Современное образование в эпоху широкого распространения интернета и социальных сетей пополняется новыми средствами общения и связи. Педагоги и наставники после масштабного освоения дистанционных форм работы продолжают открывать для себя новые возможности коммуникационной компьютеризированной среды. В русле признания Президентом РФ в 2023 году особой роли педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность, в данной статье предлагается к рассмотрению возможность использования педагогами и наставниками новых онлайн-инструментов, таких как Google-формы.
Ключевые слова: год педагога и наставника, педагоги, наставничество, технологизация педагогической среды, Google-формы.
Образование в России переживает период неизбежных перемен, связанных с современными изменениями в обществе и государстве. Кризисные явления в культурной, социально-экономической, политической, информационно-технологической и других сферах вызывают потребность во взращивании новых педагогических кадров, способных дать молодому поколению актуальные знания, умения и навыки, сформировать личность, способную находить выход из любых жизненных ситуаций. Все это требует повышения престижа профессии педагога, усилении внимания к вопросам наставничества. Идея о признании особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность, нашла свое отражение в Указе Президента России В. В. Путина, который придал 2023 году особое направление [1].
Среди основных задач Года педагога и наставника, заложены разнообразные направления деятельности образовательных организаций. Это, во-первых, повышение статуса педагогической профессии, что может быть достигнуто путем проведения масштабных кампаний, пропагандирующих важность образования и роли педагогов в развитии общества. Во-вторых, это привлечение молодых людей к педагогической профессии (проведение профориентационных мероприятий, организация стажировок и практик для студентов, а также создание программ поддержки и обучения для начинающих педагогов и др.). В-третьих, повышение качества образования. Для этого могут проводиться мониторинги и оценки качества образовательных учреждений, обновление образовательных стандартов, разработка инновационных подходов к обучению и внедрение новых технологий в образовательный процесс. В-четвертых, совершенствование педагогической практики (обмен опытом между педагогами, проведение мастер-классов и семинаров, разработка новых методик обучения и оценки знаний, а также активное использование современных технологий в образовательном процессе).
Поддержка и развитие профессионального роста педагогов может осуществляться через поддержку профессионального роста и развитие педагогических кадров. В этой связи традиционно организовываются и проводятся курсы повышения квалификации, профессиональные тренинги для педагогов, стимулируется участие в научно-практических конференциях и публикация научных статей. В качестве примера можно привести опыт педагогической деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 62 «Ласточка» г. Волжского Волгоградской области» (далее — МДОУ д/с № 62), где ежегодно реализуется система повышения квалификации воспитателей, на регулярной основе ведется работа в направлении повышения психологической компетентности педагогов в рамках сотрудничества с кафедрой психологии ВГСПУ г. Волгограда, осуществляется пропаганда здорового образа жизни и физкультурно-спортивной подготовки (проводится ежегодный городской конкурс «Будь здоров, педагог!»).
Для развития и распространения наставничества на сегодняшнем этапе возможно создание партнерств между государственными учреждениями и некоммерческими организациями. В таком партнерстве государство предоставляет финансовую поддержку и ресурсы, а неправительственные организации и эксперты в области наставничества предоставляют свои знания и опыт в разработке и внедрении программ. В этом смысле привлекателен опыт грантовой работы, где совместные проекты обогащают педагогическую практику новыми возможностями, дарят возможность продуктивного и творческого сотрудничества. МДОУ д/с № 62 регулярно участвует в грантовых конкурсах различного уровня. Одной из значимых побед была реализация проекта в рамках дистанционного образования родителей с совместно с НКО «Дети в беде» в 2021 г.
Сегодня российские программы наставничества освещаются на международных конференциях и семинарах, педагоги обмениваются опытом с коллегами из других стран. Это способствует обогащению российского наставничества новыми идеями и методологией, а также создает возможности для международного сотрудничества. В это сложное время политических конфликтов нельзя забывать о том, что педагогическое общество может обмениваться успешными практиками наставничества с коллегами, способствуя мирному сосуществованию, распространению гуманистических ценностей, взаимопонимания.
Возможности современной информационной и технологической среды позволяют опытным педагогам налаживать более продуктивный контакт с молодыми специалистами, работающими как рядом, так и удаленно. Распространение и углубление технологии наставничества сегодня возможно с использованием компьютерной техники, специальных программ, интернета. Хочется особенно выделить новые возможности использования социальных сетей, электронной почты и различных форм связи между обучающимися и наставниками. В период пандемии МДОУ д/с № 62 успешны опробованы такие системы связи как онлайн-встречи, онлайн-конференции, собрания трудового коллектива посредством программы «Zoom», «Skype», «WhatsApp» и др.
Освоение дистанционных форм работы привело педагогов к необходимости изучения новых программ, средств связи с использованием Интернет. Мы согласны с позицией авторов Л. Н. Чирковой и В. В. Чирковой, которые считают одним из актуальных направлений педагогической науки «изучение информатизации образования, цель которой подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [3].
