В статье рассматриваются вопросы о совершении рейдерства с использованием банкротных схем. Во многих случаях квалификация и выявление рейдерских захватов создает проблему, поскольку особенность рейдерства состоит в том, что оно может совершаться совершенно различными, не схожими между собой способами. Кроме того, рейдеры зачастую осуществляют преступную деятельность под видом правомерных гражданских правоотношений, что также усложняет выявление данной незаконной деятельности. Как правило, преступления, совершаемые рейдерами, входят в число латентных, поэтому их выявление является важной задачей на сегодняшний день.
Ключевые слова: рейдерство, рейдерский захват, банкротство, квалификация, преступление, уголовная ответственность
The article deals with the issues of raiding with the use of bankruptcy schemes. In many cases, the qualification and identification of raider seizures creates a problem, since the peculiarity of raiding is that it can be carried out in completely different, dissimilar ways. In addition, raiders often carry out criminal activities under the guise of legitimate civil relations, which also complicates the identification of this illegal activity. As a rule, crimes committed by raiders are among the latent ones, so their detection is an important task today
Keywords: raiding, corporate raid, bankruptcy, qualification, crime, criminal liability
Рейдерство представляет собой сложное, многогранное явление, создающее угрозу экономической безопасности России.
Высокий уровень общественной опасности рейдерской деятельности обусловлен тем, что она тесно связана с:
— коррумпированностью работников правоохранительной системы;
— неуплатой налогов;
— возможной монополизацией важных отраслей экономики;
— распространением правового нигилизма, подрывом доверия к государственным институтам;
— дискредитацией и ухудшением репутации правоохранительных органов.
Опасность рейдерства состоит и в том, что его объектами могут быть, в том числе предприятия и активы, связанные с мобилизационными мощностями, либо связанные с обеспечением безопасности государства. Соответственно, действия рейдеров в отношении таких объектов несут повышенную общественную опасность и требуют от государственных органов и правоохранительной системы особого надзора за подобными действиям и оперативного реагирования на них. В результате деятельности рейдеров какие-либо из указанных выше объектов могут изменить свое назначение или снизить эффективность, что создает угрозу безопасности России в текущей международной обстановке. Со временем, возможно, расследование таких событий может привести, в том числе к выявлению фактов заинтересованности специальных служб из недружественных государств, действия которых могли быть направлены через своих подконтрольных предпринимателей или других зависимых лиц. Целью таких действий также могут быть не только сами объекты, но и техническая документация, ноу-хау и т. д. Государство предусмотрело, в том числе для подобных ситуаций в случае банкротства таких предприятий доступ к государственной тайне у арбитражных управляющих, что не исключает недобросовестных действий третьих лиц в целях получения информации ограниченного доступа. Учитывая вышеперечисленное, целесообразно предпринять следующее: усилить контроль за подобными объектами и информацией о них и осуществлять мониторинг информационных систем в целях недопущения применения рейдерских методов для получения контроля над подобными объектами. В частности, в период пандемии был введен мораторий на банкротство [2] применительно, в том числе к таким предприятиям, поскольку в случае захвата указанных предприятий, будут потеряны мобилизационные мощности[1] [6]. Например, в случае захвата предприятия, на котором расположено бомбоубежище, являющееся, в свою очередь объектом, исключенным из гражданского оборота, данный объект не сможет использоваться в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
По определению А. Ю. Федорова, рейдерство — это общественно опасная, противоправная деятельность юридических и (или) физических лиц, направленная на незаконное приобретение права владения и (или) пользования, и (или) распоряжения активами (частью активов) юридического лица, либо установление контроля над юридическим лицом путем незаконного приобретения права владения, и (или) пользования, и (или) распоряжения долями участников юридического лица в уставном капитале юридического лица и (или) голосующими акциями акционерного общества, причиняющая вред правам и законным интересам собственников и осуществляемая вопреки их волеизъявлению, угрожающая безопасности личности, общества и государства [7, с. 13].
Рейдерство осуществляется преступными методами, которые направлены, как правило, на дестабилизацию предприятия, введение его в шоковое состояние, чтобы в дальнейшем незаконно присвоить себе имущество и все активы компании-жертвы.
Рейдерская деятельность — сложная по своей структуре система действий, поскольку состоит из совершенно разных элементов, некоторые из которых являются преступными, а некоторые таковыми не являются.
Способами совершения рейдерства могут стать совершенно разные схемы, банкротные схемы входят в их число.
В настоящее время институт банкротства из регулятора экономических отношений стал одним из главных орудий незаконного завладения предприятиями третьими лицами.
Само явление банкротства является одним из важнейших институтов гражданского права в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности, пользуясь данным институтом в корыстных целях, совершают преступления под видом правомерных гражданских правоотношений.
Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которых являются положения Гражданского кодекса Российской Федерации, но центральное место в системе правового регулирования банкротства занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)" (далее — ФЗ № 127). Также к числу иных источников правового регулирования банкротства можно отнести постановления Правительства Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации.
Основной целью процедуры банкротства является обеспечение стабильности рынка, что осуществляется путем баланса интересов кредиторов и восстановления платежеспособности должника.
Сама процедура банкротства представляет собой исключение из хозяйственного оборота субъектов предпринимательской деятельности, оказавшихся неэффективными, а также восстановление финансового состояния должников. Процедура банкротства производится в строгом соответствии с законом.
Понятие банкротства определено в статье 2 ФЗ № 127: «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» [5, ст. 2]. То есть эта неспособность выплатить задолженность должна быть установлена судом.
