Малое и среднее предпринимательство: понятие, особенности и меры государственной поддержки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (475) июль 2023 г.

Дата публикации: 12.07.2023

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Боровская, А. Д. Малое и среднее предпринимательство: понятие, особенности и меры государственной поддержки / А. Д. Боровская, В. А. Салтыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 28 (475). — С. 75-79. — URL: https://moluch.ru/archive/475/104865/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор говорит том, что в нормально развивающейся рыночной экономике малый и средний бизнес занимает достойное место и выполняет ряд важных функций. Малое и среднее предпринимательство является базой для более высоких уровней и более значительных масштабов предпринимательской деятельности. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности, а местным бюджетам — налоги.

Развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, меры поддержки, органы государственной власти.

In the article, the author says that in a normally developing market economy, small and medium-sized businesses occupy a worthy place and perform a number of important functions. Small and medium-sized businesses are the basis for higher levels and a larger scale of entrepreneurial activity. An efficient market economy is possible only if a large number of entrepreneurial structures operate in the economy. The formation of favorable conditions for the development of small business provides the population with income from independent economic activities, and taxes for local budgets.

The development of small business is the main condition for the formation of a competitive market environment, which determines the effectiveness of antimonopoly policy and the success of market reforms.

Keywords: small and medium-sized enterprises, support measures, public authorities.

В настоящее время российскую экономику одномоментно развивают малые, крупные и средние компании.

Отнесение к той или иной категории бизнеса определяется за счет как специфики отрасли, так и технологических особенностей. Крупные компании чаще встречаются в отраслях с большими объемами производства, а их продукция требует значительных капиталовложений. Соответственно, в тех сферах, где производство не требует многомиллионных капиталов чаще можно встретить малые предприятия.

Несмотря на отсутствие возможности инвестировать в производство значительные суммы, малый бизнес имеет свои преимущества по сравнению с крупным. Так, близость к непосредственным потребителям позволяет быстро подстроиться под их запросы. Близость к местным производителям ускоряет срок обновления товаров, ассортимента и доставки до потребителей. Кроме того, крупный бизнес не может себе позволить производить и продавать товар малыми партиями. Еще одно преимущество заключается в том, что на малых предприятиях обычно нет лишних звеньев в цепочке управления, система не раздута и более управляема.

Развитию малого предпринимательства способствует все большая требовательность потребителей, спрос на товары немассового производства, продукты своего региона и тренд на поддержку местных компаний.

Эволюция малого и среднего предпринимательства благотворно сказывается на экономике страны: растущая конкуренция дает рынку более качественные товары; появляются новые рабочие места; активнее происходит структурная перестройка рынка; сектор товаров массового повседневного потребления становится шире. Благодаря развитию малых компаний рынок наполняется товарами и услугами, повышается экспортный потенциал страны в целом, а местные сырьевые ресурсы используются более осознанно и продуманно.

Малые предприятия могут быть государственными, частными, совместными, существовать в формате кооператива и др. Согласно нормативно-правовым актам Российской Федерации, субъектом малого бизнеса считаются также предприниматели, которые не оформили юридическое лицо, их деятельность регулируют и контролируют специальные нормы.

В настоящее время один из главных критериев, позволяющих отнести компанию к субъектам малого предпринимательства, является количество работников в штате предприятия:

— микропредприятия — до 15 человек;

— малые — от 16 до 100 человек;

— средние — от 101 до 250 человек.

Обратимся к законодательному определению малого и среднего предпринимательства, которое дано в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 13.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В ст. 3 Федерального закона № 209-ФЗ указано, что субъекты малого и среднего предпринимательства (далее МСП) — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными ФЗ № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [1] Статья 4 Федерального закона № 209-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» определяют категорию субъектов малого и среднего предпринимательства в привязке к их предельным доходам:

— микропредприятия — 120 млн рублей;

— малые предприятия — 800 млн рублей;

— средние предприятия — 2 млрд рублей. [2]

Чтобы в полной мере осознать высокую значимость малого бизнеса для общества, необходимо увидеть вклад подобных компаний в экономику государства, оценить его масштабы. Чтобы экономика любой страны активно и поэтапно развивалась, нужно, чтобы количество субъектов малого, крупного и среднего бизнеса пропорционально соотносилось друг с другом.

