В данной статье рассмотрена проблемная ситуация: отсутствие информации об условиях, влияющих на профессиональную квалификацию и рост педагогического мастерства у тренерского состава в детско-юношеском хоккее.
На основе опыта подготовки юных хоккеистов и анализа литературных источников определены двенадцать условий, которые влияют на профессиональную квалификацию и рост педагогического мастерства у тренеров. Список литературы, содержащий информацию по теме исследования, носит специализированный характер. Выводы соответствуют содержанию статьи. Полученные результаты исследования могут применяться тренерами, инструкторами по спорту, педагогами и научными работниками в практической подготовке юных хоккеистов.
Ключевые слова : детско-юношеский хоккей,педагогическое мастерство, профессиональная квалификация, тренерский состав, условия, хоккейные организации, юные хоккеисты.
В настоящий момент во всех хоккейных организациях (школах) функционирует подготовка хоккейных команд различных возрастов. Каждая команда состоит из как минимум 17 игроков и как максимум 35 игроков [3, 4, 5, 6] . Некоторые из выпускающихся игроков-юниоров после выпуска из спортивной школы заключают контракты (двустороннее соглашение об установлении трудовых или иных отношений между Клубом и Хоккеистом, на основании которого определяется принадлежность Хоккеиста к Клубу) с командой МХЛ, являющейся следующей ступенью в уровне мастерства хоккеиста [3, 4]. И в каждой из команд имеется от 1 до 3 тренеров.
Быть хорошим тренером куда сложнее, чем быть хорошим хоккеистом: он в ответе не только за себя, но и за своих воспитанников, каждый из которых безоговорочно тебе верит. При исполнении своих обязанностей тренер обязан владеть методиками тренировок и соревнований, знать основы психологии и медицины, владеть общей информации о мире спорта. Работая с юными спортсменами, тренер обучает их игровым приемам, формирует личность юных спортсменов и все полученные педагогические знания, умения и навыки тренер направляет на свою основную работу — обучение и воспитанию юных хоккеистов, для которых тренер — главная фигура в его спортивной жизни. И при этом каждый из тренеров имеет свою соответствующую квалификацию и возможность повышать ее, потому что и спортивные результаты команды напрямую зависят от квалификации тренерского состава [3, 4, 6]. Однако обзор и последующий анализ литературных источников [1–9] показал, что данная проблема полностью не раскрыта, так как отсутствует сами условия, влияющие на профессиональную квалификацию и рост педагогического мастерства тренерского состава хоккейных организаций (школ).
С целью устранения исследуемой проблемы на основании опыта подготовки юных хоккеистов и анализа литературных источниковнами был произведен поиск данных условий, по результатам которого нами были выявлены 12 (двенадцать) условий, влияющих на профессиональную квалификацию и рост педагогического мастерства тренерского состава хоккейных организаций (школ).
Результаты исследования и их анализ представлены в табл. 1.
Таблица 1
Условия, влияющие на профессиональную квалификацию и рост педагогического мастерства у тренеров в детско-юношеском хоккее
№ |
Условия |
1 |
минимальное количество конфликтных ситуаций в команде между тренерами и руководством организации |
2 |
положительный медицинский осмотр игроков |
3 |
положительный медицинский осмотр тренеров |
4 |
минимальное количество конфликтных ситуаций в команде между тренерами и игроками |
5 |
доминирование спортивного принципа при формировании состава команды |
6 |
доверие к игрокам с различным уровнем спортивного мастерства |
7 |
сочетания количеств одержанных побед и проигрышей в матчах |
8 |
количество ведущих игроков в команде |
9 |
комплексы мероприятий по повышению профессионального мастерства в хоккейных клубах |
10 |
наличие мотивации |
11 |
достойное финансирование своих должностных обязанностей |
12 |
положительное взаимодействие тренерского состава с родителями игроков |
Из таблицы 1 видно, что каждое из выявленных нами 12 условий имеет свое значение на определенных этапах спортивного сезона.
В связи с тем, что именно в настоящий момент одним из критериев спортивной подготовки являются занятые места в соревнованиях [3, 4], то поэтому далее нами с помощью методов математической статистики были определены взаимосвязи данных условий со спортивным результатом (табл. 2).
Таблица 2
Взаимосвязь условий, влияющих на профессиональную квалификацию и рост педагогического мастерства у тренеров в детско-юношеском хоккее со спортивным результатом
№ |
Условия |
Занятое место в соревновании |
|
r |
р |
||
1 |
доминирование спортивного принципа при формировании состава команды |
0,81 |
< 0,05 |
2 |
количество ведущих игроков в команде |
0,8 |
< 0,05 |
3 |
доверие к игрокам с различным уровнем спортивного мастерства |
0,74 |
< 0,05 |
4 |
минимальное количество конфликтных ситуаций в команде между тренерами и игроками |
0,72 |
< 0,05 |
5 |
достойное финансирование своих должностных обязанностей |
0,71 |
< 0,05 |
6 |
положительное взаимодействие тренерского состава с родителями игроков |
0,7 |
< 0,05 |
Примечание: р — уровень статистической достоверности; r — коэффициент корреляции Спирмена.
Как видно из таблицы 2, ведущими являются 6 условий, при р < 0,05 имеющие сильные и средние корреляционные взаимосвязи. Это связано с тем, что данные условия дополняют друг друга в спортивной подготовке и именно с их помощью можно определить профессиональную квалификацию тренерского состава, а также возможность роста его педагогического мастерства.
На основании вышеизложенного, необходимо сделать следующие выводы:
- В настоящий момент каждый из тренеров, возглавляющего команду, имеет свою соответствующую квалификацию и возможность повышать ее, Однако обзор и анализ литературных источников показал, что данная проблема полностью не раскрыта, так как отсутствует сами условия, влияющие на профессиональную квалификацию и рост педагогического мастерства тренерского состава хоккейных организаций (школ).
- На основании опыта подготовки юных хоккеистов и анализа литературных источниковнами были выявлены 12 (двенадцать) условий, влияющих на профессиональную квалификацию и рост педагогического мастерства тренерского состава хоккейных организаций (школ).
- С помощью методов математической статистики определены 6 ведущих условий, дополняющие друг друга в спортивной подготовке и на основании которых можно определять профессиональную квалификацию и рост педагогического мастерства тренерского состава.
Литература:
- Ильин Н. Л. Психология тренера. — СПб.: НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2016.
- Михно Л. В. Теория и методика подготовки юных хоккеистов: учебник для тренеров. — СПб.: НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2017.
- Плотников В. В. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеской спортивной школы. — Уфа: Печатный Дом ИП Верко, 2012.
- Плотников В. В. Методика подготовки хоккеистов. — Уфа: Печатный домъ ИП Верко, 2022.
- Российская Федерация. Приказы.Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта хоккей [Текст]: приказ: [принят Минспортом России 27 марта 2013 г.: зарегистрирован в Минюсте России 03 июня 2013 г.]. — М.: Министерство спорта РФ, 2013. — 18 с.
- Савин В. П. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. — М.: Советский спорт, 2006.
- Тарасов А. В. Родоначальники и новички. — М.: Эксмо, 2015.
- Третьяк В. А. Национальная программа спортивной подготовки по виду спорта «хоккей». — М.: Министерство спорта РФ, 2020.
- Якимов А. М. Основы тренерского мастерства. — М.: Терра-Спорт, 2003.