В настоящее время в условиях глобальной конкуренции организациям приходится задействовать различные способы продвижения для успешного функционирования и развития. Традиционные средства рекламы теряют свою актуальность, поскольку уступают инструментам интернет-продвижения по таким показателям, как стоимость продвижения, охват целевой аудитории, точность попадания в целевую аудиторию, точность статистики и другим. Именно поэтому в настоящее время большое количество организаций отдают предпочтение именно интернет-маркетингу.
Однако зачастую маркетинговая деятельность в онлайн-среде осуществляется без определенной стратегии, что затрудняет достижение маркетинговых целей организации. Точечное и хаотичное использование инструментов интернет-маркетинга не способствует формированию имиджа организации, повышению лояльности аудитории к ней и успешному продвижению на рынке в целом. Поэтому для формирования устойчивого положения на рынке и дальнейшего развития организации необходимо иметь выверенную стратегию продвижения, обеспечивающую создание конкурентных преимуществ.
Ключевые слова: интернет-маркетинг, стратегия интернет-маркетинга, разработка и реализация стратегии.
В современных условиях интернет-маркетинг является одним из ключевых инструментов маркетинга, позволяющим организациям достигать намеченные цели в условиях высокой конкуренции.
Основными преимуществами интернет-маркетинга являются:
1) широкий охват аудитории;
2) возможность более точного попадания в целевую аудиторию;
3) более низкие затраты (в сравнении с инструментами классического маркетинга);
4) персонализация взаимодействия с аудиторией;
5) возможность быстрого получения обратной связи.
Алгоритм разработки стратегии интернет-маркетинга может представлять собой систематический подход к созданию эффективных и ориентированных на цель маркетинговых планов для продвижения бренда, продукта или услуги в онлайн-среде. Этот алгоритм позволяет компаниям оценивать, анализировать и оптимизировать свою деятельность в сети, чтобы достичь максимальных результатов.
Процесс разработки и реализации стратегии интернет-маркетинга состоит из следующих этапов [3]:
- Ситуационный анализ.
Ситуационный анализ включает в себя исследование текущей активности организации в онлайн среде; анализ рынка, к которому относится организация; анализ поведения потребителей в интернете.
Эффективный анализ включает в себя исследование активности организации в интернете; изучение каналов продвижения; выявление каналов, способствующих привлечению большего трафика.
- Определение целей.
Выявление определенных целей, которых хочет достичь организация с помощью интернет-маркетинга. Цели интернет-маркетинга определяются маркетинговым планом организации и соотносятся с основными целями организации. На общем уровне выделяют следующие цели маркетинга [4]:
1) формирование спроса;
Формирование спроса предполагает распространение информации об уникальных свойствах товара и его преимуществах среди широкой аудитории.
2) формирование знания;
Цель направлена на повышение осведомленности потребителей об организации. Информирование о существовании организации и ее основных характеристиках позволяет повысить эффективность реализации товаров.
3) формирование отношения;
Формирование отношения предполагает, что при выборе товара потребитель ориентируется на собственный опыт. Интернет-маркетинг способствует формированию мнения.
4) стимулирование сбыта;
Является одной из приоритетных целей интернет-маркетинга, поскольку предполагает увеличение продаж посредством продвижения организации. К числу основных способов стимулирования сбыта можно отнести: скидки и акции; промокоды, предоставляющие скидку или подарок к основному заказу; предоставление незначительного сувенира после осуществления покупки.
5) формирование лояльности и увеличение повторных продаж;
Затраты на привлечение целевой аудитории значительно ниже затрат на привлечение потенциальных потребителей, именно поэтому формирование лояльности является важной целью маркетинга, которая и способствует увеличению повторных продаж.
- Выделение принципов, на которых будет основываться стратегия.
1) выделение сегментов;
Данный этап включает в себя определение целевых сегментов рынка с целью снижения издержек и увеличения прибыли организации за счет ориентации на определенную аудиторию, которая заинтересована или потенциально может быть заинтересована в приобретении продукта. Онлайн-среда позволяет проводить узкотаргетированные рекламные кампании с относительно низкими затратами.
2) оценка влияния сезонности;
Некоторые товары и услуги пользуются спросом в определенный период времени. Для сезонных товаров или услуг рационально сосредоточить усилия на продвижении в период, когда на продукт существует наибольший спрос.
3) подбор инструментов интернет-маркетинга среди следующих маркетинговых моделей:
— модель непрерывной активности (предполагает реализацию маркетинговых кампаний в течение длительного промежутка времени);
— пульсирующая модель (подразумевает проведение отдельных маркетинговых кампаний с перерывами от нескольких недель).
4) определение бюджета;
Является одной из главных задач стратегического планирования.
- Тактика. Тактика предполагает проработку детализированного плана продвижения организации в онлайн-среде, включающего себя подбор инструментов, планирований кампаний с учетом специфики целевых сегментов, сезонности, бюджета.
- Реализация стратегии и управление ею. После реализации стратегии необходимо постоянно отслеживать и анализировать ее результаты. Измерение ключевых метрик, таких как посещаемость сайта, конверсии, отказы и другие, позволит понять, какие маркетинговые каналы и тактики работают наилучшим образом. На основе полученных данных можно оптимизировать стратегию и внести необходимые изменения.
Разработка, внедрение и управление стратегией интернет-маркетинга — сложный и длительный, но в то же время необходимый процесс успешного функционирования организаций. Только грамотно разработанная стратегия интернет-маркетинга способна помочь организации осуществить маркетинговые цели и добиться конкурентного преимущества на быстро растущем рынке.
Литература:
- Борисов, А. А. Методические подходы в интернет-маркетинге. Основные метрики и показатели эффективности рекламной кампании / А. А. Борисов // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019. — № 2–1. — С. 49–52.
- Горохов, М. М. Интернет-маркетинг: стратегия и виды / М. М. Горохов, Д. Е. Докучаев, А. Д. Трефилова // Социально-экономическое управление: теория и практика. — 2019. — № 1(36). — С. 21–24.
- Гущина, Е. Г. Методика формирования стратегии продвижения бренда компании с использованием инструментария интернет-маркетинга / Е. Г. Гущина, С. С. Чеботарева. // Вестник Астраханского государственного технического университета. — 2018. — № 6. — С. 7–9.
- Капилевич, Д. Н. Организация интернет-маркетинга / Д. Н. Капилевич. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 176–179. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47025/ (дата обращения: 13.07.2023).
- Карасев, В. А. Роль интернет-маркетинга в деятельности современных компаний / В. А. Карасев // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. — 2019. — № 21. — С. 24–27.