Практика наставничества «Формирование мотивации профессиональной деятельности студентов в условиях практической подготовки» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гоманюк, О. Ю. Практика наставничества «Формирование мотивации профессиональной деятельности студентов в условиях практической подготовки» / О. Ю. Гоманюк, О. В. Ларина, М. П. Труляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 15-19. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104981/ (дата обращения: 16.11.2024).



Мотивируйте своих обучающихся и получите

от них желаемый результат.

А. Окулова

Мотивационный компонент — это обязательная составляющая практически любой деятельности личности, в том числе учебной, обуславливающей профессиональное становление студентов. Очень часто, выбирая профессию, молодежь не может сделать осознанный выбор, в педагогику приходит случайно. Будущий педагог может успешно овладевать профессиональными умениями, проявлять способности к теории, но в то же время, индифферентно относится к своей профессиональной деятельности, что выражается в низкой восприимчивости к повышению своего профессионального уровня.

Практика наставничества способствует развитию мотивации будущих специалистов, удержанию в профессии. Это своеобразная поддержка и установка молодой личности на пути развития собственного потенциала и собственных навыков, а также профессионального становления.

Вот уже на протяжении многих лет наше дошкольное учреждение МДОУ д/с № 63 г. Волжского Волгоградской области является базой практики для студентов социально-педагогического отделения МБОУ ВО «Волжский институт экономики, педагогики и права», в том числе в форме дуального обучения. Разработаны нормативно-правовые акты, соглашения о партнерстве с ВИЭПП, договоры о дуальном обучении, положение о наставничестве, дневники и отчеты по практике, планы работы совместной деятельности наставника и наставляемого, планы профессионального саморазвития. Руководитель ДОУ, старший воспитатель входят в состав государственных аттестационных комиссий, участвуют в образовательной деятельности колледжа ВИЭПП, проведении семинаров, предметно-цикловых комиссий педагогических и естественнонаучных дисциплин, деловых встреч со студентами.

Вуз, колледж дает знания, но профессионально значимые качества формируются именно на практике в ДОУ. Оказавшись в детском саду и ощутив себя в новой роли «воспитателя», окунувшись в атмосферу работы с детьми, игры, занятий, конкурсы, творчество, профессиональное общение, проекты — будущий педагог познает профессию, овладевает мастерством и осознает себя в ней, проявляет интерес и желание.

Имея огромный опыт работы со студентами, мы понимаем важность мотивационного компонента в профессиональном становлении будущих педагогов. Мы заинтересованы в постоянном целенаправленном общении, поддержке, позитивном отношении, очень хочется «зажечь», «увлечь», «вызвать интерес» к нашей профессии, чтобы привлечь молодежь в дошкольные учреждения.

Цель практики: формирование внутренней мотивации будущих педагогов, оказание помощи в профессиональном становлении, способствование осознанному «вхождению» в профессию.

Ресурсы образовательной организации способствуют достижению данной цели.

C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\куб\заготовки\1 сторона\сторона 1.jpg

Организационно-управленческие. Немало важным мотивационным компонентом является имидж учреждения, конкурентоспособность, успешность, результативность. Трансляция позитивного опыта, успешных практик всегда привлекает внимание, вызывает желание присоединится, стать членом команды. Наше учреждение занимает заметные позиции в городе, имеет хорошие отзывы родителей, является победителем Всероссийских конкурсов: «Детский сад года 2020», «Лидеры Отрасли.РФ» 2021 год, открытого публичного конкурса организаций «Лучшие практики управления ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 2021 год , федеральной инновационной площадкой по программе «Вдохновение», участником регионального проекта «Финансовая грамотность», победителем Фонда Президентских грантов с проектами «Доступный спорт», «Сталинград — невыдуманная история», руководитель и педагоги учреждения являются победителями и призерами Всероссийского конкурса «Воспитатели России», 3 педагога удостоены гранта Губернатора Волгоградской области, 1 — звания заслуженный учитель Волгоградской области.

Принимая студентов на практику, мы всегда проводим экскурсию, знакомим с традициями и историей дошкольного учреждения, рассказываем о достижениях и успехах, делимся планами, вызывая интерес к профессии.