В соответствии со ст. 2 ФЗ № 127, «должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного ФЗ № 127» [5, ст. 2].
Чтобы обратиться в суд за признанием организации несостоятельным (банкротом) необходимо наличие вступившего в законную силу судебного акта о взыскании задолженности, сумма основного долга по которой, превышает триста тысяч рублей и срок исполнения обязательства просрочен более чем на три месяца для юридических лиц и для физических — сумма, превышающая пятьсот тысяч рублей [5, п. 2 ст. 6].
Как отмечает С. А. Шикин, в рейдерских схемах банкротство еще с 1990-х гг. являлось одним из самых широко используемых инструментов [8, с. 4]. Это обусловлено тем, что в тот период законодательство о банкротстве имело большое количество пробелов. Советник Президента Российской Федерации, академик РАН Сергей Глазьев полагает, что «в настоящее время институт банкротства фактически стал инструментом криминальной экономики» [1].
Использование банкротства для реализации рейдерских схем может происходить либо через формирование фиктивной кредиторской задолженности перед добросовестными контрагентами, либо с помощью налоговых органов.
Доведение до банкротства через формирование фиктивной кредиторской задолженности может происходить следующим образом: например, рейдеры вступают в сговор с менеджерами компании-жертвы, которые, в свою очередь, заключают заведомо невыгодные для компании сделки и, таким образом, будет формироваться необоснованная задолженность, а кредиторами в данном случае будут выступать либо структуры рейдеров, либо их соучастники. Данные действия следует квалифицировать в том числе по ст. 196 (преднамеренное банкротство) Уголовного кодекса Российской Федерации [4, ст. 196].
Распространенным способом также является выкуп просроченной кредиторской задолженности не с целью получения денежных средств, а с целью увеличения неплатежеспособности компании-жертвы и дискредитацией перед бизнес-партнерами.
С помощью налогового органа доведение до банкротства организации может происходить следующим образом: налоговый орган по незаконной договоренности с рейдерами необоснованно насчитывает налоги, штрафные санкции, блокирует финансовые операции, изымает финансовую документацию. При этом, если налоговый орган запускает процесс банкротства, то у него даже нет обязанности делать предварительную публикацию в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, он сразу подает заявление в Арбитражный суд Российской Федерации (публикация осуществляется в течение пяти рабочих дней после подачи заявления), соответственно, отследить данные действия и должным образом отреагировать у организации может не оказаться возможности.
Зачастую от действий рейдеров страдают не только собственники предприятия, но и его работники, которых увольняют с нарушением трудового законодательства в целях экономии причитающихся выплат в рамках процедуры банкротства, поскольку такие выплаты включаются в реестр требований кредиторов в части задолженности по заработной плате.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 134 ФЗ № 127, «требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий удовлетворяются во вторую очередь» [5, абз. 2 п. 2 ст. 134]. Соответственно, чтобы как можно больше активов приобрели именно рейдеры в лице конкурсных кредиторов, необходимо убрать из очереди работников организации. Увольнять работников невыгодно рейдерам, поскольку, в таком случае, работникам будут полагаться выплаты, в соответствии с Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ). Поэтому, рейдеры выбирают не расторгать трудовой договор с работниками по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (по сокращению штата работников) [3, п. 2 ч. 1 ст. 81], а для того, чтобы работники расторгали трудовой договор по собственной инициативе или чтобы трудовой расторгался по такой статье, которая не предусматривает выплаты, прибегают к следующим методам:
— сокращение группы должностей (например, ликвидируются все должности, кроме должности уборщика);
— переаттестация работников;
— ужесточение учета рабочего времени;
— перевод на материальную ответственность (в таком случае, будут создаваться такие ситуации, при которых начинает пропадать оборудование, вверенное работнику).
Что касается других участников данных схем, большую роль может играть арбитражный управляющий . Конкретная кандидатура изначально может выдвигаться со стороны рейдеров в лице кредиторов. После утверждения лица, действующего в сговоре с рейдерами в качестве арбитражного управляющего, промежуточной целью будет являться введение конкурсного производства в отношении компании-жертвы (должника). В соответствии со ст. 129 ФЗ № 129, «с момента утверждения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника-унитарного предприятия» [5, ст. 129]. Таким образом, имущество компании может сразу перейти в руки рейдерами через арбитражного управляющего, действующего с ними в сговоре. Так осуществляется контроль над предприятием. Кроме того, обязанность по выявлению признаком преднамеренного банкротства лежит так же на плечах арбитражного управляющего, согласно ст. 20. 3 ФЗ № 127. Правоохранительные органы самостоятельно неспособны выявить такие признаки, что также приводит к латентности данной преступной деятельности.
Литература:
- «Залоговое рейдерство»: банкротства предприятий превратились в криминальный бизнес // РИА «Новый день». 02.11.2018 // режим доступа: https://newdaynews.ru/moskow/648683.html (дата обращения: 13.07.2023)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 г. «О введении моратории на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторам» // СПС КонсультантПлюс
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // СПС КонсультантПлюс
- Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)" // СПС КонсультантПлюс
- Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
- Федоров А. Ю. «Методика противодействия рейдерству: Практические рекомендации» // «Библиотечка «Российской газеты», 2013. 176 с.;
- Шикин С. А. «Практика применения методологии корпоративного рейдерства» // «Вестник арбитражной практики». 2022. N 1. С. 48–53
[1] В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время входят в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации