Критерии приемлемости индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека: понятие и процессуальное значение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (475) июль 2023 г.

Дата публикации: 14.07.2023

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Романюк, И. Ю. Критерии приемлемости индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека: понятие и процессуальное значение / И. Ю. Романюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 28 (475). — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/archive/475/104898/ (дата обращения: 18.10.2024).



В современном мире нередки случаи, когда для граждан, которые сталкиваются с проблемой вынесения несправедливых решений национальных судов, обусловленных административным ресурсом, обращение в межгосударственную судебную структуру является единственным вариантом защиты своих интересов, позволяя им реализовать таким образом следующие права, закрепленные на международном уровне:

— право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы человека могут быть полностью осуществлены; [1]

— право на справедливое судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом; [2] [3]

— право на эффективное средство правовой защиты. [2]

Именно этот фактор послужил основанием для создания Европейского Суда по правам человека (далее — Суд).

Прежде чем подать жалобу в Европейский Суд, заявитель должен соблюсти так называемые «критерии приемлемости» жалобы, то есть условия, без выполнения которых она не будет принята Судом к рассмотрению.

Исходя из сложившейся практики, существуют следующие критерии приемлемости жалобы:

— критерий обстоятельства по существу (ratione materiae);

— критерий обстоятельства времени (ratione temporis);

— критерий обстоятельства места (ratione loci);

— критерий обстоятельства лица (ratione persona);

— заявитель обязан исчерпать эффективные средства правовой защиты, существующие в стране;

— обращение в Суд должно быть направлено не позднее 6 месяцев с момента принятия последнего судебного решения;

— жалоба должна быть обоснованной, т. е. именно на заявителя возлагается обязанность доказать нарушение его права со стороны государства;

— жалоба не может быть анонимной;

— жалоба не может содержать оскорбительных высказываний;

— нельзя подавать жалобы по одному и тому же поводу одновременно в два (и более) международных органа, например в Суд и в Комитет по правам человека ООН. [4]

Хотелось бы более подробно рассмотреть первые пять критериев.

В соответствии с критерием обстоятельства по существу необходимо, чтобы право, на которое ссылается заявитель, защищалось Конвенцией и Протоколами к ней, вступившими в законную силу. На каждой стадии производства по делу Суд обязан рассмотреть вопрос о своей компетенции ratione materiae независимо от того, утратило ли государство-ответчик право на заявление возражения по этому вопросу.

Кроме того, Суд не обладает компетенцией ratione materiae на рассмотрение вопроса о выполнении Договаривающейся стороной обязанностей, возложенных на неё каким-либо из постановлений Суда. Суд не может рассмотреть такого рода жалобы, не вторгаясь в компетенцию Комитета министров Совета Европы, который следит за исполнением постановлений Суда на основании статьи 46 § 2 Конвенции. Однако даже с учётом роли Комитета министров в этом вопросе, меры принятые государством-ответчиком по устранению найденного Судом нарушения могут породить новые проблемы, которые не рассматривались в постановлении и могли бы стать предметом новой жалобы, которая может поступить на рассмотрение Суда. Другими словами, Суд может удовлетворить жалобу на то, что возобновление на внутреннем уровне производства по делу в рамках исполнения одного из постановлений Суда привело к новому нарушению Конвенции. [5]

Критерий обстоятельства времени схож с общим принципом международного права «договоры не имеют обратной силы». Согласно этому критерию, положения Конвенции не имеют силы для Договаривающейся стороны как в связи с действиями или событиями, предшествующими дате вступления Конвенции в силу в отношении этой стороны, так и в связи с ситуациями, которые закончились до указанной даты. Заявитель может обратиться с жалобой только на то нарушение, которое произошло после ратификации Конвенции или Протоколов к ней государством-ответчиком. Именно с момента ратификации все действия или бездействие, предположительно осуществляемые от имени государства, должны соответствовать Конвенции и её Протоколам.

