Методика развития координационных способностей у младших школьников с применением средств ритмической гимнастики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (475) июль 2023 г.

Дата публикации: 13.07.2023

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Полторацкий, К. Д. Методика развития координационных способностей у младших школьников с применением средств ритмической гимнастики / К. Д. Полторацкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 28 (475). — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/archive/475/104882/ (дата обращения: 20.10.2024).



В статье дано краткое описание методики, связанной с влиянием ритмической гимнастики на координационные способности младших школьников.

Ключевые слова: ритмическая гимнастика, координационные способности, младшие школьники.

Младший школьный возраст — это период развития ребенка в начальной школе, как правило, отечественные педагоги и психологи дают ему границы от семи до десяти лет. За эти три года личность ребенка развивается как нравственно, так и физически. Известный и талантливый русский мыслитель, писатель и педагог К. Д. Ушинский считал, что для благоприятного нравственного развития личности, ребенок должен стремиться к совершенному интеллектуальном у и физическому развитию [2]. На наш взгляд, большую роль в достижении гармонии физического развития играет развитие координационных способностей ребенка. Также следует отметить, что развивать координацию движений нужно поступательно, особенно не форсируя ситуацию. Но и не оставляя системности необходимых норм. Как раз в младшем школьном возрасте обнаруживается то время, когда ребенок способен выполнять сложные физические задания на основе пояснений и демонстрации со стороны педагога. Известный отечественный педагог В. А. Сухомлинский так писал о назначении учителя: «Высокая миссия педагога состоит в том, чтобы быть творцом детского счастья» [1, c. 98].

При выполнении упражнений на координацию у младших школьников приобретаются знания, умения и навыки. Если упустить эту возможность в сенситивное время для развития координационных способностей, то в старшем возрасте это будет очень трудно, так как возможность уже упущена.

Проблема методики развития координационных способностей у детей младшего возраста до сегодняшнего времени детально не разработана, есть потребность последовательной проработки отдельных вопросов и в целом их системы. Нами была сделана попытка исследовать литературу в данной области, что позволяет подойти к тому, что изучение координационных способностей младших школьников — важная задача. Именно поэтому следует уделить отдельное научное значение изучению развития координационных способностей младшего школьного возраста.

Недостаточная проработка методики развития координационных способностей в области преподавания физической культуры в младшей школе стала основной проблемой нашего исследования. Методика нашей работы распространяется на возраст младших школьников. Основной деятельностью в процессе обучения являются средства ритмической гимнастики.

Мы использовали в работепедагогический эксперимент, тестирование, педагогическое наблюдение до и после эксперимента, анализ существующей литературы, а также методы математической статистики.

В результате нашего научного исследования была применена следующаярабочая гипотеза: детям младшего школьного возраста предлагалось выполнить, неоднократно повторяя, некоторое количество упражнений, связанных с их координационными возможностями. Для этого использовалось музыкальное сопровождение со сменой темпа, что давало возможность подключить ритмическую гимнастику как основу для нашего исследования.

Деятельность младших школьников в области физической культуры оценивалось при помощи использования разных музыкальных ритмов, что давало возможность проявить координационные способности обучающихся при использовании средств ритмической гимнастики.

Нами был осуществлен следующийпедагогический эксперимент. Базой для работы эксперимента была выбрана МБОУ «Начальная школа-Детский сад «Улыбка» с. Дальняя Игуменка. Эксперимент проводился с сентября 2022 года по апрель 2023 года на внеурочных занятиях в этой начальной школе с применением средств ритмической гимнастики. Первично нами был изучен уровень координационных способностей детей второго класса начальной школы с. Дальняя Игуменка. Для этого были использованы базовые упражнения, рекомендованные для этого возраста к выполнению во втором классе начальной школы. Для участия в эксперименте было отобрано двадцать человек, которые в свою очередь были поделены на две группы: контрольную и непосредственно экспериментальную. Отбор детей производился не по уровню их координационных способностей, а произвольно, т. е. по алфавиту. В контрольную группу вошли первые десять человек по журнальному списку, в экспериментальную — остальные соответственно. Занятия по ритмической гимнастике во втором классе по внеурочной деятельности проходят дважды в неделю. Нами использовались одно занятие для проведения эксперимента. т. е. мы работали еженедельно. Раз в неделю второклассники занимались по экспериментальной методике. В то время как занятия в контрольной группе велись традиционно: без всяких изменений. В этой группе ребята занимались дважды в неделю без применения экспериментальной методики, ориентированной на дополнительную координацию. Наш эксперимент длился с сентября по апрель (2022-2023 гг.). В результате такой спортивной деятельности мы выявили явное отличие контрольной и экспериментальной групп. Данные изменения отслеживались нами не только методом наблюдения, но и при помощи тестирования. Следует заметить, что координационные способности у обучающихся второго класса в экспериментальной группе значительно улучшились.

