В данной статье рассматриваются вопросы улучшения огневой подготовки сотрудников пенитенциарной системы. Особое значение уделяется способности сотрудников защищаться, их готовности задержать преступника или применить против него огнестрельное оружие. Предложены способы совершенствования этих навыков.
Ключевые слова: стрелковая подготовка, сотрудники пенитенциарной системы, применение оружия, стрелковая практика, учебная мишень.
Ни для кого не тайна, что сотрудники пенитенциарной системы, а также другие сотрудники правоохранительных органов время от времени вынуждены применять табельное оружие против лиц, нарушающих закон. Прежде всего, это ситуации, связанные с защитой от посягательств, угрожающих жизни и здоровью граждан или самого сотрудника, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы часто вынуждены применять оружие для освобождения заложников и для задержания лиц, совершающих побег.
Порядок применения оружия, ситуации и лица, к которым возможно его применение, для сотрудников пенитенциарной системы определяются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», так в статье 28 указано, что необходимо «обеспечить наименьший вред осужденным и заключенным», что требует от каждого из сотрудников немалых стрелковых навыков [2].
Таким образом, необходимо на практических занятиях научиться обращаться с огнестрельным оружием на близком расстоянии, также принимая во внимание, что могут быть в окружении другие люди. Важно обеспечить законность применения оружия против правонарушителя. Для этого нужно досконально разбираться в порядке применения оружия, что также предусмотрено ФЗ 5473–1.
Для качественной стрельбы нужно освоить правильную технику и отработать ее практическими занятиями до автоматизма. Потому что от правильного выстрела сотрудника зависит жизнь и здоровье как его самого, так и окружающих. Это необходимо в связи с проведением различных стрелковых упражнений в соответствии с Приказом № 24 «Об утверждении курса стрельбы из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы» для расширения спектра навыков более быстрой и оптимальной реакции в экстремальной ситуации.
Должна учитываться морально-психологическая составляющая, сотрудник не должен бояться выстрела и должен осознавать цель, с которой он его производит, поэтому психологической службой исправительного учреждения должны проводиться различные тренинги и упражнения [1]. У работников пенитенциарной системы в ходе занятий с психологами должно выработаться понимание того, что в процессе его служебной деятельности может наступить момент, когда ему придется стрелять не по учебной мишени, а по живому человеку.
С позиции В. А. Торопова, во время стрельбы сотрудник всегда должен быть не только уверенным и спокойным, но и правильно выбирать позицию для подготовки к стрельбе. В случае применения огнестрельного оружия — автомата Калашникова, при пресечении побегов сотрудники пенитенциарной системы в основном применяют стрельбу из положения стоя [4]. Поэтому при изучении и выполнении практических занятий независимо от времени суток при стрельбе из автомата Калашникова личный состав пенитенциарной системы должен ориентироваться на стрельбу из положения стоя.
Стоит отметить, что в процессе обучения сотрудники должны создавать как можно больше ситуаций, способных имитировать случаи с вероятным наличием оружия у лиц, занимающихся противозаконной деятельностью, необходимо добавить короткие движения перед стрельбой и укрытием.
Хотелось бы привести пример в задачах, связанных с применением оружия в различных военизированных структурах. Так, перед Вооруженными Силами поставлена задача в виде разгрома противника, принуждения его к прекращению боевых действий, т. е. его немедленной ликвидации или уничтожения. Этой задачей, с точки зрения Павлова И. М. определяется специфика подготовки военнослужащих: на занятиях по огневой подготовке данная категория лиц отрабатывает практическую стрельбу по мишеням, изображающим образ человека, а именно нагрудную фигуру [5].
Здесь всё обусловлено разницей в выполнении задачи после выстрела, если военному нужно уничтожить противника, то основная задача сотрудника использовать оружие с как можно меньшим вредом для «противника».
Таким образом, было бы полезно ввести в практику работы курсантов и сотрудников исправительных учреждений новый усовершенствованный учебный комплекс, новые критерии оценки в целях подготовки кадров к правильным и необходимым навыкам и умениям для их служебной деятельности, а также стоит сосредоточиться на создании новых объектов, которые помогли бы выполнить задачу «наименьшего вреда для здоровья», например, модель человека в полный рост.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что именно некое разнообразие мишеней вызывало бы определенный интерес у сотрудников и приносило бы большую пользу в гуманизации обращения с огнестрельным оружием.
Литература:
1. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 февраля 2006 г. № 24 «Об утверждении курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы».
2. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»
3. Федеральный Закон от 19 июля 2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
4. Торопов В. А., Совершенствование обучения огневой подготовке в свете требований нового «Наставления» // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2015. — № 1 (65).
5. Павлов И. М. Тактика действий сотрудника полиции при огневом контакте на близкой дистанции // Альманах современной науки и образования. — 2015.