В то же время Суд может принять во внимание события, имевшие место до ратификации, когда есть основания полагать, что они породили длящуюся ситуацию, не закончившуюся к моменту ратификации, или когда эти события важны для понимания фактов, имевших место после ратификации. [5]

Критерий совместимости места ratione loci соблюдён тогда, когда предполагаемое нарушение Конвенции было совершено в пределах юрисдикции государства-ответчика или на территории, находящейся под эффективным контролем этого государства. В отношении жалоб на действия, имевшие место за пределами территории государства-участника, государство-ответчик может заявить предварительное возражение о несовместимости ratione loci. В то же время под юрисдикцией государства находятся дипломатические миссии, морские и воздушные суда, передвигающиеся под его флагом. [5]

Интересным прецедентом в практике Суда, затронувшим критерий совместимости места, является дело «Банкович и другие против стран НАТО». Заявители утверждали, что в результате бомбардировки белградской радиостанции в апреле 1999 г. четверо их родственников погибли, а один был тяжело ранен. По их мнению, эти события привели к нарушению государствами-членами НАТО статьи 2 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод (право на жизнь), и принцип ratione loci не был нарушен, так как государства-ответчики фактически контролировали территорию Союзной Республики Югославия, над которой проходила бомбардировка. Однако Суд не согласился с этими доводами, отметив, что, во-первых, и подготовительные материалы к Конвенции, и собственная практика Суда отражают преимущественно территориальное понятие юрисдикции, а, во-вторых, прецедентная практика Суда показывает, что наличие осуществления трансграничной (экстерриториальной) юрисдикции признается тогда, когда государство-ответчик осуществляет на территории другого государства всю ту власть, которую в обычных условиях должно было бы реализовывать правительство. [6] В связи с путаницей в международно-правовых терминах, возникающей при рассмотрении прецедентов, подобных вышеизложенному, представляется необходимым внести в статью 1 Конвенции понятие «трансграничная юрисдикция» и на законодательном уровне установить, какие из действий, реализуемых государством-ответчиком за пределами его территории, могут считаться осуществлением его юрисдикции.

Критерий обстоятельства лица считается соблюденным, когда нарушение Конвенции было совершено государством-участником Конвенции, или когда ответственность за это нарушение может быть возложена на него. Вопрос о соблюдении данного критерия рассматривается Судом в любом случае, даже если государство-ответчик не отрицает компетенцию Суда ratione personae. [5]

Спорным примером из практики Суда, повлиявшим на дальнейшее толкование данного критерия, является дело «Илашку и другие против Молдавии и России». Четверо заявителей были арестованы в 1992 году спецслужбами отделившейся от Молдавии и непризнанной международным сообществом Приднестровской Молдавской республики (ПМР), поддерживаемой Российской Федерацией. Им были предъявлены обвинения в ведении антигосударственной деятельности и умышленном убийстве. В декабре 1993 года в отношении заявителей, подвергавшихся, по их словам, в это время пыткам со стороны российских военных, приговорили к длительным срокам лишения свободы, во время отбывания которых их содержали в унижающих достоинство условиях и не предоставляли необходимую медицинскую помощь.

При рассмотрении данного дела молдавское правительство указало, что в международном праве территориальная юрисдикция государства называется территориальным суверенитетом. Но так как государство, не имеющее полного контроля над своей территорией, не может в полной мере осуществлять свою власть на ней, то территория ПМР, имеющей свои государственные органы и вооруженные силы, не входит в юрисдикцию Республики Молдова. Заявители же в своей жалобе указали, что с момента подписания меморандума о нормализации отношений между правительствами Молдовы и ПМР в 1997 г. молдавское правительство де-факто признало незаконно возникший Тираспольский режим, сложив с себя тем самым ответственность за действия, совершенные на территории ПМР.