Очень важно на этом этапе показать важность и нужность профессии воспитателя, разнообразие задач, решаемых педагогом, обозначить направления работы, познакомить с результатами деятельности, достижениями воспитанников.

На методических объединениях и педсоветах, в группах студенты знакомятся с проектной, исследовательской деятельностью и другими педагогическими технологиями, успешными педагогическими практиками. При организации практики, вовлечении обучающихся в воспитательно-образовательный процесс, используем индивидуальный подход (дифференцированные задания, стимулирующая помощь), всегда стараемся учитывать способности, интересы и инициативу практикантов, поддерживать начинания, хвалить. В то же время важна и функция контроля (системность, целенаправленность, результативность). Всегда объясняем, анализируем, помогаем провести самоанализ, обсуждаем пути решения. Только сотрудничество, диалог и доверие! Практика показала, чем больше доверяешь молодежи, вовлекая во все мероприятия ДОУ, предоставляя самостоятельность, поручая и делегируя, тем больше погружение и ответственность, крепче добытые на практике знания и умения. Самостоятельный опыт придает уверенности в своих силах, ощущение собственной значимости. Так, на практике студенты проживают полноценную жизнь дошкольного учреждения: включаются в праздники, проекты, непрерывную образовательную деятельность, играют роли на утренниках, проводят конкурсы, викторины, вместе с детьми выходят на экскурсии, участвуют в «Ладной неделе». Несколько лет подряд наши студенты оказывают помощь в проведении городских мероприятий, проходящих на базе МДОУ д/с № 63 таких как: «Фестиваль ГТО», «Шашечный турнир», «Давайте сказками дружить». В 2022 году 2 проекта воспитанников детского сада под руководством студентов 4 курса стали победителями Всероссийского конкурса «Инженерный марафон 2022».

C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\куб\заготовки\3 сторона\8.jpg C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\куб\заготовки\3 сторона\3.jpg

Ежегодно, начиная со 2 курса обучающиеся, проходя практическую подготовку в нашем учреждении, получают практический опыт по разным направлениям дошкольного образования: организация различных видов деятельности и общения детей, организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, взаимодействие с родителями, методическая работа, реализация физкультурно-оздоровительного направления. В ходе практики студенты знакомятся с воспитанниками разного возраста, с практиками работы воспитателей, специалистов: музыкантов, инструктора по ФИЗО, руководителя ИЗО деятельности, логопеда, педагога-психолога.

Кадровые ресурсы

C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\Ресурсы образовательной организации\18c9f9e2-23e0-4558-a27f-fe3bac053018.JPG

Поддерживая интерес и уважение к профессии, формируя мотивацию к профессиональной деятельности у обучающихся, необходимо отметить значимость кадрового ресурса. В нашем дошкольном учреждении — активный мотивированный творческий профессиональный коллектив с развитым психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, способностью к рефлексии, потребностью в самообразовании, обладающий инновационным потенциалом. Личностные качества педагогов-наставников, методическая грамотность, умение увлечь, заинтересовать, позитивный настрой, высокая результативность, успешные практики, владение современными педагогическими технологиями — все это незаменимые слагаемые успешного наставничества. Педагоги-наставники применяют в работе со студентами различные формы работы:

— мастер-классы

— открытые занятия

— практикумы

— беседы

— проектная деятельность

— делятся практическим материалом, разработками НОД, досугов, родительских собраний

C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\Ресурсы образовательной организации\IMG_8039.JPG

C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\куб\заготовки\2 сторона\5.jpg

C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\куб\заготовки\2 сторона\6.jpg C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\Ресурсы образовательной организации\e9b0c340-15e8-4cff-9862-a26ce021cfe1.JPG

В детском саду создана методическая электронная база. Для удобного использования электронного ресурса студентам предлагается ссылка на Яндекс.Диск.

Социальное партнерство. Еще одним ресурсом для формирования мотивации будущих специалистов являются партнерские отношения в ВИЭПП. Многие годы мы работаем в тандеме с этой образовательной организацией. Нас объединяет связь с наукой, преемственность, грантовая политика, наши педагоги активно принимают участие в межмуниципальных семинарах, научных конференциях, методических мероприятиях, проходящих на базе МБОУ ВО «Волжский институт экономики, педагогики и права». Такое взаимодействие, тесное сотрудничество вызывает у студентов доверие, способствует возникновению желания оказаться в команде профессионалов ДОУ.

