В статье описывается процесс интеграции современной бизнес-стратегии компании в структуру цифрового маркетинга — единого информационного поля, эффективность освоения которого равна эффективности бизнеса в целом.
Ключевые слова: цифровизация, маркетинг, бизнес, стратегия, digital.
Современные компании активно применяют в своей деятельности гибкий маркетинг. Условно, гибкий маркетинг заключается в умении компании использовать комплексный подход в продвижении своей продукции: рекламировать её не только в специализированной среде, но и в социальных сетях, давать быструю обратную связь, вести группы, выкладывать видеоматериалы по своей продукции и т. д. Компания становится настоящим «блоггером» [3, c. 10] своей продукции — это и определяет её успех в рамках гибкого маркетинга. А данный вид маркетинга, нужно сказать, сильно развился в последние 15 лет благодаря не только развитию и распространению Интернета, но и становлению таких крупных социальных сетей, как Facebook*, Twitter, Instagram*, Tik-Tok и пр. Казалось бы, созданные для распространения увеселительного контента и онлайн-общения, социальные сети выполняют и другую важную функцию: они распространяют рекламу различных, не связанных со сферой услуг, компаний. И, понимая специфику социальных сетей и подобных им структур, компании могут разрабатывать гибкую маркетинговую стратегию. [7, c. 12]
Чтобы понять сущность цифрового маркетинга, нужно в первую очередь отметить, что Интернет в нем рассматривается как канал-партнер. Исходя из этого, онлайн-маркетинг следует рассматривать как стратегию канального маркетинга. Таким образом, для внедрения в бизнес-стратегию элементов цифрового маркетинга, организация должна определить конкретную его цель, а также цель построения коммуникаций.
Подытоживая вышесказанное, резюмируем: цифровой маркетинг — это одна из форм контакта с клиентами, где компании напрямую в цифровой форме взаимодействуют как с существующими, так и с потенциальными клиентами.
Самой большой проблемой [1] для компаний является интеграция стратегии интернет-маркетинга с общей маркетинговой стратегией. Основной причиной этой проблемы является склад мышления, который рассматривает Интернет как «независимую сущность». Отсюда рождается некая ксенофобия перед Интернетом, из-за которой многие компании не прилагают усилия, чтобы сделать Интернет какой-либо функцией организации.
Интернет является новым партнером канала для многих организаций. Поэтому важно, чтобы компании создавали отдельный план интернет-маркетинга.
Каждая компания должна разработать логическую основу для своей деятельности, чтобы соответствовать своим бизнес-целям. Общие бизнес-цели должны быть разбиты на этапы, которые компания должна достичь в течение определенного периода времени. Чтобы достичь этих этапов, компании должны разработать стратегии вокруг ключевых видов деятельности. [12, c.59]
Одним из ключевых видов деятельности при разработке стратегии является маркетинг. Стратегия, разработанная для достижения бизнес-целей с помощью маркетинга, называется маркетинговым планом.
Построение стратегии цифрового маркетинга начинается с понимания текущего рыночного сценария. Проанализировав рыночный сценарий, компании разрабатывают маркетинговый план и конкретные цели, связанные с Интернетом. Для достижения целей интернет-канала компании разрабатывают план цифрового маркетинга. После разработки и определения плана следующим шагом является анализ онлайн-присутствия компании. Компания может начать работать над реализацией маркетинговой стратегии, если у нее уже есть онлайн-присутствие. [5, c. 99]
Стратегия будет считаться неполной, если нет постоянного мониторинга онлайн-присутствия. Если все этапы выполнены правильно, то разработанная стратегия сразу может быть модифицирована и переработана на основе положительных или отрицательных отзывов.
Организация функционирует в динамичной среде. Необходимо выяснить, эффективны ли текущие маркетинговые стратегии или они требуют некоторой модификации. Данный внутренний маркетинговый аудит направлен на решение следующих ключевых задач: [4, c. 23]
- Полный обзор внутренних возможностей компании, процессов и ресурсов.
- Полный обзор современного рынка и конкуренции, включая микро-и макросреду.
- Полный обзор текущего вклада Интернета в маркетинговый план.
Другим аспектом стратегического обзора является оценка текущего вклада плана цифрового маркетинга в другие маркетинговые мероприятия. Это можно сделать, понимая текущие возможности интернет-маркетинга. Первый шаг-проверить, есть ли у компании собственный сайт. Следующий шаг-проверить, зарегистрирован ли сайт в любом онлайн-каталоге бизнеса. Следующим шагом является создание веб-сайта с базовой информацией о компании и продукте. Следующий шаг-сделать сайт интерактивным, где потенциальный клиент сможет разместить дополнительные запросы. Следующим шагом является разработка веб-сайта, который способен заниматься электронной коммерцией, а также службой поддержки клиентов. Последним шагом является разработка полнофункционального веб-сайта, который может помочь компании в маркетинге, а также в построении отношений. [9, c. 28]
Любая маркетинговая стратегия или план должны быть построены для поддержки общей бизнес-цели компании. Компании имеют общую тенденцию разработки плана интернет-маркетинга от общего маркетингового плана. Компании прибегают к экспериментам в плане интернет-маркетинга, а не к целенаправленному подходу.
