Создание позитивного фона в общении супругов. Упражнения для гармонизации взаимоотношений партнеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (476) июль 2023 г.

Дата публикации: 20.07.2023

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Христославенко, Е. Р. Создание позитивного фона в общении супругов. Упражнения для гармонизации взаимоотношений партнеров / Е. Р. Христославенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104957/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрены особенности общения супругов; факторы, влияющие на их формат — негативное или позитивное общение. А также представлены упражнения и техники, способствующие гармонизации взаимоотношений партнеров.

Ключевые слова: общение, супруги, взаимоотношения, конфликты, гармонизация взаимоотношений, поведенческая терапия, атмосфера семьи, взаимопонимание, коррекция общения, конфликт, благополучие, техника, упражнение, рефлексия.

Перед тем как переходить к подробному рассмотрению особенностей взаимоотношений мужчины и женщины в паре, следует разобраться, в чем заключается значимость построения гармоничных взаимоотношений партнеров.

Коррекцию процесса общения необходимо проводить регулярно. Основная задача данной работы — повышение рефлексии супругов по поводу того, что, как и зачем они говорят друг другу.

В работе с клиентами анализ общения может проводиться следующим образом.

Во-первых, поведенческая супружеская терапия. В рамках данного направления уже в процессе самого первого разговора, разговора-знакомства можно выявить особенности взаимодействия партнеров — слова и выражения, которые используют супруги при взаимодействии друг с другом. Иногда слова могут не содержать какой-либо неприятной информации. Но значимым является тот фактор, с какой интонацией эта информация преподносится, в сопровождении каких жестов и мимики, а также в какой момент. Существуют такие ситуации, когда человеку неприятно слышать те или иные высказывания в определённых ситуациях. Топ-3 таких выражений составляют следующие высказывания:

1 — «отстань»;

2 — «принеси»;

3 — «тебе бы стоило помолчать».

Таким образом, анализ взаимоотношений между партнерами можно дать в качестве упражнения для домашнего задания. Данную работу можно реализовывать в следующем формате:

— Фиксировать неприятные высказывания по отношению к вам;

— Фиксировать неприятные высказывания по отношению к партнеру.

В качестве упражнения могут даваться как один из пунктов, так и оба одновременно. После определённого срока отслеживания взаимодействия проводится рефлексия, где партнеры обсуждают записи, сделанные в процессе наблюдения.

Результатом данного упражнения будет то, что супруги начнут больше сдерживаться, а также задумываться о том, насколько могут быть неприятны для партнера те или иные высказывания.

Данное домашнее задание позволит партнерам глубже анализировать их взаимодействие, а также проследить каковы позиции супругов в процессе общения друг с другом, что и зачем они друг другу говорят.

Следующее упражнение будет способствовать фокусу на позитивных моментах в партнерских отношениях. Возможно 2 формата работы:

  1. Говорить друг другу как можно больше приятностей — слова благодарности, комплименты и т. д.
  2. Записывать то, что сделал партнер приятного по отношению к вам.

Второй формат работы особенно полезен будет для партнеров, которые только вступили в отношения и пытаются узнать друг друга лучше. При дальнейшем анализе записей партнеры узнают, что доставляет удовольствие их супругу.

Стоит также отметить о полезности обоих упражнений. Для большей эффективности следует применять их совместно. Первое упражнение подходит для анализа действующей ситуации, а второе— для коррекции ситуации, выявленной в ходе начального упражнения.

Особое значение в нормализации межличностного общения супругов имеет переориентация их с самого текста высказывания на те чувства, которые переживаются ими в то время, когда они что-то говорят или слушают друг друга. Основой успешного общения является умение, способность передать свои эмоции, чувства своему собеседнику именно с той позиции, как воспринимает сам рассказывающий. Лучше формулировать высказывания с «Я»-позиции. Например, «У меня возникает чувство, что ты не хочешь меня понять, и мне становится обидно».

Существует ряд техник налаживания межличностного общения супругов. Одной из самых эффективных является техника «Глаза в глаза». Суть данной техники заключается в следующем: супруги должны обращаться непосредственно друг к другу, глядя в глаза партнера и подробно описывая собственные чувства.

В ходе консультирования пары может выясниться, что трудности взаимоотношений партнеров связаны с тем, что каждый имеет свой индивидуальный стиль общения, который он не может и не хочет менять, т. к. он для него является наиболее комфортным. Результатом работы является поиск компромисса, где будет найдена та середина комфортного взаимодействия партнеров.

Если недопонимания партнеров возникают из-за ценностей и правил семьи, то рекомендуется провести следующее упражнение — «Семейные правила». Начинать работу следует с анализа существующих правил. Для этого необходимо членов семьи опросить о том, какие правила реализуются в семье на данной момент. Затем в формате мозгового штурма можно составить новый список норм. Для того, чтобы эти нормы устраивали всех, рекомендуется провести голосование за каждую придуманную норму, правило. Тем самым отбирается 5–10 значимых правил для семьи, которые они должны соблюдать.

Когда причиной нарушения общения становится несхожесть во взглядах, принципах, в ходе чего возникают конфликты, а общение, в свою очередь, приобретает отрицательную окраску, следует применять технику конструктивных переговоров. Во время проведения данной техники важно придерживаться следующих правил: определенная система высказываний, не позволяя ни одному из партнёров проявлять излишние эмоции вместо того, чтобы излагать факты. Данная техника проводится в несколько этапов. Далее мы их рассмотрим:

1 — четкое и ясное выражение своей позиции по какому-либо вопросу;

2 — аргументация, т. е. необходимо тщательно обосновать преимущества своей позиции;

3 — критические замечания в адрес друг друга. При этом замечания должны опираться на логику, а не на эмоции!

4 — поиски компромисса, если ни один из партнеров не желает отказываться от своих идей, но и готов поддержать вариант другого.

Важно также отметить, что партнеры не должны перебивать друг друга во время предъявления позиции, мнения. У каждого должна быть возможность высказаться!

В результате данного упражнения конфликт может быть разрешен следующими путями:

— один из партнеров на процессе аргументации перенимает идеи своего партнера, т. к. после подробного объяснения считает их верными;

— согласие обоих партнеров на какое-то промежуточное решение;

— соблюдение очередности.

Важным при работе с клиентами является создание такой атмосферы, которая будет устраивать обоих партнеров в их взаимоотношениях. При этом фокус должен меняться с отрицательного анализа на позитивные перспективы. Поскольку положительная атмосфера, позитивное общение являются одними из основных компонентов построения гармоничных партнерских отношений. Необходимо научить партнеров не доводить споры до конфликтов и их эскалации, а начать решать их на моменте возникновения, где будет услышан каждый партнер, а, главное, будет найден компромисс, устраивающий всех. Приведённые в статье техники и упражнения могут применяться не только специалистами в ходе консультаций, но также и самостоятельно парами.

Литература:

  1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 208 с.
  2. Алешина Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии / Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 387 с.
  3. Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. — М.: «Ось-89», 2007. — 352 с.
  4. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
  5. Консультирование супружеской пары. — URL: https://www.tinlib.ru/zdorove/individualnoe_i_semeinoe_psihologicheskoe_konsultirovanie/p10.php (дата обращения 18.07.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): партнер, друг друга, друг, упражнение, домашнее задание, качество упражнения, межличностное общение супругов, позитивное общение, поиск компромисса, формат работы.


Ключевые слова

рефлексия, конфликт, упражнение, общение, конфликты, техника, взаимоотношения, взаимопонимание, благополучие, супруги, гармонизация взаимоотношений, поведенческая терапия, атмосфера семьи, коррекция общения

Похожие статьи

Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в кол...

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения

В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...

Эффективность использования ролевых и деловых игр на уроках иностранных языков

В статье автор подчёркивает, об эффективности использования ролевых и деловых игр проблемной направленности. Которые носят весьма продуктивный характер, что выражается в имитации, моделировании социально значимых отношений между участниками игры, в у...

