В статье автор исследует установленные действующим законодательством общие вопросы регламентации права граждан на обращение в органы власти.
Ключевые слова: закон, право граждан на обращение.
Одним из элементов эффективного государственного управления в Российской Федерации является участие граждан в управлении делами государства. При этом инструментом такого участия устанавливается право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, являющееся неотъемлемым и гарантированным в силу ст. 33 Конституции РФ [1]. Одновременно данное право представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, но и является своеобразным методом общественного контроля за деятельностью государственного и муниципального аппарата.
В то же время эта область общественных отношений, являясь одним из самых бесспорных проявлений народовластия, воспринимается населением неоднозначно в силу незнания или несоблюдения установленных правовых основ. Потому деятельность государственных органов по обеспечению установленного порядка рассмотрения обращений граждан является чрезвычайно важной. Именно в связи с указанной спецификой исследование закономерностей правовой регламентации и деятельности должностных лиц государственных органов в этой сфере считается актуальной.
Изучению проблемных вопросов в рассматриваемой области в последние годы посвятили свои работы Д. А. Степанов, Ю. И. Панин, С. А. Бирмамитова, А. Д. Брагин и др. Они исследовали вопросы обеспечения прав граждан и должностных лиц, раскрывали порядок и проблемы правового регулирования данного процесса.
Изучая особенности рассмотрения обращений граждан в современных условиях, следует выделить основные их характеристики. Так, все они могут быть классифицированы по различным основаниям, в частности:
а) по форме (письменные, устные, электронные);
б) по содержанию (предложение; заявление; жалоба);
в) по субъектам (индивидуальное или коллективное);
г) по адресату (могут адресоваться органам государственной власти, органам самоуправления на местах и конкретным должностным лицам).
Вопросы обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления регулируются в основном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [3]. Кроме того, некоторые аспекты исследуемой тематики есть в Федеральном законе от 9 февраля 2009 г. № 8‑ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [4], а также конкретизируются правовыми актами федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления.
В последние годы существенной частью нормативной базы работы с документами стали также административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг. Они содержат не только описание управленческих процедур и действий, но и требования к оформлению и обработке документов, срокам их подготовки и выдачи, схемы прохождения потоков документации, формы документов, регистрационных журналов и т. д.).
В регламент включаются такие разделы:
а) общие положения;
б) требования к порядку исполнения государственной функции;
в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;
г) порядок и формы контроля за исполнением государственной функции;
д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц.
Контроль за исполнением обращений граждан является важной стороной деятельности государства, способствующей устранению причин и условий, порождающих обращения граждан, а также обеспечению законности и государственной дисциплины. Контролю подлежат все зарегистрированные обращения граждан. Он начинается с момента его регистрации обращения и заканчивается при отправлении окончательного ответа автору. Обращения граждан снимаются с контроля после рассмотрения их по существу, когда по ним приняты все необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие законодательству РФ. Особый контроль установлен на обращения граждан, направленные Администрацией Президента РФ, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, некоторыми другими субъектами права и требующие сообщить результаты рассмотрения обращений граждан в их адрес.
Важной формой контроля исполнения обращений граждан являются анализ и мониторинг деятельности в данной сфере. Например, в соответствии с Указом Президента РФ от 17 апреля 2017 г. № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» в целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прогнозирования развития социально-экономических и общественно-политических процессов в Российской Федерации Администрация Президента РФ обеспечивает мониторинг и анализ результатов рассмотрения обращений граждан и их объединений, размещенных на интернет-ресурсе «Российская общественная инициатива» [5].
Действие Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8‑ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» распространяется на указанные отношения, в том числе на отношения, по запросам редакций средств массовой информации.
Следует учитывать, что действия данного нормативного акта не распространяются, например, на отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления [4].
За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена административная ответственность, установленная ст. 5.59 КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Однако, на практике прокуроры чаще используют не наказания, а, как меру реагирования, представления об устранении нарушений закона. В любом случае, для восстановления нарушенного права и для привлечения конкретного должностного лица к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ потерпевшему необходимо подавать заявление на имя соответствующего прокурора. Рассматриваются такие дела судьями (ст. 23.1 КоАП РФ). Пределы назначения наказания в виде штрафа за совершение указанного правонарушения составляют от 5 до 10 тыс. рублей [2].
Кроме того, как следует из положений ст. 16 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин, права которого нарушены при рассмотрении его обращения, имеет право в судебном порядке потребовать возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Обобщая сказанное, следует отметить, что в настоящее время в правовом поле Российской Федерации институт рассмотрения обращений граждан детально регламентирован в различных правовых аспектах и с учетом законных интересов всех субъектов данных правоотношений.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993; в ред. Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ) [Текст] // Российская газета от 4 июля 2020 г. N 144.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
- Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19, ст. 2060.
- Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 7, ст. 776.
- Указ Президента РФ от 17 апреля 2017 г. N 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. N 17, ст. 2545.