Это отсутствие ясности в плане цифрового маркетинга привело многие компании к неудачам, связанным с финансовыми потерями.
Интеграция Интернета может быть выполнена с помощью сценарного анализа. При сценарном анализе создаются различные рыночные симуляции для изучения различных возможностей. Роль интернет-маркетинга во всех сценариях должна быть изучена, чтобы использовать все преимущества.
Финансовые выгоды от цифрового маркетинга будут заключаться в увеличении продаж и улучшении роста онлайн-присутствия. Цифровой маркетинг также поможет в обслуживании клиентов, разработав простые руководства по самопомощи, тем самым сократив накладные расходы. [3, c. 10]
Нематериальными преимуществами внедрения цифрового маркетинга в бизнес-стратегию будут современный и прочный корпоративный имидж, улучшенная прозрачность, отношения с клиентами, быстрое и эффективное обслуживание клиентов и т. д.
Итак, при разработке стратегии цифрового маркетинга важно учитывать следующее: [10, c. 30]
— Разработанная стратегия должна определять цели, которые генерируют лиды и продажи из данного канала;
— Стратегия должна быть ориентирована на клиентов, которые являются пользователями Интернета (и, в первую очередь, социальных сетей);
— Стратегия поддерживает клиента в принятии решения о покупке, а также в доставке продукта;
— Стратегия должна подчеркивать дифференциацию от конкуренции;
— Стратегия должна стимулировать потребителей использовать Интернет наряду с каналами;
— Стратегия должна помочь в привлечении клиентов, а также удержании.
И, наконец, компания должна выяснить различные плюсы и минусы стратегий интернет-маркетинга перед реализацией одной конкретной стратегии. Имея ограниченные ресурсы, компании ищут решения, которые можно реализовать. [6, c. 15]
Для реализации стратегии онлайн-маркетинга компании имеют различные маркетинговые приложения. Компании должны поддерживать портфель этих приложений и делать тщательный выбор в зависимости от риска и вознаграждения.
После внедрения важно поддерживать отслеживание стратегии. Эти трекеры часто сосредоточены на отслеживании посетителей, генерации лидов, онлайн-продажах и, наконец, удержании клиентов [8, c. 47].
Разработка стратегии цифрового-маркетинга и её дальнейшее внедрение в бизнес должны идти по тому же пути, что и любая маркетинговая стратегия, не забывая об уникальности, которую информационные технологии дают компании.
Литература:
- Андреева О. Д. Интернет-маркетинг [Текст]: учебник — О. Д. Андреева. — 2012. — 294 с
- Багрин Ю. А. Интернет как новый маркетинговый канал: [Текст] / Ю. А. Багрин // Маркетинг и реклама. — 2012. — 110 с
- Балабанов И. Т. Электронная коммерция [Текст]: / И. Т. Балабанов. — 2013. — 336 с.
- Баринов В. А. Стратегический менеджмент [Текст]: / В. А. Баринов, В. Л. Харченко. — 2013. — 285 с.
- Берри С. 11 типов маркетинговых стратегий с примерами. 2020. [Электронный ресурс] — URL: https://www.webfx.com/blog/marketing/marketing-strategy-with-examples/ (дата обращения: 02.07.2023)
- Буренина Т. А. Маркетинг на базе Интернет-технологий [Текст]: / Т. А. Буренина // — М.: Благовест–В. — 2012. — 66 с.
- Васильев Г. А. Электронный бизнес: [Текст]: / Г. А. Васильев // Реклама в Интернет. // — М.: Юнити-Дана. — 2014. — 92 с
- Виханский О. С. Стратегическое управление [Текст]: / О. С. Виханский // — М.: Изд–во МГУ. — 2012. — С. 52–59
- Ганаева Е. Разработка маркетинговой стратегии организации [Текст]: / Е. Ганаева // — М.: Изд–во Флинта. — 2013. — 73 с.
- Герчикова З. Критерии эффективности диктует бизнес: [Текст]: / З. Герчикова // Управление компанией. — 2012. — 107 с.
- Горелова А. Интернет-маркетинг: [Текст]: / А. Горелова // Маркетинг. — 2014. — С. 58–68
- Джарабек С. 9 типов стратегий интернет-маркетинга. Блог. 2018. [Электронный ресурс] — URL: https://blueinteractiveagency.com/seo-blog/2018/01/9-types-of-internet-marketing-strategies/ (дата обращения: 02.07.2023)
- Друкер П. Ф. Управление, нацеленное на результаты: [Текст]: / П. Ф. Друкер // Пер. с англ. — М.: Технологическая школа бизнеса, — 2013. — 328 с.
* Instagram и Facebook, продукты компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России