В настоящее время дошкольное образование является первой ступенью общего образования, самостоятельным уровнем образования. Для решения проблемы с очередями в дошкольных учреждениях строятся новые детские сады, но нехватка педагогических кадров не только в новых дошкольных учреждениях, но и в уже действующих, к сожалению, становится только острее. Дефицит педагогов дошкольного образования и текучесть кадров остаются актуальными вопросами на данный момент и МДОУ д/с № 70 г. Волжского Волгоградской области не исключение.
Так сложилось, что выпускники педагогических вузов и колледжей все реже работают по полученной специальности. Все чаще в детский сад приходят специалисты, имеющие педагогическое образование, но без опыта работы или имеющие профессиональную переподготовку по направлению «Педагогика» без педагогического образования, полученного в вузе.
Перед детским садом возникает проблема: во-первых, отсутствие у педагога-новичка опыта и специальных знаний в области дошкольной педагогики, во-вторых, никто не отменяет обязанности и ответственность наравне с остальными педагогами и ожидание от него профессионализма в своей работе. Естественно, что такой воспитатель не способен ни на творчество, а тем более, на инновации. Одним из способов решения проблемы является введение системы наставничества в деятельность педагогического коллектива.
В нашем дошкольном учреждении имеется категория начинающих педагогов, имеющих профессиональную переподготовку по направлению «Педагогика» без педагогического образования, которым наставники оказывают помощь во вхождении в профессию. Наставничество мы рассматриваем как форму передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приёмы под непосредственным руководством педагога-мастера.
Подробнее остановимся на организационно-педагогических условиях методической работы в форме наставничества с начинающими педагогами в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Стоит отметить, что период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, готовностью его для личностного и профессионального роста. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли этот педагог как профессионал и останется в дошкольном образовании или найдет себя в другой сфере деятельности.
Задача заведующего, старшего воспитателя, педагога-психолога — помочь начинающим педагогам успешно адаптироваться в новом коллективе.
Работа была запланирована в несколько этапов.
1 этап — адаптационный: определение обязанностей и полномочий начинающего педагога, выявление недостатков в его умениях и навыках, разработка программы адаптации.
2 этап — основной: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений начинающего педагога, построение его собственной программы саморазвития.
3 этап — контрольно-оценочный: проверка уровня профессиональной компетентности начинающего педагога, определение степени его готовности к выполнению своих должностных обязанностей.
Такой подход позволил быстро адаптироваться педагогам-новичкам к работе в детском саду, избежать неуверенности в собственных силах, наладить отношения со всеми участниками образовательных отношений, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.
На первом этапе начинающие педагоги (3 человека) познакомились с коллективом, с корпоративной культурой, с традициями и правилами поведения в детском саду, с особенностями построения воспитательно-образовательной работы.
Также на первом этапе старший воспитатель выбрал наставников по следующим критериям:
— высокий уровень профессиональной подготовки,
— развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении,
— стабильные показатели в работе,
— способность и готовность делиться профессиональным опытом,
— стаж педагогической деятельности не менее пяти лет.
Вместе с наставниками уточнялись вопросы, которые наиболее актуальны для начинающих педагогов, были выделены важные моменты в работе и акцентировано на них внимание. Так наставниками составлялся совместный план работы с учетом следующих аспектов: начинающий педагог — ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважение, интерес к нему у детей и их родителей и начинающий педагог — коллега: оказание поддержки со стороны коллектива.
Надо отметить, что на данном этапе должное внимание было оказано не только педагогам-новичкам, но и наставникам. Для них созданы следующие условия:
— разработано положение о наставничестве, в котором отражены права и обязанности, как начинающего педагога, так и педагога-наставника,
— материальная помощь в виде стимулирующих выплат, возможности профессионального роста,
— методические материалы и временные ресурсы.
Назначение наставников для начинающих педагогов в 2022–2023 учебном году
Наставник |
Начинающий педагог |
Наставник 1 (П. Г. Г.) |
Педагог 1(Д. Д. В.) |
Наставник 2 (Р. Е. В.) |
Педагог 2 (К. Е. В.) |
Наставник 3 (Н. Т. А.) |
Педагог 3 (К. Л. Ю.) |
На втором этапе прошло изучение уровня профессиональной компетентности начинающих педагогов посредством теста из авторских разработок Кириенко С. Д. На основе полученных результатов пришли к выводу, что у педагогов не достаточный уровень знаний для профессионального роста и эти данные были учтены при составлении плана работы с начинающими педагогами.
Второй этап длился на протяжении 3 месяцев, целью которого была непосредственно организация наставничества для профессионального становления начинающих педагогов. Этот этап подразумевает под собой разработку программы наставничества и перспективного плана профессионального становления с начинающими педагогами, реализацию разработанной программы. В программе учитывались следующие факторы: уровень базового образования, индивидуальные особенности, предпочитаемые способы усвоения информации, уровень профессиональных потребностей педагога, прописаны права и обязанности, как наставника, так и начинающего педагога. Перспективный план профессионального становления подразумевает под собой педагогическое самообразование, участие в методических мероприятиях и в жизни детского сада.
