Мотивируйте своих обучающихся и получите
от них желаемый результат.
А. Окулова
Мотивационный компонент — это обязательная составляющая практически любой деятельности личности, в том числе учебной, обуславливающей профессиональное становление студентов. Очень часто, выбирая профессию, молодежь не может сделать осознанный выбор, в педагогику приходит случайно. Будущий педагог может успешно овладевать профессиональными умениями, проявлять способности к теории, но в то же время, индифферентно относится к своей профессиональной деятельности, что выражается в низкой восприимчивости к повышению своего профессионального уровня.
Практика наставничества способствует развитию мотивации будущих специалистов, удержанию в профессии. Это своеобразная поддержка и установка молодой личности на пути развития собственного потенциала и собственных навыков, а также профессионального становления.
Вот уже на протяжении многих лет наше дошкольное учреждение МДОУ д/с № 63 г. Волжского Волгоградской области является базой практики для студентов социально-педагогического отделения МБОУ ВО «Волжский институт экономики, педагогики и права», в том числе в форме дуального обучения. Разработаны нормативно-правовые акты, соглашения о партнерстве с ВИЭПП, договоры о дуальном обучении, положение о наставничестве, дневники и отчеты по практике, планы работы совместной деятельности наставника и наставляемого, планы профессионального саморазвития. Руководитель ДОУ, старший воспитатель входят в состав государственных аттестационных комиссий, участвуют в образовательной деятельности колледжа ВИЭПП, проведении семинаров, предметно-цикловых комиссий педагогических и естественнонаучных дисциплин, деловых встреч со студентами.
Вуз, колледж дает знания, но профессионально значимые качества формируются именно на практике в ДОУ. Оказавшись в детском саду и ощутив себя в новой роли «воспитателя», окунувшись в атмосферу работы с детьми, игры, занятий, конкурсы, творчество, профессиональное общение, проекты — будущий педагог познает профессию, овладевает мастерством и осознает себя в ней, проявляет интерес и желание.
Имея огромный опыт работы со студентами, мы понимаем важность мотивационного компонента в профессиональном становлении будущих педагогов. Мы заинтересованы в постоянном целенаправленном общении, поддержке, позитивном отношении, очень хочется «зажечь», «увлечь», «вызвать интерес» к нашей профессии, чтобы привлечь молодежь в дошкольные учреждения.
Цель практики: формирование внутренней мотивации будущих педагогов, оказание помощи в профессиональном становлении, способствование осознанному «вхождению» в профессию.
Ресурсы образовательной организации способствуют достижению данной цели.
Организационно-управленческие. Немало важным мотивационным компонентом является имидж учреждения, конкурентоспособность, успешность, результативность. Трансляция позитивного опыта, успешных практик всегда привлекает внимание, вызывает желание присоединится, стать членом команды. Наше учреждение занимает заметные позиции в городе, имеет хорошие отзывы родителей, является победителем Всероссийских конкурсов: «Детский сад года 2020», «Лидеры Отрасли.РФ» 2021 год, открытого публичного конкурса организаций «Лучшие практики управления ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 2021 год , федеральной инновационной площадкой по программе «Вдохновение», участником регионального проекта «Финансовая грамотность», победителем Фонда Президентских грантов с проектами «Доступный спорт», «Сталинград — невыдуманная история», руководитель и педагоги учреждения являются победителями и призерами Всероссийского конкурса «Воспитатели России», 3 педагога удостоены гранта Губернатора Волгоградской области, 1 — звания заслуженный учитель Волгоградской области.
Принимая студентов на практику, мы всегда проводим экскурсию, знакомим с традициями и историей дошкольного учреждения, рассказываем о достижениях и успехах, делимся планами, вызывая интерес к профессии.
Очень важно на этом этапе показать важность и нужность профессии воспитателя, разнообразие задач, решаемых педагогом, обозначить направления работы, познакомить с результатами деятельности, достижениями воспитанников.
На методических объединениях и педсоветах, в группах студенты знакомятся с проектной, исследовательской деятельностью и другими педагогическими технологиями, успешными педагогическими практиками. При организации практики, вовлечении обучающихся в воспитательно-образовательный процесс, используем индивидуальный подход (дифференцированные задания, стимулирующая помощь), всегда стараемся учитывать способности, интересы и инициативу практикантов, поддерживать начинания, хвалить. В то же время важна и функция контроля (системность, целенаправленность, результативность). Всегда объясняем, анализируем, помогаем провести самоанализ, обсуждаем пути решения. Только сотрудничество, диалог и доверие! Практика показала, чем больше доверяешь молодежи, вовлекая во все мероприятия ДОУ, предоставляя самостоятельность, поручая и делегируя, тем больше погружение и ответственность, крепче добытые на практике знания и умения. Самостоятельный опыт придает уверенности в своих силах, ощущение собственной значимости. Так, на практике студенты проживают полноценную жизнь дошкольного учреждения: включаются в праздники, проекты, непрерывную образовательную деятельность, играют роли на утренниках, проводят конкурсы, викторины, вместе с детьми выходят на экскурсии, участвуют в «Ладной неделе». Несколько лет подряд наши студенты оказывают помощь в проведении городских мероприятий, проходящих на базе МДОУ д/с № 63 таких как: «Фестиваль ГТО», «Шашечный турнир», «Давайте сказками дружить». В 2022 году 2 проекта воспитанников детского сада под руководством студентов 4 курса стали победителями Всероссийского конкурса «Инженерный марафон 2022».