Малые и средние компании органично вписались и действуют в общей социально-экономической структуре государства, его институтов и принципов.

Важно помнить, что занятость населения характеризуется двумя факторами. Первый –наличие и обеспечение рабочими местами наемных работников на предприятии, второй — самозанятость непосредственно владельцев компаний в процессе ее деятельности. Сюда же можно отнести занятость и семей владельцев, чтобы происходило формирование семейных предприятий.

На предприятиях-субъектах МСП зачастую используется труд незащищенных категорий жителей. Школьники, студенты средних учебных заведений, женщины с детьми, пожилые люди и маломобильные граждане находят занятость на малых предприятиях, так как по ряду причин не могут устроиться в корпорации или сетевые компании.

Одновременно, помимо выполнения роли точки занятости, малые предприятия становятся площадкой для профессионального развития ценных кадров. Фактически МСП выращивают тех сотрудников, которые в дальнейшем могут перейти на следующую ступень и устроиться в компании из категории среднего и крупного бизнеса. Таким образом, МСП позволяют государству сократить со своей стороны количество социальных программ для населения и финансовые вливания в них. И одновременно наглядно показывают необходимость поддержки МСП со стороны государства ввиду важных функций, выполняемых ими по всей стране.

Благодаря своей гибкости и оперативности реагирования на изменения на рынке малый бизнес предпринимательства помогает формировать и впоследствии удовлетворять потребительский спрос на товары и услуги. [3]

Функционирование субъектов МСП позволяет удерживать здоровую конкуренцию на рынке, это позитивно влияет на экономический прогресс отдельных регионов и государства в целом. Малые предприятия быстрее и качественнее адаптируются к условиям рынка, которые никогда не стоят на месте. МСП одновременно формируют предпочтения покупателей и тут же удовлетворяют его, сокращая таким образом производственные и делая рынок более разнообразным и насыщенным. [4]

Исходя из вышесказанного, малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, которая реализуется субъектами экономики, регламентируется законодательно государственными органами в соответствии с определенными категориями, определяющими и транслирующими сущность данного термина.

МСП является важным звеном в системе экономики и занимает значимое место в процессе социально-экономического развития регионов: рост числа занятых и самозанятых жителей уменьшает безработицу, предоставление разнообразной товарной матрицы и широкого спектра услуг населению, сокращение обязанностей государства и его институтов по обеспечению функционирования социальных программ.

Также малое предпринимательство за счет повышения конкуренции способствует прогрессивному развитию экономики и повышению качества товаров и услуг. От уровня развития субъектов МСП прямо зависит быстрота развития экономики государства. Таким образом, поддержка малого бизнеса является по сути вложением в развитие рыночной, конкурентной экономики страны.

Малый бизнес более чем другие субъекты экономики нуждаются в проработанных, регулярных и последовательных мерах поддержки со стороны государства. В ином случае существование МСП окажется под угрозой, так как субъекты малого бизнеса не могут самостоятельно конкурировать с крупными игроками. Без поддержки государства малые предприниматели могут быть поглощены крупными компаниями или будут вынуждены уйти с рынка из-за невозможности получать прибыль при установленных сетевиками и корпорациями ценах. Такие последствия навредят покупателям и экономике в целом.

Субъекты МСП активно участвуют в формировании бюджетов субъектов разных уровней и могут аргументированно представить позицию и стратегию действий, которые могут стать мерами поддержки малого бизнеса. [5]

Чтобы разработать и реализовать программы по поддержке субъектов МСП, необходимо четко понимать цели и задачи, которые стоят перед органами государственной власти в этом вопросе.

