В настоящее время в нашей стране ощущается нехватка кадров в образовании. Государство стало поощрять молодых педагогов, которые решили связать свое будущее с работой в образовании. Первые шаги в новой профессии сопровождаются большим эмоциональным напряжением и постоянной мобильности. С введением ФГОС в систему образования повышаются требования к личностным и профессиональным качествам педагога. Именно перед ним, современным педагогом, носителем современных общественных изменений, стоит первоочередная задача — воспитание компетентной, творческой личности, способной к продуктивной жизнедеятельности в новых общественных условиях. Создание гибкой и мобильной системы обучения для профессионального развития позволит молодым педагогам сформировать их мотивации к саморазвитию. Эта система отражает важную потребность в поддержке со стороны опытных преподавателей, готовых оказать практическую и теоретическую поддержку и обеспечить профессиональное развитие на рабочем месте. Поэтому в образовании всё чаще стала использоваться такая форма работы, как наставничество. Именно наставник отвечает за реализацию информационной, организационной, обучающей и других функций, обеспечивает условия для адаптации и непрерывного профессионального образования начинающего педагогического работника.
Наставничество используется в обучении и развитии разных категорий сотрудников с различными целями:
— со старшеклассниками (для целей профориентации);
— со студентами-стажерами (для задач углубления профессионального образования и подготовки к возможной будущей профессиональной специализации);
— с новыми сотрудниками (для задач адаптации в компании, ускоренного освоения норм и требований, вхождения в полноценный рабочий режим);
— с руководителями (для задач подготовки к развитию управленческой карьеры, переходу на более высокие уровни управления) [6, стр.73].
В наши дни очень много говорят о теме наставничества. Эта тема отражена в муниципальных и федеральных проектах, поэтому можно с уверенностью сказать, что наставничество сейчас не только осознанная необходимость в образовании, но и популярный тренд. В России реализуется национальный проект, который предусматривает, что к 2024 году не менее 70 % обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Существует множество определений понятия наставничества, приведем некоторые из них.
В СССР наставничество являлось формой коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве мастерами, опытными рабочими. В различных формах существовало с 30-х гг. ХХ века, особенно распространилось с 70-х годов [5, с. 26].
В современном мире наставничеством является тип подготовки к работе, обеспечивающей занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне деятельности.
Основные задачи деятельности наставника пытались определить ученые и философы всех времен.
Например, Сократ считал, что главной задачей наставника является пробуждение мощной духовной силы ученика. Исходя из главного положения Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю», ученик и учитель находятся на одном уровне, в их учении рождается истина.
Платон говорил, что учителя становятся правителями, так как они имеют власть над умами учеников.
Жан-Жак Руссо полагал, что наставник должен обладать искусством уметь ничего не делать с учеником.
К. Д. Ушинский вовсе считал, что гордиться своим опытом наставничества нельзя. Это приводит к тому, что педагог только задает уроки и спрашивает их. Теоретические и практические знания должны дополнять друг друга.
В наши дни зарубежом методу наставничества уделяется большое внимание. Наставничество является наиболее эффективной формой профессиональной адаптации, которая способствует повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. В современном понятии наставничество является перспективной образовательной технологией, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые компетенции быстрее, чем традиционные способы. В программу наставничества входят наставник и наставляемый. Наставник помогает молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, а наставляемый в свою очередь при помощи наставника решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи. Для достижения поставленных задач наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, пользоваться авторитетом в коллективе, а также быть готовым передавать свой опыт. Необходимо отметить, что процесс наставничества строится следующим образом: наставник воздействует на воспитанника, а тот, в свою очередь, поступками, личностными изменениями дает наставнику обратную связь, помогая корректировать процесс наставничества [4, с. 93].
