В настоящей статье раскрывается понятие института сельского старосты как института хозяйственной, экономической, политической, социальной жизни малочисленных населенных пунктов. Приводятся примеры из истории развития данной должности, а также раскрываются перспективы развития данного института, как в отдельных субъектах РФ, так и в целом в стране. На основании этой информации приводится следующее умозаключение: сельский староста — человек, представляющий интересы своих односельчан, связующее звено между властью и населением.
Ключевые слова: сельский староста, Российская Федерация, местная власть, местное значение, местное самоуправление, староста.
Введение
Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [1]. Местное самоуправление состоит из нескольких структурных элементов: правовые, экономические, территориальные, финансовые основы. Достаточно значимое место в функционировании системы местного самоуправления занимает сельский староста. Я полагаю, что это человек, обладающий большим уровнем ответственности и достаточным авторитетом для того, чтобы организовать решение вопросов местного значения. Институт сельских старост необходим для обеспечения социальной общности людей в небольших населенных пунктах. Кто же такой сельский староста и каковы основные функции данного института?
Основная часть
Для того чтобы узнать суть данного понятия и ответить на поставленный вопрос, необходимо узнать об истории его происхождения. Этот термин и упоминание о данном должностном лице впервые были увековечены в «Русской правде». Появился он из-за возникновения частного землевладения. Не Руси сельский староста — это холоп. Однако он обладал рядом законодательных преимуществ. Они были узаконены указом императрицы Елизаветы. Данный нормативный акт устанавливал основные гарантии местного населения по избранию собственных управленцев. По мере развития государства развивались и его составные части. Так, должность сельского была реформирована в должность губного старосты. В данный промежуток времени должность губного старосты была составной частью поместной администрации. Теперь староста вершил правосудие, собирал налоги, разрешал конфликты меду населением по земельным вопросам. С завершением периода отмены крепостного права завершился и процесс реформирования должности сельского старосты. Вновь были определены права и обязанности старосты: устраивать собрания села, обсуждать важнейшие вопросы, осуществлять конкретные действия по решению проблем местного значения, устанавливать наказания, помогать каждому жителю в решении бытовых вопросов. Далее история развития данной должности не столь полна как ранее. В советские годы староста и вовсе был забыт, а его функции совмещали другие управляющие должности. Но вот, когда произошел распад СССР, Президент Российской Федерации издал указ № 1760 [2]. Исходя из положений данного нормативно-правового акта, субъекты Российской Федерации начали активно развивать механизмы функционирования сельского старосты. Об этом свидетельствуют решения городов нашей страны. Так, Новосибирск еще в 1994 году законодательно установил избрание старосты сроком на два года в тех населенных пунктах, где численность населения не превышает пять тысяч человек. История становления данного института началась в тот период, когда проходила муниципальная. Я считаю, что существование сельского старосты необходимо, потому что именно он позволяет обеспечить более эффективное решение проблем. Я полагаю, что население будет чувствовать более тесную связь с органами местной власти благодаря старосте. Сегодня существует множество примеров субъектов Российской Федерации, где успешное функционирование сельских старост продолжается уже в течение длительного времени. Так, институт сельских старост был возрожден, как упоминалось ранее, в Новосибирской области в 1994 году, а годом позже и во Владимирской области. Сейчас же механизмы внедрения и эффективного функционирования института сельского старосты становятся более популярными. На основании принципов Федерального закона № 131 мы можем наблюдать о нарастающей значимости такой должности как сельский староста в малочисленных населенных пунктах [1]. Я считаю, что деятельность данного института призвана обеспечить сближение местных органов власти с населением. А также сельский староста вводится в регионах, где необходимо обеспечить экономическую целостность. Я думаю, что сельский староста способен обеспечить быстрое реагирование органов местной власти, что поспособствует своевременному решению разнообразных проблем. Данная должность является выборной. Сельский староста избирается населением, путем выбора наиболее подходящей и достойной кандидатуры. Зачастую это представители, которые точно знают о том, какие проблемы существуют в их селе, как именно их необходимо решать, учитывая при этом мнение населения. Я считаю, что данная