Общие вопросы реализации права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (475) июль 2023 г.

Дата публикации: 13.07.2023

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Еременко, Е. Е. Общие вопросы реализации права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления / Е. Е. Еременко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 28 (475). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/475/104886/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор исследует установленные действующим законодательством общие вопросы регламентации права граждан на обращение в органы власти.

Ключевые слова: закон, право граждан на обращение.

Одним из элементов эффективного государственного управления в Российской Федерации является участие граждан в управлении делами государства. При этом инструментом такого участия устанавливается право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, являющееся неотъемлемым и гарантированным в силу ст. 33 Конституции РФ [1]. Одновременно данное право представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, но и является своеобразным методом общественного контроля за деятельностью государственного и муниципального аппарата.

В то же время эта область общественных отношений, являясь одним из самых бесспорных проявлений народовластия, воспринимается населением неоднозначно в силу незнания или несоблюдения установленных правовых основ. Потому деятельность государственных органов по обеспечению установленного порядка рассмотрения обращений граждан является чрезвычайно важной. Именно в связи с указанной спецификой исследование закономерностей правовой регламентации и деятельности должностных лиц государственных органов в этой сфере считается актуальной.

Изучению проблемных вопросов в рассматриваемой области в последние годы посвятили свои работы Д. А. Степанов, Ю. И. Панин, С. А. Бирмамитова, А. Д. Брагин и др. Они исследовали вопросы обеспечения прав граждан и должностных лиц, раскрывали порядок и проблемы правового регулирования данного процесса.

Изучая особенности рассмотрения обращений граждан в современных условиях, следует выделить основные их характеристики. Так, все они могут быть классифицированы по различным основаниям, в частности:

а) по форме (письменные, устные, электронные);

б) по содержанию (предложение; заявление; жалоба);

в) по субъектам (индивидуальное или коллективное);

г) по адресату (могут адресоваться органам государственной власти, органам самоуправления на местах и конкретным должностным лицам).

Вопросы обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления регулируются в основном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [3]. Кроме того, некоторые аспекты исследуемой тематики есть в Федеральном законе от 9 февраля 2009 г. № 8‑ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [4], а также конкретизируются правовыми актами федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления.

В последние годы существенной частью нормативной базы работы с документами стали также административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг. Они содержат не только описание управленческих процедур и действий, но и требования к оформлению и обработке документов, срокам их подготовки и выдачи, схемы прохождения потоков документации, формы документов, регистрационных журналов и т. д.).

В регламент включаются такие разделы:

а) общие положения;

б) требования к порядку исполнения государственной функции;

в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;

г) порядок и формы контроля за исполнением государственной функции;

д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц.

Контроль за исполнением обращений граждан является важной стороной деятельности государства, способствующей устранению причин и условий, порождающих обращения граждан, а также обеспечению законности и государственной дисциплины. Контролю подлежат все зарегистрированные обращения граждан. Он начинается с момента его регистрации обращения и заканчивается при отправлении окончательного ответа автору. Обращения граждан снимаются с контроля после рассмотрения их по существу, когда по ним приняты все необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие законодательству РФ. Особый контроль установлен на обращения граждан, направленные Администрацией Президента РФ, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, некоторыми другими субъектами права и требующие сообщить результаты рассмотрения обращений граждан в их адрес.

Важной формой контроля исполнения обращений граждан являются анализ и мониторинг деятельности в данной сфере. Например, в соответствии с Указом Президента РФ от 17 апреля 2017 г. № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» в целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прогнозирования развития социально-экономических и общественно-политических процессов в Российской Федерации Администрация Президента РФ обеспечивает мониторинг и анализ результатов рассмотрения обращений граждан и их объединений, размещенных на интернет-ресурсе «Российская общественная инициатива» [5].

Действие Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8‑ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» распространяется на указанные отношения, в том числе на отношения, по запросам редакций средств массовой информации.

Следует учитывать, что действия данного нормативного акта не распространяются, например, на отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления [4].

За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена административная ответственность, установленная ст. 5.59 КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Однако, на практике прокуроры чаще используют не наказания, а, как меру реагирования, представления об устранении нарушений закона. В любом случае, для восстановления нарушенного права и для привлечения конкретного должностного лица к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ потерпевшему необходимо подавать заявление на имя соответствующего прокурора. Рассматриваются такие дела судьями (ст. 23.1 КоАП РФ). Пределы назначения наказания в виде штрафа за совершение указанного правонарушения составляют от 5 до 10 тыс. рублей [2].

Кроме того, как следует из положений ст. 16 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин, права которого нарушены при рассмотрении его обращения, имеет право в судебном порядке потребовать возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.

