В статье автор рассматривает возможность применения лэпбука для экологического воспитания младших школьников. Описывает творческий процесс коллективного изготовления учениками лэпбука «Зелёная планета». При такой работе комплекс экологических знаний преподносится в доступной, увлекательной форме. Такое современное, интерактивное средство не только побуждает интерес к познанию окружающего мира, но и формирует у младших школьников устойчивую мотивацию к бережному отношению к природе.
Ключевые слова: экологическое воспитание, лэпбук, экология, окружающий мир.
Мир — это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Человечество должно научиться жить в согласии с Природой, с ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы.
Н. Н. Моисеев
Экологическое воспитание является одной из важнейших проблем современности, так как обусловлено кризисным состоянием природы.
Богатый материал по теории и практике экологического воспитания у младших школьников раскрыт в работах: Н. Ф. Виноградовой, А. В. Миронова, А. А. Плешакова, Л. П. Симоновой, И. Д. Зверевым, А. Н. Захлебным, И. Т. Суравегиной и др.
Целью экологического воспитания определяют «формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности» [2, с. 20].
При экологическом воспитании детей акцент делается на воспитание бережного отношения к природе и объектам природы, знакомство с различными животными и растениями, а также уход за ними. Безусловно, всё это играет огромную роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде у младших школьников.
Успех во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес к окружающему миру. Младшие школьники усваивают комплекс экологических знаний быстро и легко, если эти знания преподносятся в доступной, интересной и увлекательной форме. Одной из таких форм является использование технологии «лэпбук» (в переводе с английского lapbook — наколенная книга).
Впервые термин «лэпбук» был введен американской писательницей Тэмми Дюби, которая использовала его как средство систематизации информации для домашнего обучения своих детей. А вот как средство педагогического воздействия его применила Татьяна Пироженко. По её мнению, лэпбук представляет собой папку, содержащую познавательную информацию, занимательные игры и упражнения по определенной теме. [3]
Таким образом, лэпбук — это современное, интерактивное средство, направленное на развитие творческого потенциала в рамках изучаемой темы, не только расширяющего кругозор, но и формирующего умения и навыки.
В начальной школе с 1-го класса проводится работа по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира, а также на классных часах. Используются различные формы организации занятий: в классе, на природе, экскурсии, практические, проектные и творческие работы.
Тема «Экология» прослеживается во всех классах. В 3-м классе по предмету «Окружающий мир» (А. А. Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России») ученики изучают большой блок тем с экологической направленностью. Рассмотрим разделы, способствующие экологическому воспитанию младших школьников:
— «Как устроен мир» (темы «Что такое экология», «Природа в опасности!»);
— «Эта удивительная природа» (темы «Воздух и его охрана», «Берегите воду!», «Охрана растений», «Охрана животных»);
— «Наша безопасность» (тема «Экологическая безопасность»);
— «Чему учит экономика» (тема «Экономика и экология»).
Изучив с учениками 3-го класса темы по окружающему миру, я провела классный час, посвященный празднику «День Земли» (ежегодно отмечается во многих странах мира 22 апреля). Познакомила учеников с историей создания этого праздника, основателем которого является американский биолог Джон Мортон, а также с глобальными экологическими проблемами. Обсудили, чем каждый из нас можем помочь нашей планете Земля.
Итоговой формой работы по теме «Экология» являлось создание лэпбука. С этим интерактивным средством я познакомила учеников ещё в 1 классе. Первое совместное создание лэпбука вызвало большой восторг и очень понравилось всем детям.
Этапы создания лэпбука:
1) выбор темы;
2) обсуждение плана;
3) создание макета;
4) создание шаблона лэпбука.
Определившись с темой лэпбука (решили назвать «Зелёная планета»), надо было составить план. В ходе обсуждения были выделены основные пункты плана:
— Сортировка мусора и сроки разложения отходов в почве;
— Правила поведения на природе;
— Красная книга Приднестровья. Заповедник Ягорлык;
— Сезонные явления природы, характерные для разного времени года;
— Игры и задания на экологическую тему (загадки, стихи, пословицы, ребусы, кроссворды, пазлы, задачи и др.).
Я предложила ученикам разделиться на три группы. Дети выбрали руководителя. Предложенные пункты плана мы распределили по группам.
Следующим этапом было создание макета. Детям необходимо было подумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Игры, задания и тексты — всё это должно разместиться на различных элементах: в конвертах разных форм, кармашках, блокнотиках, мини-книжках, вращающихся кругах, карточках и т. д. Руководителям групп я выдала обычный лист бумаги формата А-4, сложенный пополам. Посовещавшись в группах, руководители нарисовали макет будущего лэпбука, который будет состоять из трех частей.
Когда весь материал был собран, каждой группе я выдала папку. Ученики приступили к практической части. Работа закипела. Каждый учащийся был вовлечен в увлекательную деятельность. В конце урока, руководители представили свою работу всему классу. Все папки я собрала и сшила друг с другом. Так получился наш красочный лэпбук!
Таким образом, творческая работа при создании лэпбука на экологическую тематику формирует устойчивую мотивацию к бережному отношению к природе.
Литература:
- Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 162–164.
- Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования.-М., 1980 г.С.20.
- Пироженко, Т. Это интересно! Лэпбуки. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html
- Пономарева, И. Н. О реализации экологического образования в современных условиях // Экология и культура.- Красноярск: КГПИ, 1991–87.