Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент системы наставничества (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Колобова, А. В. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент системы наставничества (из опыта работы) / А. В. Колобова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 26-27. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104985/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор раскрывает практические аспекты организации наставничества посредством разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута педагога.

Ключевые слова: педагог, наставничество, индивидуальный образовательный маршрут.

В современной российской системе образования вновь значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной позиции и деятельности. С целью признания особого статуса представителей этой профессии 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника.

Педагог-наставник имеет успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, компетентен и готов поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого [2, с. 13].

Формирование системы наставничества– значимый элемент кадровой политики МДОУ д/с № 94. Оно обусловлено ценностью наставнических практик для педагогического сообщества как полноценного средства обогащения опыта, раскрытия потенциала всех участников образовательного процесса. И своевременная поддержка, сопровождение педагогов не только администрацией, но и опытными коллегами, помогает выстроить профессиональную карьеру. Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива — помочь в профессиональном становлении и росте как молодым специалистам, так и педагогам, осваивающим новые технологии, методики, испытывающим трудности в связи с приобретением новых компетенций.

Мы рассматриваем наставничество как не связанный с прямым руководством процесс взаимодействия на условиях конструктивных взаимоотношений и продуктивного партнерства, характеризующегося тем, что между участниками наставничества устанавливаются более тесные и доверительные связи [2, с. 4]. Исходя из этого наставничество в нашем коллективе носит партнерский характер, что способствует более быстрому профессиональному росту наставляемого, при этом как у него, так и у наставника, появляются стимулы развития. Для первого это рост профессиональной и методической компетенции, повышение уровня готовности к педагогической деятельности, для второго — появление инициативности, базовой компетенции «желание помогать», навыка конструктивной критики.

Как указано выше, система наставничества нашей организации охватывает не только молодых специалистов, но и педагогов, испытывающих профессиональные затруднения, в том числе при подготовке к процедуре аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемым должностям или в целях установления квалификационной категории, так как для педагога период аттестации почти всегда является тревожным, он нередко испытывает чувство неуверенности в своей успешности.

Одним из инструментов наставничества в данном направлении является современная и эффективная технология составления и внедрения индивидуального образовательного маршрута (далее — ИОМ, маршрут), которая способствует профессиональному росту педагога.

ИОМ представляет собой целенаправленно разработанную дифференцированную систему, обеспечивающую педагогу реализацию личных программ профессионального роста при помощи методического сопровождения.

Конечной целью реализации маршрута является формирование профессиональной компетентности педагога, рост уверенности в своих силах, его творческого потенциала в процессе подготовки к процедуре аттестации. Одним из оснований для составления и реализации ИОМ служит потребность, желание, стремление педагога подтвердить соответствие занимаемой должности или аттестоваться на квалификационную категорию.

Мы пользуемся следующим алгоритмом разработки ИОМ, который включает в себя пять этапов/циклов:

— самооценка педагогической деятельности на основании критериев и показателей оценки профессиональной деятельности педагога для установления соответствия квалификационной категории (первичное самоопределение);

— составление маршрута на основе полученных данных;

— реализация ИОМ в педагогической деятельности, в том числе методической работе;

— общий анализ эффективности маршрута;

— самооценка/оценка материалов портфолио, заполнение карты результативности.

Ниже представлены направления деятельности, включаемые в маршрут.

  1. Аналитическое : диагностика затруднений (анкетирование, беседа, опрос); выявление уровня методической подготовки (посещение непрерывной образовательной деятельности и др.); деятельность в инновационном режиме; диссеминация опыта.
  2. Информационное : изучение трендов образовательной политики, нормативных документов, методических рекомендаций.
  3. Построение индивидуального маршрута : выбор комплекса различных образовательных мероприятий (семинары, тренинги, конкурсы, курсы повышения квалификации, научно-практические конференции и проч.).
  4. Индивидуальные и групповые консультации .
  5. Оказание помощи педагогу при составлении аттестационного портфолио с подтверждающей документацией и заполнении карты результативности .

Успешная реализация педагогом данных направлений является показателем повышения уровня его профессиональной компетентности.

Все результаты фиксируются в портфолио педагога на электронном носителе, вносятся в сводную таблицу на основе карты результативности, утвержденной Центром аттестации педагогических работников Волгоградской области.

Считаем важным при разработке маршрута определить деятельность наставника и деятельность наставляемого, так как индивидуализированные, адресные формы работы в приоритете в современном образовании, и они, как правило, приводят к ожидаемому результату.

Необходимо отметить, что срок реализации маршрута варьируется от года до трех лет в зависимости от реальных затруднений педагога, конкретных обстоятельств, а в целом от уровня результативности профессиональной деятельности педагога, подтверждающего его готовность к прохождению процедуры аттестации.

Индивидуальный образовательный маршрут отличает то, что в нем отображаются личные образовательные потребности педагога. Естественно, особое место отводится собственной саморегуляции и самоорганизации педагога.