Перспективный план работы с начинающими педагогами в 2022–2023 учебном году
№ п / п |
Тема |
Срок |
Ответственный |
1. |
Нормативно-правовая база деятельности педагога ДОУ. Функции, права и обязанности педагога ДОУ. Обязательная документация воспитателя. Перечень, структура, порядок заполнения |
Сентябрь |
Старший воспитатель |
2. |
Режим жизнедеятельности группы, режим двигательной активности, расписание непосредственно-образовательной деятельности. Просмотр начинающим педагогом режимных моментов, ответы на вопросы. Мониторинг детского развития Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала. |
Сентябрь |
Старший воспитатель |
3. |
Планирование воспитательно-образовательной работы педагога с детьми. Структура и содержание плана. Ознакомление с оформлением плана воспитательно-образовательной работы. Проверить ведение документации, обсудить, дать рекомендации по ведению документации. |
Октябрь |
Старший воспитатель |
4. |
Организация работы по речевому развитию детей и индивидуальной работы по развитию связной речи. |
Октябрь |
Старший воспитатель, учитель-логопед |
5. |
Непосредственно образовательная деятельность. Структура, виды организации, типы реализуемых задач. Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения. |
Ноябрь |
Старший воспитатель |
6. |
Особенности работы с проблемными детьми: агрессивность, гиперактивность. Самообразование воспитателя. Выбор методической темы, написания плана самообразования на будущий учебный год. |
Ноябрь |
Старший воспитатель, педагог-психолог |
7. |
Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой детей. Развитие сюжетно-ролевой игры в детской деятельности. Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений. Использование различных технологий в образовательной деятельности детей. Консультации, советы по целесообразности их использования. |
Декабрь |
Старший воспитатель |
8. |
Организация прогулки. Порядок одевания и раздевания детей; схемы и модели, необходимые для обучения детей правилам одевания и раздевания. Гигиенические процедуры до и после прогулки. Содержание выносного материала. Оформление участка для прогулок. |
Февраль |
Старший воспитатель, старшая м/с |
9. |
Предметно-пространственная развивающая среда (ППРС) в группе. Принципы организации, требования к построению и наполнение ППРС. Основные проблемы в педагогической деятельности начинающего педагога. Консультация и ответы на интересующие вопросы. |
Февраль |
Старший воспитатель |
10. |
Организация питания детей в группе. Гигиенические процедуры до и после принятия пищи. Организация дежурства. Место художественного слова в руководстве процессом приема пищи |
Март |
Старший воспитатель, старшая м/с |
11. |
Виды труда и их освоение детьми данной возрастной группы. Оборудование, необходимое для организации трудовой деятельности дошкольника. Самостоятельная организация и руководство трудом дошкольников. Наблюдение за педагогом во время его общения с родителями воспитанников. Беседа. |
Март |
Старший воспитатель |
12. |
Организация и руководство творческими играми детей. Организация и руководство игрой-драматизацией. Особенности проведения дидактических игр |
Апрель |
Старший воспитатель |
13. |
Диагностика овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Составление информационной справки. Составление отчета наставника с начинающим педагогом за учебный год. Обсуждение итогов и планы на будущий учебный год. |
Апрель |
Старший воспитатель |
Для составления отчета наставником о проделанной работе были выделены такие разделы как: форма работы, рекомендации, результативность. Для примера представлен план мероприятий за сентябрь.
Отчет о проделанной работе наставника
Дата |
Форма работы |
Рекомендации |
Результативность |
06.09.2022 |
Индивидуальная консультация. Знакомство с нормативными документами. |
Изучить нормативные документы ДОУ. Изучить документы федерального и регионального уровня. |
Изучена документация, получены ответы на заданные вопросы. |
13.09.2022 |
Виды и организация режимных моментов в детском саду. |
Просмотр начинающим педагогом режимных моментов, ответы на вопросы. |
Ведутся записи в тетради при просмотре режимных моментов и приняты советы к сведению |
20.09.2022 |
Рекомендации по проведению мониторинга, формы проведения. |
Провести мониторинг и заполнить соответствующий журнал. |
Проведен мониторинг детского развития на начало года. |
Для подтверждения эффективности проделанной работы по организации наставничества было проведено повторное тестирование уровня компетентности начинающих педагогов. Результаты показали, что произошли изменения в лучшую сторону и увеличились показатели уровня знаний у педагогов. Это доказывает, что выбор такой формы методической работы как наставничество эффективен при организации профессионального развития начинающих педагогов.
Параллельно с анкетированием был проведен опрос о пользе наставничества с целью выявления мнения начинающих педагогов о результативности проведения наставничества. Анализируя ответы педагогов можно сделать вывод, что наставничество для них является необходимым условием для развития профессиональной компетентности.
Таким образом, результатом введения системы наставничества в ДОУ являются:
— система работы, которая объединяет деятельность начинающего педагога и наставника, а также узких специалистов и администрации ДОУ,
— копилка эффективных практических форм и методов работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога,
— работа педагога по самообразованию, что позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж,
— своевременная помощь и поддержка начинающего педагога на начальном этапе для успешной адаптации во вхождении в новый коллектив и профессию.
Литература:
- Белая, К. Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении / К. Ю. Белая. — М.: МИПКРО, 2000.
- Волобуева, Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л. М. Волобуева. — М.: Творческий центр «Сфера», 2003.
- Дуброва, В. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич. — М.: Новая школа, 2005.
- Медведникова Л. Ф. Условия для профессиональной адаптации начинающегося педагога/Л. Ф. Медведникова // Справочник старшего воспитателя — 2010 — № 10 — С. 22–30.
- Мих, Е. В. Адаптация молодых специалистов в ДОУ / Е. В. Мих // Управление ДОУ. — 2008. — № 8. — С. 24–28.