Как жить в гармонии с собой?! Как сделать так, что твой ребенок был счастлив, был успешен? Ответы на эти вопросы волнуют каждого родителя. Успешное усвоение школьной программы — это гарантия того, что ребенок будет жить в спокойствии, минуя все возможные стрессы и неудачи, связанные со школьной неуспеваемостью.
Однако школьное обучение — это ступень, а ведь до того, как ребенок шагнет на эту ступень, у ребенка в запасе есть очень много времени. Дошкольный возраст — не только прекрасный и интересный период в жизни детей, но он является наиболее важным. В этом возрасте формируются предпосылки физического, умственного и нравственного развития ребёнка. Именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность. Но как же это происходит? Постепенно малыш превращается в маленького взрослого, проходя периоды детского словотворчества и так постепенно осваивая роли, формирующие внутреннюю позицию школьника.
Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый — мама, врач и т. д.). В то же время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней. На протяжении дошкольного детства игра будет тем видом деятельности, который будет иметь ключевое значение в формировании психических новообразований.
Современная и жизнь и требовании к образованию, закладывают ориентиры, направленные на развитие личности ребенка дошкольного возраста. Так, требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет основу для достижения тех ориентиров, способствующих развитию личностного потенциала детей, а также условий, при которых будет осуществляться инициативность детей, возможность ребенком осуществить самостоятельно выбор необходимых ему материалов, различных пособий и разных видов активности [12]. Соблюдая данные требования, взрослые помогают ребенку вступить на следующую ступеньку подготовленным в психологическом плане к выполнению тех требований, которые будет возлагать на них школьное обучение.
Становление игровой деятельности освещалась многими авторами, неоднократно подчёркивая тем самым всю важность прохождения ребенком этой ступени в развитии, приобретая тем самым гармонию в отношении с будущим миром взрослых.
В литературных источниках нет точного определения понятию игровой деятельности. Так, в своих работах С. Л. Рубинштейн указывал следующее: «игра — одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, — это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива» [3, с. 12].
Д. Б. Эльконин указывает о том, детям необходимо создавать условия, при которых они смогут сыграть взрослого, а помочь им в этом сможет именно сюжетно-ролевая игра, поскольку это такая деятельность, в которой в игровой форме дети выполняют взрослые обязанности, воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними [11, с. 45].
Э. Я. Степаненкова говорит о том, что подпитка, создающая основу «сюжетно-ролевых игр — это все то, что ребенок видел и видит сейчас, туда относится также деятельность взрослых окружающих его и сверстников. [10, с. 65].
А. П. Усова трактует сюжетно-ролевую игру как форму организации жизни детей дошкольного возраста и указывает на следующие характерные черты игр как формы самоорганизации:
— дети добровольно объединяются для игры;
— замысел и его реализация достигаются детьми;
— в совместной игровой деятельности игроки сами выбирают руководителя и охотно повинуются ему;
— каждый ребенок знает свое место в коллективной игре;
— в игре существует определённая вертикаль управления, где каждый знает, кем руководит и кому подчиняется [9, с. 56].
Важность игр в развитии личности отмечают: С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов, Д. Б. Эльконин и другие. Играя создаются те формы поведения, которые будут проявляться в будущем в возможности организовывать свою деятельность и проявлять самостоятельность [2, с. 43].
Необходимо еще раз подчеркнуть, что игра — это то важное и ключевое составляющее жизни детей. Играя ребята получают необходимые навыки такие как: действовать вместе, дети учатся подстраивать свое поведение под желания других участников игрового процессе, им необходимо проявлять контроль в соблюдении общей игровой схемы.
Понимая всю важность сформированной игровой деятельности, необходимо уделять особое внимание формированию игры у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, Как отмечают Т. А. Басилова, А. Ю. Хохлова, у данной группы детей именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются адаптационные механизмы, которые отвечают за степень и успешность приспособления к окружающей действительности в условиях отсутствия зрительного контроля. У дошкольников с нарушениями зрения процессы восприятия действительности отличаются от тех же процессов у сверстников тем, что проходят в условиях сниженной сенсорной основы, то есть такие дети вынуждены получать крайне ограниченную информацию об окружающих их предметах и явлениях. Различные нарушения зрения искажают сенсорную информацию и, как следствие, крайне негативно влияют на развитие навыков использования данной информации в процессе жизнедеятельности. У детей дошкольного возраста с нарушениями зрения отмечается общее снижение двигательной и познавательной активности. Познавательная активность, затрагивая все психические процессы человека, является тем самым главным, без чего не будет начато и как следствие достигнуто дело, это мотивация к непрерывному поиску способов реорганизации действительности путем какой-либо деятельности. Это приводит человека к продолжению потребности в преобразовании действительности с изменением деятельности, помимо высокого уровня развития познавательного интереса, активизации всех психических процессов личности, усложнению их реализации (определение предметов, связанных и важных аспектов творчества, определение других основных, при изучении человека, использующего предметы, материалы, орудия, методы, следует изучать научные основы современного производства, понимать логику процесса, знать технологию в конкретном производстве, знать его свойства [6, с. 57].
