В статье автор рассматривает основные аспекты, которые нужно учесть руководителю дошкольного учреждения при приеме детей мигрантов в дошкольные образовательные организации. Опыт работы в рамках данного вопроса оформлен в виде перечня рекомендаций, возможных к использованию в работе в целях повышения качества образовательных результатов.
Ключевые слова: миграционный поток, прием детей в образовательную организацию, инофон, качество образовательного процесса.
Право и возможность получения дошкольного образования в образовательных организациях детей мигрантов определены в Статье 78 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно пункту 2 «Иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования <…> на общедоступной и бесплатной основе» [1].
В нашем регионе этот вопрос решается каждым руководителем дошкольной образовательной организации, поскольку картина миграционного потока достаточно активная. Если проиллюстрировать процесс цифрами, представленными в статистическом справочнике «Оренбургская область в цифрах. Краткий статистический сборник 2023» [6, с. 16], то миграционный прирост за 2022 год составил 3134 человека в рамках международной миграции, в том числе с государствами-участниками СНГ и странами дальнего зарубежья. Как сообщает портал «Медиа-МИГ. Все о трудовой миграции» [5], наибольшее число иммигрантов в Оренбургской области из стран постсоветского пространства приехали из Таджикистана (3 197 человек), Казахстана (1993), Узбекистана (751), Армении (660), Киргизии (375), Азербайджана (327) и Украины (274). Данные Оренбургстата, представленные на портале «Оренбург Медиа» [7], свидетельствуют о том, что в январе-ноябре 2022 года миграционный поток из стран-участниц СНГ продолжал увеличиваться, при этом рост составил 40,4 % к уровню аналогичного периода 2021 года.
Очевидно, что высокая динамика миграционного потока обеспечивает потребность своевременного и качественного решения вопроса получения дошкольного образования в образовательных организациях детей мигрантов.
Руководителю ДОО следует выделить 5 ключевых аспектов при приеме детей мигрантов:
— контроль за соблюдением нормативной базы при приеме документов;
— координация вопроса приема в текущую или близлежащую образовательную организацию;
— курирование вопроса разработки и реализации модели подготовки воспитателей для работы с анализируемой категорией детей;
— организация и контроль психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации исследуемой группы детей;
— мониторинг вопроса организации и обмена опытом в сотрудничестве со специалистами других ДОО при поддержке органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.
Остановимся подробнее на каждом из перечисленных пунктов.
Порядок приема заявления от родителей/законных представителей регламентируется Приказом Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» [2], в частности пункт 9 которого определяет перечень данных необходимых для указания в заявлении.
Особое внимание следует уделить вопросу языковой доступности и достоверности: все документы на иностранном языке должны быть переведены на русский и заверены у нотариуса. И самый главный аспект: в дошкольные образовательные организации детей иностранных граждан принимают при наличии миграционного учета в России или регистрации по месту жительства.
Целесообразно исполнить лист-памятку для родителей с указанием перечня необходимых документов.
Все выдержки из вышеобозначенного Приказа должны быть отражены в локальном документе Правил приема в ДОО.
Вторым аспектом нами выделен пункт координации вопроса приема в текущую или близлежащую образовательную организацию. Этот момент достаточно подробно раскрыт в статье автора о возможности повышения результативности процесса приема [9]. Руководитель ДОО в целях реализации вопроса оптимизации комплектования групп с учетом социальной, языковой и культурной адаптации обучающихся иностранных граждан, определенного в Перечне поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям (утв. Президентом РФ 19.05.2021 N Пр-831) [3] должен во взаимодействии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, рассмотреть вопрос приема в ДОО не только с точки зрения территориальной близости, но и с учетом контингента обучающихся во всех территориально доступных ДОО для конкретного ребенка мигрантов.
Добросердова В. Н. в статье о проблемах воспитания детей мигрантов в ДОО [4] предлагает уточнять один важный терминологический аспект — использование понятия «инофон» для обозначения детей, чьи родители являются мигрантами именно в том случае, когда речь идет о принадлежности иной языковой и культурной общности, чем большинство коренного населения страны, в которой они проживают и получают образование. При этом важно провести градацию детей по существенному признаку — владению русским языком:
1) дети разной этнической принадлежности, владеющие русским языком (билингвы),
2) дети разной этнической принадлежности, не владеющие русским языком.
Термин «инофон» применим к детям, слабо владеющим русским языком или не говорящим на русском.
Предположим, в текущем ДОО № 1 в конкретной сформированной группе нет ни одного ребенка, приехавшего из Таджикистана, но есть группа с детьми, приехавшими из Армении, а в соседнем ДОО № 2 картина полностью противоположная. Тогда при подаче нового заявления на прием ребенка-носителя таджикского языка целесообразно предложить им выбор ДОО № 2. Безусловно, этот вопрос можно результативно решить только с учетом статистической национальной картины, доступной Отделу образования и под их непосредственным контролем.