Пока что подавляющее большинство институтов государства по факту лишь фиксируют наличие проблем и барьеров, с которыми сталкиваются малые предприятия. В настоящее время для структурной и всесторонней поддержки субъектов МСП недостаточно инструментов, которые могли бы масштабно повлиять на изменение ряда процедур. Принимаемые решение носят в основном точечный характер и разрешают задачи конкретных предприятий, не доходя ни до сложностей отрасли, ни до сложностей ведения бизнеса в отдельном регионе.

Государство в лице его управленческого аппарата выполняет ряд функций, которые позволяют реализовать меры поддержки малых предприятий.

Суть первой функции заключается в том, что государство являет собой систему власти, которая генерирует условия, необходимые для деятельности субъектов предпринимательства, разрабатывает и регулирует соблюдение законодательных актов в этой сфере.

Вторая функция в том, что государство — это собственник государственных имущественных ресурсов, распоряжение которыми является его законным правом.

В роли третьей функцией выступают различные инструменты, своего рода рычаги влияния для регулирования экономики и процессов рынка.

Указанные функции государства означают, что меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства возможны по таким направлениям, как:

— формирование институциональных основ;

— научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение подготовки кадров для малых предприятий;

— нормативно-правовое обеспечение деятельности субъектов МСП;

— налоговая политика, содействующая развитию МСП;

— политика, препятствующая развитию монополий;

— развитие финансово-кредитной поддержки малого бизнеса.

Государственная поддержка субъектов МСП на данный момент выражается в следующем:

— нормативно-правовые акты в сфере развития и поддержки МСП;

— государственные институты, задача которых — помочь в реализации политики в сфере поддержки малых компаний;

— государственные, негосударственные, общественные и коммерческие организации — инфраструктура для оперативного решения вопросов, выявления проблемных зон и работы с точечными задачами.

Общественные организации и НКО регулируют взаимоотношения предприятий, помогают повысить компетентность и предложить меры по оздоровлению бизнеса. Существенное место в развитии МСП занимает региональная система, формы проявления и методы работы которой определяются как на уровне государства, так и в специфике каждого региона.

Основные инструменты реализации мер государственной поддержки субъектов МСП –это программы федерального, регионального, отраслевого и муниципального уровня по развитию и поддержке предпринимателей.

Вот как выстроена структура государственной поддержки МСП:

  1. Федеральный уровень: Минэкономразвития РФ; Федеральная налоговая служба; Минпросвещения России;
  2. Региональный уровень: Региональные фонды поддержки малого предпринимательства; [6] Департаменты и комитеты развития малого предпринимательства при правительстве субъекта;
  3. Муниципальный уровень: Местные фонды поддержки малого предпринимательства; Центры занятости населения.

Наиболее существенной поддержкой малых компаний на этапе их становления является предоставление на льготных условиях кредитных линий малым и средним предприятиям. Источником этих ресурсов могут быть бюджеты разных уровней, внебюджетные источники, а также сами кредитные организации.

Цель любой программы государственной поддержки МСП заключается в создании и развитии питательной среды рынка для полноценного функционирования малых предприятий.

В настоящее время министерство экономического развития РФ продолжает реализовывать положения программы по направлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для оказания государственной поддержки МСП на региональном уровне, сама программа действует с 2005 года.

В настоящий момент программа реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития России. [7]

Согласно статье 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ определяются особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. [8, ст. 7]

Для обеспечения реализации политики государства в сфере развития малого и среднего бизнеса федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами различных уровней предусматриваются следующие меры:

— специальные налоговые режимы, позволяющие малым компаниям упростить правила ведения налогового учета, облегчить формы деклараций по отдельным видам налогов и сборов;

— облегченные форматы ведения бухгалтерского учета, в том числе упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность и порядок ведения кассовых операций;

— облегченный порядок составления и предоставления в контрольные органы статистики;

— упрощенный порядок расчетов за имущество, приватизированное субъектами МСП у государства и муниципалитетов;

— особые условия участия субъектов малого бизнеса при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в качестве поставщиков;

— контроль соблюдения прав и законных интересов субъектов МСП при осуществлении надзора со стороны органов государственной власти;

— обеспечение финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса и организаций, составляющих инфраструктуру поддержки субъектов МСП;

— поддержка развития инфраструктуры, необходимой для полноценного функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства;

— иные меры, целью которых является реализация принципов настоящего Федерального закона.

