На обложке
изображен Говинд
Сахарам Сардесаи
(1865–1959), более известный
под именем Риясаткар Сардесаи, — историк из Индии, автор первой истории
народа маратхи в восьми томах, охватывающей период более чем в 1000 лет.
Он также написал трехтомную «Новую историю маратхов» на английском языке.
Говинд Сахарам
Сардесаи происходил из знатного, но обедневшего маратхского феодального рода.
После ликвидации маратхской конфедерации в 1818 году семья поселилась в Варавли.
К моменту рождения будущего историка его семья проживала уже в деревне
Говил, где отец, Сакхарам Сардесаи, был учителем.
Обучению мальчика
с раннего возраста уделялось большое внимание. Отец его прекрасно знал
старый маратхский административный шрифт моди, и мальчик научился писать
и читать на нем еще в раннем возрасте, что позволило ему впоследствии
без труда изучать старые документы, о чем Сардесаи не без гордости
вспоминал в старости. Дома он осваивал и математику. Начальную школу
Сардесаи окончил в Шипоши, после чего его отправили для продолжения
образования в Ратнагири. В своих воспоминаниях Сардесаи писал, что
именно здесь он начал интересоваться общественной жизнью Махараштры и всей
страны.
Получив
удостоверение об окончании школы в Ратнагири в 1884 году, Сардесаи по
совету тестя переехал для продолжения учебы в Фергюсон-колледж, который
был открыт незадолго до этого в неофициальной столице Махараштры —
Пуне.
Свою литературную
деятельность Сардесаи начал с перевода с английского на маратхский
книги «Князь» (или «Государь») Макиавелли. Трактаты о нормах поведения
и правления для раджей существовали с глубокой древности и в
самой Индии (знаменитая «Артхашастра» Каутильи является своего рода
энциклопедией науки управления), однако Сардесаи посчитал важным познакомить
князя и остальных индусов с западными представлениями о нормах
правления.
Этот перевод был
опубликован в серии «Гирлянда книг Махараштры». Следующим переводом стала
книга Джона Роберта Сили «Экспансия Англии». Она была опубликована в той
же серии в 1893 году и по объему значительно превосходила первую.
В 1896 году вышла
первая самостоятельная историческая работа Сардесаи. Это был том, посвященный
истории Индии периода господства мусульманских правителей. В работе
преобладало фактологическое описание и отсутствовали собственные выводы.
Именно это вызвало скепсис других историков Махараштры, которые воспринимали
Сардесаи как сказателя, а не самостоятельного исследователя. Тем не менее
Сардесаи продолжил свою работу. Своей главной задачей он видел написание истории
маратхов от Шиваджи до последнего пешвы Баджи Рао II. В 1901 году вышел том,
посвященный истории Махараштры до 1707 года (до смерти Аурангзеба). Эта
работа грешила теми же недостатками, что и монография о мусульманском
правлении в Индии. Кроме того, автор некритически отнесся к работам
своих маратхских предшественников, принял на веру многие их выводы, что
укрепило его славу как «компилятора», но не историка.
В 1915 году вышел
второй том «Маратхи Риясат» с теми же недостатками, отмеченными критиками
и недругами Сардесаи.
Главный министр
(диван) княжества Рамеш Чандра Датт. Дж. Саркар опубликовал в 1920 году на
английском языке самостоятельную биографию Шиваджи. Это была первая научная
биография Шиваджи на английском языке, и она принадлежала перу бенгальца,
а не маратха. Последнее было встречено крайне недоброжелательно в ученых
кругах Пуны. Местная пресса опубликовала рецензии с резкой критикой.
Саркар был обвинен в том, что не использовал маратхские документы, главным
образом исторические песни и феодальные хроники. Поскольку главным
советчиком по маратхским источникам у Саркара был Сардесаи, эта критика
была направлена и на него.
В 1925 году
Сардесаи после 37 лет службы при дворе подал прошение об отставке и вышел
на почетную пенсию, обретя возможность целиком посвятить себя работе историка.
В первые годы
после отставки Сардесаи основное внимание уделял изучению, классификации
и изданию маратхских исторических документов. При написании своих работ он
широко использовал архивы англичан и индийских феодальных князей. Однако
крупнейшее собрание документального материала в г. Пуне, широко известное
как Пешва Дафтар, из-за беспорядка в хранении и отсутствия
элементарных описаний оставалось белым пятном для исследователей. После
ликвидации английскими колонизаторами маратхской конфедерации в 1818 году масса
бумаг главного министра маратхского государства (пешвы) и других феодалов
попала в руки англичан. Часто они использовались для практических нужд при
определении прав владения феодалов и назначении им пенсий. В научном
плане документами интересовались мало.
В 1911 году
в Пуне было образовано Общество по исследованию индийской истории, но оно
с трудом справлялось с обработкой и изданием тематических
публикаций. По предложению Дж. Саркара правительство Бомбейской провинции
назначило руководителем группы по исследованию Пешва Дафтара Сардесаи, и он
почти на пять лет (1929–1933) целиком и полностью посвятил себя этой
работе.
В конечном счете,
несмотря на финансовые трудности и ожесточенное сопротивление со стороны
историков Пуны, Сардесаи изучил почти 35 000 документов. Он опубликовал 45
томов «Пешва Дафтар», состоящих из 7801 страницы и охватывающих 8 650
документов.
Историк скончался
в Пуне 29 ноября 1959 года в возрасте 94 лет.