Обобщая сказанное, следует отметить, что в настоящее время в правовом поле Российской Федерации институт рассмотрения обращений граждан детально регламентирован в различных правовых аспектах и с учетом законных интересов всех субъектов данных правоотношений.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993; в ред. Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ) [Текст] // Российская газета от 4 июля 2020 г. N 144.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  3. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19, ст. 2060.
  4. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 7, ст. 776.
  5. Указ Президента РФ от 17 апреля 2017 г. N 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. N 17, ст. 2545.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, орган, Российская Федерация, РФ, государственная функция, обращение граждан, административная ответственность, Администрация Президента РФ, государственная власть, должностное лицо.


Ключевые слова

закон, право граждан на обращение

Похожие статьи

Проблемы реализации прав граждан на обращение в органы государственной власти

В статье рассмотрены некоторые проблемы правового реализации права граждан на обращение в государственные органы. В заключение выработаны практические рекомендации по совершенствованию правового регулирования данного института.

Право граждан и юридических лиц на обращение в органы местного самоуправления

В статье анализируются основные положения института прав граждан на обращение в государственные органы.

Некоторые проблемы рассмотрения обращений граждан в государственных органах и органах местного самоуправления

В статье авторы исследуют отдельные проблемные вопросы обработки обращений граждан в органах власти как элемент создания и эффективного функционирования механизма взаимодействия государства и общества.

Правовые принципы обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления

В статье идет речь о правовой основе обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В работе делается попытка представить обращение граждан с точки зрения законодательства и с точки зрения исследователей-юристов.

Основные принципы и содержание права граждан на обращение в органы власти

Право на обращение граждан в органы государственной власти: основные исторические предпосылки

В статье автор попытался раскрыть основные исторические предпосылки возникновения важнейшего на сегодняшний день механизма общественных инициатив в государственном управлении, как право на обращение граждан.

Общетеоретические аспекты рассмотрения обращений граждан и организаций в территориальных органах МВД России

В статье раскрываются вопросы рассмотрения обращений граждан и организаций в системе МВД России как элемент реализации конституционного права на обращение, правовые аспекты. Обозначены некоторые проблемные вопросы и намечены пути их решения.

Работа органов муниципальной власти с обращениями граждан

В данной статье охарактеризовано понятие «обращение граждан». Рассмотрено понятие муниципального образования, его основные характеристики. Также автором охарактеризованы виды обращений.

Осуществление государственного контроля в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния

В статье автор пытаются определить каналы связи творчества детских писателей и окружающей реальности.

Проблемные аспекты участия граждан в различных формах общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов в Российской Федерации

В статье рассматриваются актуальные вопросы участия граждан в государственном управлении в Российской Федерации. Рассматриваются различные классификации форм участия граждан в государственном управлении. Формулируются рекомендации по совершенствовани...

Похожие статьи

Проблемы реализации прав граждан на обращение в органы государственной власти

В статье рассмотрены некоторые проблемы правового реализации права граждан на обращение в государственные органы. В заключение выработаны практические рекомендации по совершенствованию правового регулирования данного института.

Право граждан и юридических лиц на обращение в органы местного самоуправления

В статье анализируются основные положения института прав граждан на обращение в государственные органы.

Некоторые проблемы рассмотрения обращений граждан в государственных органах и органах местного самоуправления

В статье авторы исследуют отдельные проблемные вопросы обработки обращений граждан в органах власти как элемент создания и эффективного функционирования механизма взаимодействия государства и общества.

Правовые принципы обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления

В статье идет речь о правовой основе обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В работе делается попытка представить обращение граждан с точки зрения законодательства и с точки зрения исследователей-юристов.

Основные принципы и содержание права граждан на обращение в органы власти

Право на обращение граждан в органы государственной власти: основные исторические предпосылки

В статье автор попытался раскрыть основные исторические предпосылки возникновения важнейшего на сегодняшний день механизма общественных инициатив в государственном управлении, как право на обращение граждан.

Общетеоретические аспекты рассмотрения обращений граждан и организаций в территориальных органах МВД России

В статье раскрываются вопросы рассмотрения обращений граждан и организаций в системе МВД России как элемент реализации конституционного права на обращение, правовые аспекты. Обозначены некоторые проблемные вопросы и намечены пути их решения.

Работа органов муниципальной власти с обращениями граждан

В данной статье охарактеризовано понятие «обращение граждан». Рассмотрено понятие муниципального образования, его основные характеристики. Также автором охарактеризованы виды обращений.

Осуществление государственного контроля в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния

В статье автор пытаются определить каналы связи творчества детских писателей и окружающей реальности.

Проблемные аспекты участия граждан в различных формах общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов в Российской Федерации

В статье рассматриваются актуальные вопросы участия граждан в государственном управлении в Российской Федерации. Рассматриваются различные классификации форм участия граждан в государственном управлении. Формулируются рекомендации по совершенствовани...

Задать вопрос