Сегодня внимание педагогов МДОУ д/с № 62 обращено к изучению возможностей Google-форм, которые являются очень полезным инструментом для организации педагогического общения. Они позволяют создавать опросы, анкеты и формы сбора данных, которые могут использоваться для проведения различных педагогических мероприятий, сбора обратной связи от участников и оценки их удовлетворенности. В качестве примера можно привести изучение возможностей Google-форм для изучения готовности педагогов работать с новой ФОП ДО. Статистический анализ данных позволил выявить пробелы в знаниях педагогов их готовность осваивать требования к проектированию образовательных программ в своих группах в соответствии с возрастом детей. Полученные данные легли в основу планирования наставнической работы, семинаров и педагогических советов на будущий учебный год.
В плане наставничества хочется больше уделить внимание тем возможностям, которые предоставляют Google-формы для организации педагогического общения:
— Создание опросов: Google-формы позволяют легко создавать опросы, чтобы узнать мнение участников по различным вопросникам. Например, какие сложности испытывают педагоги при планировании образовательных программ в своей группе, как протекает реализация программы на летний оздоровительный период и т. п. Google-форма позволяет создавать множество разных типов вопросов, таких как одиночный выбор, множественный выбор, раскрытие мыслей и т. д. Это помогает собрать информацию о мнениях и предпочтениях педагогов.
— Сбор данных: Google-формы могут быть использованы для сбора данных и информации от участников педагогического общения. Для педагогов-наставников открываются возможности создания собственных форм, для сбора информации о предыдущем опыте молодых педагогов, их интересах, образовании и других важных аспектах.
— Регистрация и участие: Google-формы позволяют организовать процесс регистрации и участия в педагогическом общении. В данных формах педагог наставник может опробовать метод общения с несколькими подопечными, где молодые специалисты будут заполнять свои данные для того, чтобы сформировать запрос на определенный формат общения, на участие в определенных мероприятиях или образовательных программах.
— Оценка и обратная связь: С помощью такой обратной связи можно собрать оценки уровня удовлетворенности участников, сбора предложений и комментариев, а также для сбора статистической информации о результатах программы наставничества для молодых педагогов.
— Автоматическая обработка данных: Это одна из прекрасных возможностей, облегчающих работу с качественным и количественным составом информации. Google-формы предоставляют возможность автоматической обработки собранных данных. Существует возможность настроить форму таким образом, чтобы ответы автоматически сохранялись в таблице Google. Это значительно упрощает процесс обработки и анализа данных.
— Предоставление результатов: После завершения сбора данных и оценки, Google-формы позволяют предоставить результаты участникам. Это и возможность создавать отчеты и графики, чтобы визуализировать данные и поделиться ими с участниками педагогического общения.
— Интеграция с другими инструментами: Google-формы могут быть интегрированы с другими инструментами системы, такими как Google Sheets, Google Drive и Google Calendar. Это позволяет упростить и автоматизировать процессы управления педагогическим общением.
В целом, Google-формы предоставляют многочисленные возможности для организации педагогического общения, для работы наставника и молодых педагогов. Они удобны в использовании, позволяют собирать информацию от участников и обрабатывать ее, а также улучшать коммуникацию между педагогами и организаторами мероприятий. Кроме того, предлагаемая система работы отвечает требованиям технологичности педагогического процесса, а именно содержит в себе следующие условия: «проектируемость, управляемость, корректируемость, результативность, диагностичное целеобразование, анализ действующих факторов, эффективность методов, системность и целостность» [2].
Таким образом современное наставничество и педагогическое общение во многом упрощается и технологизируется, что особенно заметно в области анализа информации, сбора данных и уменьшения временных затрат на получение обратной связи. Использование современных программ, технических возможностей интернет-среды, в том числе Google-форм, находит все большее распространение в педагогике и может быть рекомендовано к освоению на всех образовательных уровнях. Опыт работы МДОУ д/с № 62 позволяет говорить, что технологизация педагогического общения, наставничества неизбежный процесс, который все более широко проникает в систему деятельности образовательных организаций. Освоение новых технологий оптимизирует многие процессы общения и взаимодействия между участниками образовательных отношений, позволяет не только доносить определенную информацию до адресата, но и контролировать образовательные результаты, гибко реагировать на различные помехи и трудности, проводить опросы, создавать собственные образовательные инициативы.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401
- «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003
- Кубасов, О. П. Технологизация педагогического процесса (аналитический обзор) / О. П. Кубасов // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. № 63–4. — С. 128–131.
- Чиркова, Л. Н. Потенциал web-ресурсов как средства формирования информационной культуры студентов: монография / Л. Н. Чиркова, В. В. Чиркова // Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. — 140 с. — URL:https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42330922_19751412.pdf