Особенность данной современной разработки реализации ИОМ при подготовке педагога к процедуре аттестации, заключается в особой педагогической направленности, которая характеризуется комплексом взаимосвязанных, целенаправленных действий по оказанию всесторонней помощи педагогу в этот период.

Нами отмечено, что повышает эффективность методического сопровождения индивидуального маршрута адресная направленность на каждого отдельного педагога (когда учитываются особенности личности педагога и условия его педагогической деятельности). Тем самым, старшему воспитателю как наставнику предоставляется возможность видеть и адекватно оценивать профессиональный и личностный потенциал каждого аттестуемого педагога, содействовать его максимально полной реализации, в межаттестационный период оказывать реальную помощь в организации планомерной работы над собой для гарантированного достижения поставленных целей.

Разработка индивидуального образовательного маршрута — сложная работа для педагога, требующая развитой компетенции планирования профессионального развития и представления достигнутых результатов. Исходя из этого, следует, что именно эта сторона личности аттестуемого педагога должна быть актуализирована и грамотно направлена специально подобранными индивидуализированными средствами, формами и методами.

Таким образом, профессионально выстроенное методическое сопровождение посредством индивидуального образовательного маршрута можно рассматривать как содействие педагогу в реализации его индивидуальных профессиональных потребностей, как процесс постепенного движения к намеченным ступеням профессионального развития, а присвоение желаемой квалификационной категории — реальный результат ее достижения.

Литература:

  1. Аттестация педагогических работников. Модель, формы и критерии оценки профессиональной деятельности: шаблоны и презентации в мультимедийном приложении / авт.-сост. Л. П. Макарова и др. — Волгоград: Учитель, 2017.
  2. Катунина Н. Е. и др. ШКОЛА НАСТАВНИКА. Учебно-методические материалы. — Омск: типография БПОУ «ОПК № 1», 2023.
  3. Фиалкина, Т. В. Методическое сопровождение профессионализации педагога на основе индивидуального образовательного маршрута. − Пермь, 2014. − С.31−39.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальный образовательный маршрут, педагог, педагогическая деятельность, квалификационная категория, процедура аттестации, заполнение карты результативности, индивидуальный маршрут, методическое сопровождение, профессиональная деятельность педагога, профессиональное развитие.


Похожие статьи

Наставничество как ресурс непрерывного профессионального самообразования педагога

В статье автор исследует особенности осуществления наставничества в условиях обновления содержания образования, обосновывает деятельность наставника как новый ресурс для его профессионального роста.

Индивидуальный образовательный маршрут как способ реализации личностно ориентированного подхода в системе современного образования

Наставничество в системе среднего профессионального образования

В статье представлены модели реализации наставнической деятельности в образовательной организации среднего профессионального образования на примере Хабаровского технологического колледжа. Охарактеризованы особенности наставничества обучающихся как те...

О реализации практики наставничества молодых педагогов в условиях дошкольной образовательной организации

Статья раскрывает понятие наставничества, его функции. Описывается специфика наставничества в дошкольной образовательной организации. Автор приводит опыт реализации практики наставничества, описывает методы и инструменты, используемые в процессе.

Развитие профессионализма педагога-исследователя

В статье автор рассматривает образовательные исследовательские технологии, особенности педагогического профессионализма, организацию обучения.

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Средовый подход в методике обучения ОБЖ

В статье сделана попытка трансформации средового подхода как методологии осмысления проблем окружающей среды в средовую компетенцию как профессиональное требование к деятельности педагога- организатора ОБЖ.

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении

В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...

Похожие статьи

Наставничество как ресурс непрерывного профессионального самообразования педагога

В статье автор исследует особенности осуществления наставничества в условиях обновления содержания образования, обосновывает деятельность наставника как новый ресурс для его профессионального роста.

Индивидуальный образовательный маршрут как способ реализации личностно ориентированного подхода в системе современного образования

Наставничество в системе среднего профессионального образования

В статье представлены модели реализации наставнической деятельности в образовательной организации среднего профессионального образования на примере Хабаровского технологического колледжа. Охарактеризованы особенности наставничества обучающихся как те...

О реализации практики наставничества молодых педагогов в условиях дошкольной образовательной организации

Статья раскрывает понятие наставничества, его функции. Описывается специфика наставничества в дошкольной образовательной организации. Автор приводит опыт реализации практики наставничества, описывает методы и инструменты, используемые в процессе.

Развитие профессионализма педагога-исследователя

В статье автор рассматривает образовательные исследовательские технологии, особенности педагогического профессионализма, организацию обучения.

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Средовый подход в методике обучения ОБЖ

В статье сделана попытка трансформации средового подхода как методологии осмысления проблем окружающей среды в средовую компетенцию как профессиональное требование к деятельности педагога- организатора ОБЖ.

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении

В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...

Задать вопрос