на земле».

Повышение эффективности обращения с твердыми коммунальными отходами

В статье проанализированы актуальные вопросы повышения эффективности обращения с твердыми коммунальными отходами. В рамках исследования были решены следующие задачи: проведен анализ существующих видов отходов, методы в обращении с ними, разработаны р...

Эколого-экономические аспекты управления отходами на примере автотранспортного предприятия

В работе рассмотрены некоторые аспекты отходообразующей деятельности и обращения с отходами автотранспортного предприятия, а именно: порядок обращения с отходами на автотранспортном предприятии ООО «АТП-579», источники формирования отходов в процессе...

Анализ предварительных итогов реализации мусорной реформы в Забайкальском крае: проблемные аспекты и перспективы

В статье исследуется проблема обращения с коммунальными отходами в Забайкальском крае. Определены основные итоги двухлетней реализации мероприятий, предусмотренных утвержденной 05.11.2019 г. территориальной схемой обращения с отходами в Забайкальском...

Похожие статьи

Сравнительный анализ утилизации твёрдых коммунальных отходов в Российской Федерации и Республике Беларусь

В статье автор исследует особенности утилизации твёрдых коммунальных отходов в рамках национальных систем обращения с ТКО в Российской Федерации и Республике Беларусь.

Обзор системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Европейского союза

В статье представлен обзор системы обращения с твёрдыми бытовыми отходами на территории Европейского союза. Выделены основные аспекты и особенности системы. Описаны особенности функционирования систем переработки отходов Австрии, Германии, Швейцарии.

Тарифное регулирование в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

В статье проведен анализ состояния сферы обращения с отходами, рассмотрены актуальные проблемы, связанные с реформирование системы тарифного регулирования на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, и возможные варианты их решения.

Проблемы накопления и утилизации твёрдых бытовых отходов в Москве и Московской области

Данная статья посвящена оценки реального сферы обращения с твёрдыми бытовыми отходами (ТБО) в Москве и Московской области. Так же описываются варианты решения существующих проблем, путём расширения использования систем рециклинга и сортировки ТБУ в п...

Правовое положение регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: вопросы теории и практики

Данная статья посвящена вопросам исследования правового положения регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также механизмам его функционирования, с учетом правоприменительной практики.

Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами

В данной статье рассмотрены проблемы образования радиоактивных отходов и обращения с ними, а также подходы к правовому регулированию обращения с радиоактивными отходами.

Ключевые вопросы реформы отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами

В статье автор проводит анализ судебной практики и фактической реализации реформы «на земле».

Повышение эффективности обращения с твердыми коммунальными отходами

В статье проанализированы актуальные вопросы повышения эффективности обращения с твердыми коммунальными отходами. В рамках исследования были решены следующие задачи: проведен анализ существующих видов отходов, методы в обращении с ними, разработаны р...

Эколого-экономические аспекты управления отходами на примере автотранспортного предприятия

В работе рассмотрены некоторые аспекты отходообразующей деятельности и обращения с отходами автотранспортного предприятия, а именно: порядок обращения с отходами на автотранспортном предприятии ООО «АТП-579», источники формирования отходов в процессе...

Анализ предварительных итогов реализации мусорной реформы в Забайкальском крае: проблемные аспекты и перспективы

В статье исследуется проблема обращения с коммунальными отходами в Забайкальском крае. Определены основные итоги двухлетней реализации мероприятий, предусмотренных утвержденной 05.11.2019 г. территориальной схемой обращения с отходами в Забайкальском...

Задать вопрос