Отсутствие опыта и специальных знаний определяет собственную несостоятельность педагога. Такой педагог боится критики администрации, постоянно волнуется, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит. Он не способен ни на творчество, ни, тем более, на инновации. Проблема также в том, что с первого дня работы начинающий педагог имеет те же самые обязанности и несёт ту же ответственность, что и педагог с многолетним стажем, и все вокруг ожидают от них одинаково безупречного профессионализма. В большинстве случаев, неудовлетворенность молодых педагогов своей работой полностью лежит на совести администрации и, прежде всего, старшего воспитателя, психолога, педагогического коллектива.
В понятии наставничества выделяются следующие формы:
— индивидуальная (предполагает персонализированное сопровождение наставляемого);
— групповая (сопровождение одним наставником группы наставляемых, обладающих одним образовательным направлением);
— коллективная (организация наставничества в работе с коллективом, обладающим различными образовательными направлениями);
— взаимная (организация взаимной поддержки наставляемых, обладающих различными образовательными направлениями);
— онлайн (поддержка наставляемых, находящихся в удаленном доступе).
Методы наставнической деятельности отличаются большим разнообразием. Среди основных (общеупотребительных) методов наставнической деятельности можно обозначить:
— методы организации деятельности сопровождаемого (группы сопровождаемых), выступающей фактором его развития и накопления личностно значимого опыта;
— организация обсуждения (беседа, групповая рефлексия), в процессе которого осуществляются оценка и осмысление опыта, полученного в деятельности;
— создание специальных ситуаций (развивающих, деятельностных, коммуникативных, проблемных, конфликтных), расширяющих опыт наставляемого и активизирующих процессы его развития;
— создание внешних условий среды освоения деятельности (в том числе предметно-пространственной среды, оптимальной для развития наставника);
— методы диагностико-развивающего и контролирующего оценивания;
— методы управления межличностными отношениями в группе наставляемых;
— нетворкинг — метод организации контактов и взаимодействия сопровождаемых с актуально и перспективно значимыми социальными;
— методы актуализации индивидуальной мотивации и фасилитации;
— личный пример (наставник как носитель образа «успешной взрослости», эффективных стратегий самообразования и саморазвития, профессионализма, обладающий определенными компетенциями и демонстрирующий определенные образцы деятельности);
— информирование (в том числе в форме инструктирования);
— консультирование.
Для достижения наилучших результатов в процессе наставничества выделяют следующие этапы:
— адаптационный (наставник знакомится с наставляемым и оценивает уровень его профессиональной компетентности);
— основной (в совместной деятельности реализуется программа адаптации и наставник помогает наставляемому составить свою программу профессионального роста);
— контрольно-оценочный (наставник оценивает уровень профессиональной компетентности наставляемого) [1, с. 98].
Таким образом, наставничество является трудоемким процессом для успешной адаптации молодых педагогов. По мере углубления профессионального участия положительная оценка наставника становится более важной, чем когда-либо. Именно здесь становится важным признание даже небольших успехов.
Подводя итоги, можно отметить, что роль наставника в современном образовании имеет большое значение в становлении молодого педагога. Специалисты быстро проходят адаптацию на новом рабочем месте, чувствуют уверенность не только в своих силах, но и в правильном выборе профессии. Работа с молодыми педагогами также помогает наставнику повысить свою профессиональную компетентность, так как используются передовые технологии и приобретаются новые навыки, взгляды.
Литература:
- Ахметова С. Г. Новые образовательные технологии в организации неформального обучения персонала компаний // Креативная экономика. — 2012. — № 7. — С. 98–104.
- Багракова, А. Я. Наставничество в организации / А. Я. Багракова // Управление развитием персонала. — 2008. — № 4.
- Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 3. — С. 4–18.
- Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века //Экономика и образование. — 2016. — С. 92–112
5. Льюис Г. «Менеджер-наставник. Стратегия воспитания талантов и передачи знаний». — М.: изд-во Баланс клуб, 2002. — 192 с.
- Невская Л. В., Эсаулова И. А. Система развития инновационного кадрового потенциала предприятий // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. — 2013. — № 21. — С. 72–76.