В статье рассмотрена внесудебная процедура взыскания обязательных платежей и санкций в рамках взыскания налогов и разрешения налоговых споров. Изучен бесспорный порядок взыскания задолженности на основании решения (акта) контролирующего органа, принятого в соответствии с единым упрощенным регламентом, а также возможность апелляционного обжалования данного решения (акта) в вышестоящий орган исполнительной власти, а затем, при несогласии с решением вышестоящего органа, — в суд. Также дана характеристика судебного порядка рассмотрения дел о взыскании налоговыми органами обязательных платежей и санкций с юридических лиц, в том числе приказный порядок судопроизводства.
Ключевые слова : обязательные налоговые платежи, санкции налоговых органов, контрольные органы, приказное производство, бесспорный порядок взыскания.
В современных условиях нарастающей роли налогообложения в экономических и финансовых системах каждого государства процедура взыскания налогов становится одним из ключевых моментов обеспечения бюджетной стабильности и экономической безопасности. Правильное понимание процесса взыскания и особенностей рассмотрения дел о взыскании налогов, обязательных платежей и санкций с юридических лиц помогает юристам и налоговым консультантам более эффективно обслуживать юридические лица, сопровождая их в диалоге с налоговыми органами и предотвращая возникновение столкновений с ними. Кроме того, отдельное внимание привлекает вопрос эффективности и юридической правильности применяемых налоговыми органами мер взыскания. Практика показывает, что не всегда процесс экономического принуждения соответствует принципам справедливости и законности. Учитывая вышесказанное, актуальность тематики вытекает из необходимости разработки и обоснования конструктивных предложений по усовершенствованию процедур взыскания обязательных платежей и санкций, направленных на стремление к наибольшей юридической корректности и охране прав и законных интересов юридических лиц.
Правовой основой рассмотрения дел о взыскании налоговыми органами обязательных платежей и санкций с юридических лиц является Налоговый кодекс Российской Федерации. Именно этот документ определяет правильность учёта налогов и иных обязательных платежей, порядок их уплаты и отражения в бухгалтерском учёте, порядок применения санкций за нарушение налогового законодательства.
Согласно Налоговому кодексу, налоговые органы вправе проверить правильность расчета и уплаты налогов, а также использования льгот. В случае обнаружения нарушений, налоговые органы могут выписать требование о доплате недостающих сумм и применить штрафные санкции [2].
В соответствии со статьями 45–47 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), недоимки по налогам и пеням обычно взыскиваются по бесспорному порядку, основанным не на судебном, а на административном акте. Иными словами, решение о взыскании принимается налоговыми органами на основании имеющихся у них данных, и ошибка в нем может быть опротестована в суде уже после его принятия. Однако есть некоторое число исключений (предусмотренных в части 2 статьи 45 НК РФ), при которых решение о взыскании долгов происходит в судебном порядке. Например, это может быть связано с определенными видами налоговых нарушений или субъектами, которые злоупотребляют своими налоговыми обязательствами. Сборы, страховые взносы и штрафы также взыскиваются на основании решения налогового органа, как указано в части 10 статьи 46 НК РФ [2].
Если юридическое лицо не согласно с решением налогового органа, оно может обжаловать его в вышестоящем налоговом органе или судебном порядке. Обжалование решения налогового органа не освобождает юридическое лицо от обязанности уплатить налоги и сборы в установленные сроки, если иное не предусмотрено решением налогового органа или суда.
Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган (может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика суммы налога, которая действительно подлежит уплате, но которая была упущена налоговым органом за определенный срок. Судебный порядок такого взыскания детально регулируется ст. 212 и ст. 229.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [2].
Статья 212 АПК РФ регулирует исковое производство, которое представляет собой типичный сценарий решения судебных дел в России. В его рамках, суд рассматривает споры по существу, учитывая доказательства, представленные обеими сторонами [1].
Согласно ст. 212 АПК РФ, «дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства», либо «в порядке приказного производства». «Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций» [1].