В последние годы хорошо зарекомендовала себя форма дуального обучения. В нашем дошкольном учреждении 3 педагога осваивают данную форму. Получая образование в институте, осваивают практику на рабочем месте. Для работодателя дуальное обучение удобно, надежно. Мы отмечаем у педагогов, осваивающих дуальное обучение, выраженный интерес к профессии воспитателя, они активно принимают участие в конкурсном движении, инновационной деятельности, в работе методических объединений, проявляют творческий подход к работе, испытывают потребность в непрерывном образовании, формируется индивидуальный стиль педагогической деятельности.

C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\куб\заготовки\4 сторона\3.jpg C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\куб\заготовки\4 сторона\2.jpg

C:\Users\Olga\Desktop\Наставничество\куб\заготовки\4 сторона\1.jpg C:\Users\Olga\Downloads\0af56b64-b772-4968-a606-2c8399eb2a25.JPG

Информационные, материально-технические ресурсы

В ходе практической подготовки студенты овладевают общими и профессиональными компетенциями:

— Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление ней устойчивого интереса;

— Умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, совершенствование умений планировать, проводить занятия, режимные моменты и выполнять самоанализ;

— Умение общаться с детьми, мотивировать, признавая их достоинство, понимая и принимая их, опираясь на знание возрастных закономерностей, индивидуальных психологических особенностей;

— Овладение информационно-коммуникационными, передовыми педагогическими технологиями, участие в исследовательской и проектной деятельности;

— Умение работать в коллективе, команде для реализации поставленной цели, слушать и слышать других людей; взаимодействовать с руководством, коллегами, социальными партнерами;

— Видеть одаренность, креативность воспитанника и способствовать их развитию.

Ожидаемые эффекты и результаты от реализации практики

Студенты-выпускники (80 %) проявляют интерес к профессии, выражают желание получить высшее педагогическое образование, повысился приток молодых специалистов в дошкольные учреждения города Волжского.

Формирование мотивационного компонента профессионального становления будущих специалистов является актуальной проблемой всей системы профессионального образования, находящейся на этапе реформирования и перестройки в связи с существующей потребностью повышения качества подготовки будущих специалистов.

24 марта 2023 года наше дошкольное учреждение представило опыт работы по наставничеству в рамках ХVI областного форума «Образование — 2023». Масштабное мероприятие, проходившее в Год педагога и наставника, объединило на площадке Волгоград Арены представителей более 200 образовательных организаций региона. Форум дал возможность рассказать о наставничестве, продуктивно пообщаться, вдохновившись свежими идеями и инновациями, представленными коллегами региона на мероприятии.

C:\Users\Olga\Downloads\6c19d57b-87e3-4417-84fa-b81a627afc33.JPG C:\Users\Olga\Downloads\f9d66b59-d56f-4763-b137-4ce65b0941df (1).JPG

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное учреждение, дуальное обучение, детский сад, мотивационный компонент, студент, Волгоградская область, дошкольное образование, практик, профессия, Всероссийский конкурс.


Похожие статьи

Концепция развития системы обучения и особенности работы в учреждении профессиональной направленности

Методы измерения профессиональных способностей при подготовке будущего учителя профессионального образования

Принципы организации педагогической практики в направлении образования «физическое воспитание»

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения в системе профессионального образования

Социально-психологический тренинг как форма интерактивного обучения в вузе

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей посредством технологии дистанционного обучения

Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие»

Похожие статьи

Концепция развития системы обучения и особенности работы в учреждении профессиональной направленности

Методы измерения профессиональных способностей при подготовке будущего учителя профессионального образования

Принципы организации педагогической практики в направлении образования «физическое воспитание»

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения в системе профессионального образования

Социально-психологический тренинг как форма интерактивного обучения в вузе

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей посредством технологии дистанционного обучения

Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие»

Задать вопрос