Суд в своем постановлении по делу заявил следующее: несмотря на то, что факт отсутствия эффективной власти законной Республики Молдова над территорией непризнанной Приднестровской республики является неоспоримым, Молдова в силу так называемой «концепции позитивных обязательств», вытекающей из статьи 1 Конвенции, не перестает осуществлять юрисдикцию в отношении оккупированной территории и нести ответственность за происходящие на ней события; Молдова должна всеми доступными силами гарантировать соблюдение Конвенции в Приднестровье. С учетом того, что молдавские власти не предпринимали никаких дипломатических попыток освобождения заявителей, Молдова должна нести ответственность за невыполнение своих позитивных обязательств. [7]

Одним из важнейших условий принятия Судом жалобы к рассмотрению является исчерпание средств национальной защиты. Это условие базируется на общепризнанных нормах международного права. Обязанность исчерпать внутренние средства правовой защиты является частью международного обычного права, признанного таковым в практике Международного суда ООН и в Международном пакте о гражданских и политических правах. Европейскому суду по правам человека надлежит играть субсидиарную (т. е. вспомогательную) роль по отношению к национальным системам защиты прав человека, и желательно, чтобы сначала национальные суды имели возможность принять решение по вопросам соответствия внутреннего права Конвенции. Если же жалоба всё-таки доходит до Страсбурга, Европейский суд должен иметь возможность воспользоваться выводами внутренних судов, ведь они находятся в прямом и постоянном контакте с живыми участниками правовых отношений в своих странах. [5] При этом Суд подчеркивает, что данное правило не является абсолютным и при рассмотрении вопроса о том, было ли оно соблюдено, необходимо учитывать конкретные обстоятельства каждого индивидуального дела.

Литература:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 [Электронный ресурс].// СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ — ст. 28.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 [Электронный ресурс]. // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/– ст. 6.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 [Электронный ресурс].// СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531/– п.1 ст. 14.

4. Галоганов А. П. Критерии приемлемости индивидуальной жалобы и ее рассмотрение в Европейском Суде по правам человека // СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО.- 2011. — № 7. — с.105.

5. Практическое руководство по критериям приемлемости // Официальный сайт Европейского Суда по правам человека. — 2019. — URL: https://www.echr.coe.int/Documents/Admissibility_guide_RUS.pdf. — п. 220, 222, 224.

6. База решений Европейского Суда по правам человека. // URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng#{ %22languageisocode %22: [%22RUS %22], %22appno %22: [%2252207/99 %22], %22documentcollectionid2 %22: [%22DECGRANDCHAMBER %22], %22itemid %22: [%22001–99282 %22]}

7. Постановление Европейского Суда по правам человека от 8 июля 2004 г. Дело «Илашку и другие против Молдавии и России» (жалоба N 48787/99) (Большая Палата) [Электронный ресурс] // СПС Гарант. -URL: https://base.garant.ru/55021976/.

Основные термины (генерируются автоматически): Суд, Молдова, Европейский суд, жалоба, правовая защита, критерий обстоятельства, критерий обстоятельства времени, критерий обстоятельства лица, Молдавия, молдавское правительство.


Похожие статьи

Возможность реабилитации в уголовном процессе по делам частного производства: особенности, основания и проблемы

Актуальные проблемы исковой формы защиты гражданских прав

Деловая репутация юридического лица в российском гражданском праве: понятие и отличительные черты

Промежуточные и частичные судебные решения: их признание и значимость в Российской Федерации

Реализация конституционного права на образование: понятие, формы, принципы, стадии

Преюдиция в гражданском процессе Российской Федерации: актуальные проблемы и пути их решения

Краткий сравнительный анализ особенностей компенсации морального вреда в Российской Федерации с зарубежной практикой

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Особенности определения права на жилище в российском и зарубежном законодательстве

Регистрация товарного знака в КНР: процедура, специфика и проблематика

Похожие статьи

Возможность реабилитации в уголовном процессе по делам частного производства: особенности, основания и проблемы

Актуальные проблемы исковой формы защиты гражданских прав

Деловая репутация юридического лица в российском гражданском праве: понятие и отличительные черты

Промежуточные и частичные судебные решения: их признание и значимость в Российской Федерации

Реализация конституционного права на образование: понятие, формы, принципы, стадии

Преюдиция в гражданском процессе Российской Федерации: актуальные проблемы и пути их решения

Краткий сравнительный анализ особенностей компенсации морального вреда в Российской Федерации с зарубежной практикой

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Особенности определения права на жилище в российском и зарубежном законодательстве

Регистрация товарного знака в КНР: процедура, специфика и проблематика

Задать вопрос