Занятия по ритмической гимнастике во втором классе по внеурочной деятельности проходили дважды в неделю. Нами использовались одно занятие для проведения эксперимента, таким образом, мы работали еженедельно. Раз в неделю второклассники занимались по предложенной мною экспериментальной методике. В то время как занятия в контрольной группе велись традиционно: без всяких изменений. В этой группе ребята занимались дважды в неделю без применения экспериментальной методики, ориентированной на дополнительную координацию.

Анализируя результаты контрольной и экспериментальной групп, можно сказать, что дети младшего школьного возраста имеют возможность легко обучаться новым и очень сложным двигательным действиям, поскольку их нервная система легко поддается стимуляции, а ее функциональные показатели еще не полностью сформированы. Однако сильные стимулы и монотонные воздействия могут привести к дисбалансу в нервной системе и, следовательно, к торможению.

Элементы ритмической гимнастики следует использовать для развития координационных способностей у младших школьников. Развитие координационных способностей требует постоянного разучивания новых упражнений или изменения условий и внешних факторов для выполнения уже разученных упражнений. Поэтому для более эффективного развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста следует включать элементы ритмической гимнастики.

В результате применения методики возможно использование данных нашего исследования для учителей физической культуры и спортивных секций подобного профиля на внеурочных занятиях в школе, уроках, а также спортивных кружках.

Литература:

  1. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие // Сост. О. В. Сухомлинская — М.: Педагогика, 1990.
  2. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология. Собрание сочинений. — М.: Педагогика, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): ритмическая гимнастика, младший школьный возраст, начальная школа, способность, экспериментальная методика, занятие, контрольная группа, физическая культура, экспериментальная группа, внеурочная деятельность.


Похожие статьи

Роль спортивной гимнастики для ученика начальных классов

В данной статье рассказывается о влиянии комплексных физических упражнений на коррекцию нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрено понятие, значение, виды и особенности использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей

В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально п...

Развитие координационных способностей умственно отсталых детей среднего школьного возраста средствами плавания с применением определенных упражнений

В статье рассматривается проблема координационных способностей умственно отсталых детей с применением определенных упражнений на уроках плавания.

Антистрессовая пластическая гимнастика в процессе обучения школьников

В статье рассматриваются особенности антистрессовой пластической гимнастики и возможности ее использования на занятиях в общеобразовательных учреждениях.

Воспитание координационных способностей средствами танцевальной аэробики у детей 10-11 лет

В данной статье рассматривается вопрос, касающийся физического воспитания младших школьников, в частности воспитания и совершенствования координационных способностей. Также говорится о необходимости поиска новых средств и методов целенаправленного во...

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Психологическая подготовка самбистов

В статье рассматривается проблема психологической подготовки самбистов с помощью психотехнических игр.

Похожие статьи

Роль спортивной гимнастики для ученика начальных классов

В данной статье рассказывается о влиянии комплексных физических упражнений на коррекцию нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрено понятие, значение, виды и особенности использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей

В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально п...

Развитие координационных способностей умственно отсталых детей среднего школьного возраста средствами плавания с применением определенных упражнений

В статье рассматривается проблема координационных способностей умственно отсталых детей с применением определенных упражнений на уроках плавания.

Антистрессовая пластическая гимнастика в процессе обучения школьников

В статье рассматриваются особенности антистрессовой пластической гимнастики и возможности ее использования на занятиях в общеобразовательных учреждениях.

Воспитание координационных способностей средствами танцевальной аэробики у детей 10-11 лет

В данной статье рассматривается вопрос, касающийся физического воспитания младших школьников, в частности воспитания и совершенствования координационных способностей. Также говорится о необходимости поиска новых средств и методов целенаправленного во...

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Психологическая подготовка самбистов

В статье рассматривается проблема психологической подготовки самбистов с помощью психотехнических игр.

Задать вопрос