Ежегодно, начиная со 2 курса обучающиеся, проходя практическую подготовку в нашем учреждении, получают практический опыт по разным направлениям дошкольного образования: организация различных видов деятельности и общения детей, организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, взаимодействие с родителями, методическая работа, реализация физкультурно-оздоровительного направления. В ходе практики студенты знакомятся с воспитанниками разного возраста, с практиками работы воспитателей, специалистов: музыкантов, инструктора по ФИЗО, руководителя ИЗО деятельности, логопеда, педагога-психолога.
Кадровые ресурсы
Поддерживая интерес и уважение к профессии, формируя мотивацию к профессиональной деятельности у обучающихся, необходимо отметить значимость кадрового ресурса. В нашем дошкольном учреждении — активный мотивированный творческий профессиональный коллектив с развитым психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, способностью к рефлексии, потребностью в самообразовании, обладающий инновационным потенциалом. Личностные качества педагогов-наставников, методическая грамотность, умение увлечь, заинтересовать, позитивный настрой, высокая результативность, успешные практики, владение современными педагогическими технологиями — все это незаменимые слагаемые успешного наставничества. Педагоги-наставники применяют в работе со студентами различные формы работы:
— мастер-классы
— открытые занятия
— практикумы
— беседы
— проектная деятельность
— делятся практическим материалом, разработками НОД, досугов, родительских собраний
В детском саду создана методическая электронная база. Для удобного использования электронного ресурса студентам предлагается ссылка на Яндекс.Диск.
Социальное партнерство. Еще одним ресурсом для формирования мотивации будущих специалистов являются партнерские отношения в ВИЭПП. Многие годы мы работаем в тандеме с этой образовательной организацией. Нас объединяет связь с наукой, преемственность, грантовая политика, наши педагоги активно принимают участие в межмуниципальных семинарах, научных конференциях, методических мероприятиях, проходящих на базе МБОУ ВО «Волжский институт экономики, педагогики и права». Такое взаимодействие, тесное сотрудничество вызывает у студентов доверие, способствует возникновению желания оказаться в команде профессионалов ДОУ.
В последние годы хорошо зарекомендовала себя форма дуального обучения. В нашем дошкольном учреждении 3 педагога осваивают данную форму. Получая образование в институте, осваивают практику на рабочем месте. Для работодателя дуальное обучение удобно, надежно. Мы отмечаем у педагогов, осваивающих дуальное обучение, выраженный интерес к профессии воспитателя, они активно принимают участие в конкурсном движении, инновационной деятельности, в работе методических объединений, проявляют творческий подход к работе, испытывают потребность в непрерывном образовании, формируется индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Информационные, материально-технические ресурсы
В ходе практической подготовки студенты овладевают общими и профессиональными компетенциями:
— Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление ней устойчивого интереса;
— Умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, совершенствование умений планировать, проводить занятия, режимные моменты и выполнять самоанализ;
— Умение общаться с детьми, мотивировать, признавая их достоинство, понимая и принимая их, опираясь на знание возрастных закономерностей, индивидуальных психологических особенностей;
— Овладение информационно-коммуникационными, передовыми педагогическими технологиями, участие в исследовательской и проектной деятельности;
— Умение работать в коллективе, команде для реализации поставленной цели, слушать и слышать других людей; взаимодействовать с руководством, коллегами, социальными партнерами;
— Видеть одаренность, креативность воспитанника и способствовать их развитию.
Ожидаемые эффекты и результаты от реализации практики
Студенты-выпускники (80 %) проявляют интерес к профессии, выражают желание получить высшее педагогическое образование, повысился приток молодых специалистов в дошкольные учреждения города Волжского.
Формирование мотивационного компонента профессионального становления будущих специалистов является актуальной проблемой всей системы профессионального образования, находящейся на этапе реформирования и перестройки в связи с существующей потребностью повышения качества подготовки будущих специалистов.
24 марта 2023 года наше дошкольное учреждение представило опыт работы по наставничеству в рамках ХVI областного форума «Образование — 2023». Масштабное мероприятие, проходившее в Год педагога и наставника, объединило на площадке Волгоград Арены представителей более 200 образовательных организаций региона. Форум дал возможность рассказать о наставничестве, продуктивно пообщаться, вдохновившись свежими идеями и инновациями, представленными коллегами региона на мероприятии.