должность играет важную роль в селе. На мой взгляд, только сельский староста может в точности знать проблемы своего села, а, следовательно, совместно с органами власти решать их, представлять интересы населения, выражать их мнение. В данный момент множество муниципальных субъектов принимают свои нормативно-правовые акты. Причём в разных муниципальных образованиях происходит особый процесс назначения или избрания сельских старост. Где-то они избираются напрямую населением, а где-то назначаются. Так, в законе Республики Алтай от 25.11.2016 № 76-РЗ «О сельских старостах в Республике Алтай» устанавливается следующее: сельский староста — это гражданин РФ, назначаемый главой поселения. В Ставропольском крае был принят закон № 65- кз. Данный нормативно-правовой акт устанавливает, что глава муниципального образования играет важную роль [3]. А именно она уполномочивает сельского старосту. А вот в Ульяновской области данную должность занимает гражданин РФ, который решает вопросы местного значения путем совместной работы с главой муниципального образования, котором он соответственно и подотчетен. Рассмотрим опыт Омской области, с 2016 года в данном муниципальном образовании действует закон, по которому должность сельского старосты является избираемой гражданами, а также осуществляемой на безвозмездной основе. В Тульской области годом позже был разработан нормативно-правовой акт, где были указаны конкретные обязанности старосты, а именно: организация работы с людьми по обеспечению социальной защиты малоимущих слоев населения, работы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, работы по озеленению территорий, уборке мусора и благоустройстве и. т.д [4]. Итак, роль сельских старост огромна. Я думаю, что данный институт рассматривается как одна из перспективных форм взаимодействия населения с властью. Староста выполняет ряд возложенных на него функций. Обеспечивает успешное развитие своего поселения. Я полностью согласен с вышесказанным и полагаю, что сельский староста обеспечивает эффективную работу местной власти. Он обладает точной информацией о проблемах, потребностях, интересах и мнениях населения.
Выводы
Таким образом, институт сельских старост преодолел длинный путь. Я думаю, что он неоднократно менял свое правовое содержание, однако основополагающие элементы оставались неизменными. К ним относятся: эффективное функционирование в области решения проблем конкретного поселения, что объясняется проживанием старосты в данном месте, а также взаимосвязь должностного лица с жителями, что обеспечивает эффективность его работы. В конце 1990-х годов в некоторых регионах наблюдалась достаточно развитая система организации деятельности сельских старост. В настоящее время данный институт получает все большее распространение. Я полагаю, что сельский староста играет роль определённого посредника между населением и органами местной власти. Он обладает большим авторитетом, благодаря чему способен организовать население на выполнение общественной деятельности, направленной на выполнение ряда важных задач. Я считаю, что современный институт сельских старост является успешным рычагом влияния на активность населения в участии решения вопросов, относящихся к местным.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo. gov.ru.
- Указ Президента Российской Федерации от 26.10.1993 года № 1760, который утвердил Положение «Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы» // СПС «КонсультантПлюс» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo. gov.ru.
- Закон от 18.12.2007 № 65- кз (ред. от 27.07.2016) «О реестре должностей муниципальной службы в Ставропольском крае» // СПС «КонсультантПлюс» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo. gov.ru.
- Закон Тульской области от 30.11.2017 № 83-ЗТО «О сельских старостах в Тульской области»// СПС «КонсультантПлюс» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo. gov.ru.
- Лебедева А. Д. Местное самоуправление в РФ / А. Д. Лебедева // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2017. № 73–74 (1–2). С. 47–50.
- Адамская Л. В. Местное самоуправление в РФ / Л. В. Адамская // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 3 (16). С. 22–23.
- Захаров И. И. Местное самоуправление как вид публичной власти / И. И. Захаров // Потенциал современной науки. 2017. № 4 (30). С. 55–57.
- Гадельшина Л. И. Местное самоуправление в РФ / Гадельшина Л. И. // Марийский юридический вестник. 2017. Т. 1. № 1 (20). С. 23–26.
- Набиуллин И. И. Понятие и своеобразие местного самоуправления / И. И. Набиуллин // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 2 (18). С. 667–671.
- Боков Ю. А., Фетисова А. В. Конституционные гарантии местного самоуправления в РФ / Ю. А. Боков, А. В. Фетисова // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXIX междунар. науч.-практ. конф. № 1(63). — Новосибирск: СибАК, 2017. — С. 23–28