Снижение двигательной и познавательной активности, в свою очередь, ведет к отставанию развития осязательной чувствительности и мелкой моторики рук, а также негативно влияет на вырабатывание предметно-практической деятельности, на навык координации действий глаза и руки, на общую моторную готовности руки дошкольника к письму.
В. Г. Крысько обращает внимание на то наличие индивидуальных трудностей и то особенное, что наблюдается у детей с нарушением зрения, будут видны и на развитии их игровой деятельности. Наблюдения за детьми данной группы помогает заметить отличие, проявляющееся в играх дошкольников, имеющих нарушение зрительных функций, которые не наблюдаются в действиях детей с нормой. Специалистами и родителями должно уделяться пристальное внимание протеканию сюжетно-ролевой игры у детей данной нозологической группы, поскольку в такой игре дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, учатся ждать и подстраивать свои желания с учетом желаний партнеров в игре, учитывать правила и нести ответственность за их исполнение [6, с. 55].
Исследовательские работы, принадлежащие Е. С. Слепович, показали, что самостоятельно развитие игровых сюжетов у детей с нарушением зрения не отмечается. Если нет помощи от взрослого, то развитие игрового сюжета не наблюдается, роли не озвучиваются и не принимаются. Однако, нужно сказать, что взрослый необходим в реализации и руководстве детской игрой, маленькие дети с нарушением зрения предпочитают играть в определенную схему игры, включающую в себя повторение предметных действий. Ограниченность различных образов оставляет след и на развитии воображаемой сюжетной линии игрового замысла. Поэтому наблюдается кратковременность и малая выразительность детских игр. Все вышеперечисленное приводит к тому, что в игровой деятельности отсутствует необходимый эмоциональный, положительный фон, который бы способствовал и увеличению, и разнообразию сюжетных линий. В игре дети с нарушением зрения редко применяют замещающие предметы, игнорируя их. Нет той, присущей детской непосредственности увлеченности игрой, эмоционального описания сюжета игры. [6, с. 76].
Родителям необходимо помнить, что для ребенка дошкольного возраста источник знаний, жизненного опыта является близкий взрослый рядом с ребенком и те условия жизни, которые окружают его. Под условиями понимается среда, окруженная необходимыми материалами. Различные игры, многофункциональные игрушки, интересные пособия, красочное оборудование и материалы — вот, что помогает дошкольникам в организации их самостоятельной игровой деятельности [8, с. 55]. Выдающиеся педагоги Е. А. Аркин, М. Монтессори, Ф. Фребель писали, что предметное пространство, окружающее ребенка, будет способствовать развитию его личности. Безусловно, нужно понимать и тот факт, что игры должны соответствовать и способностям конкретной нозологии, и их интересам, поскольку задания в игре должны быть доступны и ясны детям. Необходимо помнить, что взрослые должны показать всю вовлеченность и интерес к игре, то, что он собирается донести до детей должен быть представлено живо и эмоционально, поскольку от интереса в его представлении детям будет зависеть процесс формирования игровой деятельности и разыгрывание игровых сюжетов.
Ставя перед собой цель сформировать необходимые навыки у детей с нарушением зрения, которые будут побуждать их активное игровое взаимодействие, взрослый может использовать следующие приемы руководства игрой.
К прямым приемам относятся:
— разыгрывание совместных игровых действий, предполагающих вопросно-ответную форму проведения театрализованной игры;
— вовлечение взрослого в игру детей (то есть взрослый включается в диалог детей в театрализованной игре);
— использование диалоговой речи играя с ребенком;
— вопросы, помогающие найти нужный ответ ребенку;
— показать и научить детей в игровой форме использовать предметы ни по их прямому назначению через вопросно-ответную форму.
Играя снова и снова, дети осваивают и навыки ведения культурного диалога: сначала слушать, затем не перебивать, если это необходимо, то корректно подправлять, тем самым учась доказывать свою правоту, осваивают возможность выбрать партнеров по общению, учатся действовать от имени героев диалога, корректно и правильно анализировать характер коммуникативной ситуации, формировать диалог, используя разные типы связи между репликами (последовательная связь, параллельная связь) и т. д.
Таким образом, создание функциональной предметно-пространственной среды, включающей задачи и цели сформировать и развить сюжетно-ролевой игру у дошкольников требует четкую их постановку, учет индивидуальных детских особенностей.
Литература:
- Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка //Мир психологии. — 2016. — № 4. — с. 45.
- Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Медицина, 2015. — 303 с.
- Арсентьева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. — Форум, 2019. — 144 с.
- Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
- Бажанова Т. В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. — Дисс.канд.психол.наук. — М., 2018. — 122с. / Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-formy-syuzhetno-rolevoi-igry-v-doshkolnom-vozraste
- Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2014. — 317 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Эксмо, 2019. — 326 с.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ТЦ «Сфера», 2017. — 240 с.
- Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте. — М.: Слово, 2019. — 216 с.
- Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. /В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, Б. С. Лейкина. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 2016. — 403 с.
- Дуранов М. Е. Педагогика воспитания и развития личности. — Магнитогорск: МГПИ, 2020. — 315 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /Приказы и письма министерства образования и науки РФ: офиц.текст. — М.: Сфера, 2016. — 96 с.