Статья 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет права и обязанности контрольных органов, которые могут быть государственными органами, органами местного самоуправления, или другими органами, выполняющими контрольные функции на основании федерального закона. Контрольные органы имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с лиц, осуществляющих предпринимательскую и другие виды экономической деятельности. Это право появляется в случае, если федеральным законом не предусмотрен другой порядок взыскания этих платежей и санкций. Таким образом, если юридическое лицо, осуществляющее экономическую деятельность, не выполняет свои законные обязательства по уплате определенных платежей, контрольные органы могут обратиться в суд для их взыскания [1].
Статья 229.2 АПК РФ говорит о приказном производстве. Это специфический процедурный механизм, при котором, в определенных условиях, суд может выносить решение в пользу заявителя без проведения полноценного судебного разбирательства и без участия ответчика. Этот механизм часто применяется при взыскании небольших сумм [1].
Приказное производство — это специализированная процедура, применяемая налоговыми органами при взыскании обязательных платежей и санкций с юридических лиц. Особенности рассмотрения дел о взыскании налоговыми органами обязательных платежей и санкций с юридических лиц в порядке приказного производства включают такие как [4]:
- Быстрая процедура. Приказное производство позволяет налоговым органам быстро и эффективно венчать налоговые обязательства на основании установленной законом процедуры.
- Упрощенные правила. В рамках приказного производства налоговые органы разрешены к применению упрощенные правила, что ускоряет процесс взыскания налогов.
Лишь в некоторых случаях юридические лица могут оспорить требования налоговых органов в суде. Для этого требуется обоснование, доказательства и соответствующие документы, подтверждающие недействительность приказа налогового органа о взыскании налогов.
Статья 229.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает возможность разрешения требований о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, когда общая сумма требований не превышает 500 тысяч рублей. Однако с учетом постоянного роста экономической активности и соответствующего увеличения количества споров, подлежащих рассмотрению в арбитражных судах, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о возможности увеличения максимального порога суммы требований, которые могут быть рассмотрены в порядке приказного производства [1].
В рамках этой инициативы предлагается увеличить упомянутую сумму до 1 миллиона рублей. Это позволит снизить нагрузку на арбитражные суды и ускорить процесс разрешения некоторых категорий споров.
Подобные изменения могут требовать корректировки в существующих нормативных актах и могут потребовать проведения дополнительного анализа последствий и расчетов затрат [3].
Таким образом, российское законодательство предусматривает возможность внесудебного взыскания обязательных платежей, включая санкции за нарушение всех видов платежей и штрафов. Эта процедура также предусмотрена в случаях, связанных с взысканием налогов и разрешением налоговых споров. Процесс начинается с выпуска решения или акта контролирующим органом. Этот акт выдается в соответствии с упрощенной процедурой, которая упрощает и ускоряет процесс взыскания. Это решение является основанием для начала бесспорного взыскания задолженности. Однако, если виновный не согласен с данным решением, у него есть право на апелляционное обжалование. Первым шагом является обращение в вышестоящий орган исполнительной власти, который проводит повторное рассмотрение дела и может изменить или подтвердить решение.
При сохранении несогласия с решением вышестоящего органа после апелляционного обжалования сторона может обратиться в суд. Здесь дело рассматривается повторно, и суд может принять окончательное решение относительно действительности решения контролирующего органа и соответствующего взыскания.
Указанная процедура может изменяться в зависимости от конкретной ситуации или видов платежей и санкций, которые подлежат взысканию.
Литература:
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023, с изм. от 22.06.2023) // СПС «КонсультантПлюс»
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // СПС «КонсультантПлюс»
- Додарова З. Р. Приказное производство в арбитражном судопроизводстве: современное состояние и пути реализации // Эпомен. — 2020. — № 48. — С. 107–112.
- Усольцева З. А. Внесудебный порядок взыскания обязательных платежей и санкций // Российское правосудие. — 2019. — № 6. — С. 25–31.