В настоящее время силами и при поддержке Минэкономразвития РФ на уровне регионов создается сеть инфраструктуры поддержки субъектов МСП.

В общем перечне реализованных мер наиболее значимым является финансово-кредитная поддержка малых предприятий со стороны государства.

Чтобы облегчить доступ малых предприятий к кредитным ресурсам, необходимо в достаточной степени развить систему поручительств и независимых гарантий перед кредитными организациями. Для этого Минэкономразвития предусмотрело реализацию мероприятий по развитию фондов содействия кредитованию. Деятельность данных гарантийных фондов, фондов поручительства регулируется соответствующим приказом ведомства.

Другой, не менее важный инструмент поддержки малых предприятий — это закрепленное требование к заказчикам закупать у МСП и социально ориентированных НКО не менее 15 % от своего годового объема закупок. Данное положение утверждено законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N44-ФЗ.

Кроме того, при правительстве каждого субъекта РФ разрабатываются интернет-порталы и открываются специальные пространства, цель которых — оказать маркетинговую и информационную поддержку малому бизнесу. На таких площадках действующий и начинающий предприниматель может получить консультацию специалиста в узкой сфере, узнать об изменениях в налоговом законодательстве, освоить работу с программами и получить помощь в разработке бизнес-плана и создании бизнес-модели.

Литература:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 04.01.2021. № 1. ст.40;
  2. Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 13.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27. ст.5161;
  3. Указ Президента РФ от 04.04.1996 N 491 (ред. от 06.01.1999) «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» // КонсультантПлюс;
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // КонсультантПлюс;
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // КонсультантПлюс;
  6. Борисова В. И. Институты государственной поддержки малого предпринимательства // Экономика и социум. 2019. № 6 (61). — 207–210 c. 17.;
  7. Власенко О.В, Сивонина А. А. Государственная поддержка малого бизнеса: проблемы и перспективы развития в российской Федерации // Омск: СТЭЖ. 2016. № 4 (25). — 22–25 c. 19.;
  8. Гончарук А. А. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства // Вопросы науки и образования. 2018. № 9 (21). — 42–46 с.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, среднее, Российская Федерация, малый, предприятие, предпринимательство, государственная власть, государственная поддержка, предпринимательская деятельность.


Похожие статьи

Муниципальное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

Развитие сферы малого и среднего предпринимательства способствует экономическому росту государства, созданию среднего класса, как гаранта демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества. В этом контексте актуальным явл...

Совершенствование системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан

Для обеспечения стабильной рыночной экономики государство осуществляет политику по поддержке предпринимательства, в том числе малого и среднего. Такая поддержка заключается в реализации специализированных программ по развитию данных разновидностей пр...

Развитие системы государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства в России

Вопросы малого бизнеса, его государственное регулирование и поддержка являются темой постоянных дискуссий научного сообщества, органов государственной власти и это объясняется несомненной его значимостью для государства, как основного ресурса развити...

Социальное предпринимательство в России: вызовы и пути развития

Повышение качества и условий жизни населения неразрывно связано с развитием экономической сферы жизнедеятельности общества. В условиях рыночной экономики становление предпринимательства в качестве участника формирования и распределения социальных бла...

Правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности на российском потребительском рынке

В данной статье осуществлен комплексный анализ правовых основ государственного регулирования предпринимательской деятельности на российском потребительском рынке. В современных реалиях предпринимательство представляет собой очень ответственный вид д...

Разработка мер поддержки малого предпринимательства в Иркутской области

Сегодня в мире совершенствованию малого предпринимательства уделяется большое внимание. Активная поддержка этого вида предпринимательства руководством стран отражается эффектом, который получает национальная экономика от малого бизнеса, её невозможно...

Роль государства в развитии частного предпринимательства

Анализируются благоприятные условия развития малого и среднего предпринимательства в России на современном этапе развития. Государственные органы должны учитывать особенности сложившейся в настоящий момент социально-экономической ситуации функциониро...

Развитие малого и среднего предпринимательства как инструмент обеспечения экономической безопасности региона

В статье автор исследует роль развития малого бизнеса как инструмент обеспечения экономической безопасности региона, оценивает современное состояние малого и среднего предпринимательства региона на примере Иркутской области, влияние внешних факторов ...

Малый бизнес: проблемы и преимущества на пути становления и развития

Малое предпринимательство в России в настоящее время представляет достаточно многочисленную группу среди общего числа предприятий. Статья раскрывает уязвимость данной отрасли, подвергающейся влиянию как внутренних, так и внешних факторов. Широко расс...

Оптимизация налогообложения в ООО «Юговской комбинат молочных продуктов»

Сельское хозяйство — это отрасль, которая непосредственно подвержена активному государственному вмешательству в условиях рыночных отношений. Все это проявляется в условиях налогообложения, предоставляемых льготах и преимуществах. Налогообложение в се...

Похожие статьи

Муниципальное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

Развитие сферы малого и среднего предпринимательства способствует экономическому росту государства, созданию среднего класса, как гаранта демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества. В этом контексте актуальным явл...

Совершенствование системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан

Для обеспечения стабильной рыночной экономики государство осуществляет политику по поддержке предпринимательства, в том числе малого и среднего. Такая поддержка заключается в реализации специализированных программ по развитию данных разновидностей пр...

Развитие системы государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства в России

Вопросы малого бизнеса, его государственное регулирование и поддержка являются темой постоянных дискуссий научного сообщества, органов государственной власти и это объясняется несомненной его значимостью для государства, как основного ресурса развити...

Социальное предпринимательство в России: вызовы и пути развития

Повышение качества и условий жизни населения неразрывно связано с развитием экономической сферы жизнедеятельности общества. В условиях рыночной экономики становление предпринимательства в качестве участника формирования и распределения социальных бла...

Правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности на российском потребительском рынке

В данной статье осуществлен комплексный анализ правовых основ государственного регулирования предпринимательской деятельности на российском потребительском рынке. В современных реалиях предпринимательство представляет собой очень ответственный вид д...

Разработка мер поддержки малого предпринимательства в Иркутской области

Сегодня в мире совершенствованию малого предпринимательства уделяется большое внимание. Активная поддержка этого вида предпринимательства руководством стран отражается эффектом, который получает национальная экономика от малого бизнеса, её невозможно...

Роль государства в развитии частного предпринимательства

Анализируются благоприятные условия развития малого и среднего предпринимательства в России на современном этапе развития. Государственные органы должны учитывать особенности сложившейся в настоящий момент социально-экономической ситуации функциониро...

Развитие малого и среднего предпринимательства как инструмент обеспечения экономической безопасности региона

В статье автор исследует роль развития малого бизнеса как инструмент обеспечения экономической безопасности региона, оценивает современное состояние малого и среднего предпринимательства региона на примере Иркутской области, влияние внешних факторов ...

Малый бизнес: проблемы и преимущества на пути становления и развития

Малое предпринимательство в России в настоящее время представляет достаточно многочисленную группу среди общего числа предприятий. Статья раскрывает уязвимость данной отрасли, подвергающейся влиянию как внутренних, так и внешних факторов. Широко расс...

Оптимизация налогообложения в ООО «Юговской комбинат молочных продуктов»

Сельское хозяйство — это отрасль, которая непосредственно подвержена активному государственному вмешательству в условиях рыночных отношений. Все это проявляется в условиях налогообложения, предоставляемых льготах и преимуществах. Налогообложение в се...

Задать вопрос