Критерием оценки эффективности реализации этого пункта определим возможность исходного перенаправления ребенка-инофона по результатам первичного мониторинга в наиболее подходящее ДОО не только с территориальной точки зрения, но и с учетом прогнозируемого качества полученных образовательных результатов.
Третий аспект исследуемой темы — курирование вопроса разработки и реализации модели подготовки воспитателей для работы с детьми инофонами тесно связан концепцией поликультурного образования. Образование мы можем рассматривать как ресурс, помогающий познать и сохранить вклад каждого народа в мировую культуру. Протанская Е. С. в статье о поликультурном образовании в системе ценностей современного мира [8] говорит о важности выделения значимых маркеров идентичности этнокультур — языка, народного творчества, традиционных промыслов с целью педагогической поддержки представителей этнических меньшинств. Именно многокультурное воспитание является основной идеей разработки модели подготовки педагогов ДОО. Очень интересная практика в учреждениях — даты «Этнокалендаря», когда культурные традиции семей детей мигрантов раскрываются в сотрудничестве воспитателей и родителей — представителей нетитульных наций. Важной составляющей в модели подготовки педагогов является процесс формирования толерантности, поскольку принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявлений человеческой индивидуальности является залогом результативности поликультурного образования.
Четвертый аспект исследуемого вопроса определяет важным организацию и контроль психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей инофонов.
Именно этот аспект определяет самый сложный практический момент — отсутствие специально подготовленных кадров для осуществления языковой подготовки воспитанников, необходимой для освоения ими образовательной программы на уровне ребенка, владеющего русским языком как родным. Потребность в организации методической помощи ДОО по реализации языковой адаптации стоит очень остро. Целесообразнее этот вопрос решать в сотрудничестве с ВУЗами — через специальную переподготовку увеличивать число обученных педагогов работе с детьми-инофонами, билингвами и мигрантами. Языковая адаптация может быть реализована только за счет индивидуальных и групповых занятий. И обязательно этот процесс должен быть на постоянном контроле у психолога организации.
Пятый аспект, значимый для обеспечения эффективности, при приеме детей мигрантов вытекает из предыдущего: обмен опытом в сотрудничестве со специалистами других ДОО. Педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, круглые столы — любые формы взаимодействия для активизации обмена информацией, практическим опытом.
Для руководителя важно отследить 3 функциональных блока: определить годовой календарь планирования таких встреч; определить ответственного совместно-организационной деятельности; отследить качество исполнения обозначенного плана.
Таким образом, вопрос приема детей мигрантов в дошкольные образовательные организации должен обеспечивать оптимальные условия для социальной, языковой и культурной адаптации обучающихся иностранных граждан, не снижать эффективность реализации образовательного процесса в целом, устанавливать продуктивные соотношения при комплектовании групп.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)
- Приказ от 15 мая 2020 года N 236 Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования
- Перечень поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям» (утв. Президентом РФ 19.05.2021 N Пр-831)
- Добросердова, В. Н. Современное состояние проблемы воспитания детей мигрантов в дошкольной образовательной организации / В. Н. Добросердова. — Текст: электронный // cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-problemy-vospitaniya-detey-migrantov-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 15.07.2023).
- Миграционный отток из Оренбуржья в 2022 году составил 2 954 человека. — Текст: электронный // Медиа миг: [сайт]. — URL: https://media-mig.ru/indicators/migracionnyi-ottok-iz-orenburzh-ya-v-2022-godu-sos/ (дата обращения: 15.07.2023).
- Оренбургская область в цифрах. Краткий статистический справочник. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://56.rosstat.gov.ru/storage/document/document_statistic_collection/2023–05/30/ %D0 %9E %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B1 %D1 %83 %D1 %80 %D0 %B3 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %8F %20 %D0 %BE %D0 %B1 %D0 %BB %D0 %B0 %D1 %81 %D1 %82 %D1 %8C %20 %D0 %B2 %20 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %84 %D1 %80 %D0 %B0 %D1 %85.pdf (дата обращения: 15.07.2023).
- Поток мигрантов из стран-участниц СНГ в Оренбуржье вырос до 40,4 %. — Текст: электронный // Оренбург Медиа: [сайт]. — URL: https://orenburg.media/?p=175866 (дата обращения: 15.07.2023).
- Протанская, Е. С. Поликультурное образование в системе ценностей современного мира / Е. С. Протанская. — Текст: электронный // cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnoe-obrazovanie-v-sisteme-tsennostey-sovremennogo-mira (дата обращения: 15.07.2023).
- Реймер, Л. Р. О возможности повышения результативности процесса приема детей мигрантов в дошкольные образовательные организации / Л. Р. Реймер. — Текст: электронный // Научный аспект: [сайт]. — URL: https://na-journal.ru/4–2023-pedagogika/4890-o-vozmozhnosti-povysheniya-rezultativnosti-processa-priema-detei-migrantov-v-doshkolnye-obrazovatelnye-organizacii (дата обращения: 15.07.2023).