Социально-психологический климат организации

В данной статье изучается вопрос социально-психологического климата дошкольного учреждения. Проанализированы такие факторы, как результативность деятельности и составляющие удовлетворенности трудом, например: интерес к работе, достижения в работе, вз...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Инновационные приемы визуализации теоретического материала как средство адаптации студентов к условиям среднего профессионального образования

В данной работе предложены педагогические приемы, создающие условия для более быстрой и успешной адаптации студентов к условиям обучения в СПО. Рассматриваются скрайбинг, влияние цвета на психоэмоциональное состояние и цветовое оформление конспектов,...

Стресс в работе студентов-волонтеров

В статье раскрываются стрессовые ситуации в деятельности студентов-волонтеров, наличие у них синдрома эмоционального выгорания, депрессии, а также способы реализации совладающего поведения. Описано исследование, проведенное на студентах-волонтерах РН...

Особенности профессиональной коммуникации сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье рассматриваются особенности профессиональной коммуникации сотрудников УИС: параметры, создающие контекст профессионального общения, коммуникативная компетентность и ее значимые компоненты. Особое внимание уделено необходимости владения навык...

Технология деловых игр как фактор создания атмосферы сотрудничества в ученической среде

В статье рассмотрена технология организации деловых игр в целях создания среды сотрудничества учащихся на основе дружественных отношений, определены параметры деловой игры, алгоритм ее проведения. Приведено описание деловой игры «Что тебе известно о...

Организация учебного процесса с помощью упражнений

В статье приводятся некоторые интерактивные методы индивидуализированных упражнений. Они помогают поближе познакомить членов группы и установить внутригрупповые отношения, задают тон групповой работе и нормы поведения, стимулируют, поощряют к группов...

Похожие статьи

Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в кол...

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения

В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...

Эффективность использования ролевых и деловых игр на уроках иностранных языков

В статье автор подчёркивает, об эффективности использования ролевых и деловых игр проблемной направленности. Которые носят весьма продуктивный характер, что выражается в имитации, моделировании социально значимых отношений между участниками игры, в у...

Социально-психологический климат организации

В данной статье изучается вопрос социально-психологического климата дошкольного учреждения. Проанализированы такие факторы, как результативность деятельности и составляющие удовлетворенности трудом, например: интерес к работе, достижения в работе, вз...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Инновационные приемы визуализации теоретического материала как средство адаптации студентов к условиям среднего профессионального образования

В данной работе предложены педагогические приемы, создающие условия для более быстрой и успешной адаптации студентов к условиям обучения в СПО. Рассматриваются скрайбинг, влияние цвета на психоэмоциональное состояние и цветовое оформление конспектов,...

Стресс в работе студентов-волонтеров

В статье раскрываются стрессовые ситуации в деятельности студентов-волонтеров, наличие у них синдрома эмоционального выгорания, депрессии, а также способы реализации совладающего поведения. Описано исследование, проведенное на студентах-волонтерах РН...

Особенности профессиональной коммуникации сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье рассматриваются особенности профессиональной коммуникации сотрудников УИС: параметры, создающие контекст профессионального общения, коммуникативная компетентность и ее значимые компоненты. Особое внимание уделено необходимости владения навык...

Технология деловых игр как фактор создания атмосферы сотрудничества в ученической среде

В статье рассмотрена технология организации деловых игр в целях создания среды сотрудничества учащихся на основе дружественных отношений, определены параметры деловой игры, алгоритм ее проведения. Приведено описание деловой игры «Что тебе известно о...

Организация учебного процесса с помощью упражнений

В статье приводятся некоторые интерактивные методы индивидуализированных упражнений. Они помогают поближе познакомить членов группы и установить внутригрупповые отношения, задают тон групповой работе и нормы поведения, стимулируют, поощряют к группов...

Задать вопрос