Введение. Рост количества случаев травматизма детей разного возраста в современном мире постоянно приводит к появлению угроз для их жизни и здоровья. При этом стоит отметить, что дети всё время окружены факторами, способными спровоцировать травму, но в силу возраста они могут не осознавать опасности объекта, соответственно не проявлять должного внимания.
Травматизм — это совокупность травм, полученных при определённых одинаковых условиях у нескольких лиц или же групп людей за определённый промежуток времени. В случае получения травмы ребёнком нужно учитывать, что существенное значение имеют психомоторные, психологические, анатомические особенности, а также физическое и умственное развитие конкретного индивидуума. Возраст, половая принадлежность, социальное положение, успеваемость являются факторами риска травматизации школьников и детей дошкольного возраста.
Актуальность. По статистике каждый второй подросток хотя бы раз получал травму на лестнице. Эти строительные сооружения сопровождают нас повсюду: школа или садик, крыльцо дома, подземные и наземные переходы, железнодорожные мосты, эскалаторы и различные муниципальные учреждения. Нередко можно встретить нарушения в конструкции, которые способны провоцировать лестничную травму не только у ребёнка, но и взрослого человека. Перепады высоты ступеней, различная их ширина и скользкое покрытие, крутизна и наклон лестницы часто являются причиной падения. В такой ситуации легко подвернуть ногу, оступиться или соскользнуть со ступени, при этом уровень наклона лестницы увеличивает высоту падения и силу удара, а углы ступеней повышают вероятность получения переломов костей.
Цели и задачи. Проанализировав актуальность и частоту встречаемости данной проблемы, мы пришли к выводу о необходимости освещения данной проблемы, а также разработке новых, либо применения старых способов, способных обезопасить нахождение детей всех, что не мало важно, возрастов на лестничном пространстве. Таким образом перед нами стало несколько основных задач:
— Провести исследование на данную тему
— Проанализировать статистические данные
— Разработать или найти способы, или мероприятия, предупреждающие детский лестничный травматизм
Методы. Для точного определения важности данной проблемы мы с коллегами провели небольшое исследование в виде опроса и сбора статистики по травматизму детей и подростков республики Крым. Нам было важно узнать непосредственно от самих пострадавших в такой ситуации детей и подростков, что именно стало причиной падения, как это произошло, и как часто они с таким сталкивались. Помимо этого, мы учли случаи обращения в госпиталь детей, получивших травмы при передвижении по лестнице.
В ходе опроса мы выяснили, что более 70 % участников падали на лестнице и получали различного рода травмы минимум 1 раз в жизни, из них 25 % сталкивались с травматизмом на лестнице более 3 раз. Это стало причиной нашего дальнейшего исследования. На вопрос по какой причине произошло падение чаще всего встречался ответ: «неосторожность», «узкий пролёт лестницы», «скользящие покрытие ступеней», «ширина ступени слишком мала», «подступенок слишком высокий», реже «скользкая подошва обуви». Также самыми часто встречающимися причинами травм на лестницах являются быстрое движение по ступеням или перешагивание через 1–2 ступени, невнимательность и несоблюдение требований к устройству лестничного пространства. Опрошенные отмечали, что достаточно часто встречаются случаи открывания дверей на лестничную площадку, отсутствие антискользящего покрытия, загромождение лестничной клетки.
Рис. 1. Строение элементов одного лестничного марша
Таким образом, из-за технических и организационных нарушений лестница становится потенциально опасной зоной для ребёнка. Дети в силу своего возраста не могут оценить важность внимательности при передвижении по лестнице и чаще всего в школах и других детских учреждениях можно встретить бегающих по лестницам детей, которые прыгают и сталкиваются друг с другом.
Были проведены замеры количества, высоты и проступи ступеней, высоты перил в дошкольных детских учреждениях и школах. Особое внимание было уделено покрытию ступеней, которое, к сожалению, в 60 % случаев является скользким, соответственно не безопасным для детей. Лестничный проход чаще всего достаточно узкий и не способен пропускать два потока учеников без столкновений. Также было отмечено отсутствие контроля со стороны администрации и штата сотрудников за передвижением детей по лестницам. Лестничные перила, как показало исследование, тоже не могут в полной мере обеспечить спуск или подъём по лестнице, так как для слишком высоки и неудобны для учеников младших классов. Так, по данным опроса и проведенных замеров можно сделать вывод, что требования к лестничным пространствам требуют корректировки, согласно анатомо-физиологическим и психическим особенностям детей.
Однако лестничный травматизм существует, и каждый день из-за него здоровье детей подвергается угрозе. Для определения более точных данных о видах травм, полученных на лестничном пространстве у детей, мы прибегли к статистике обращений в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым «Республиканская детская клиническая больница» с 1 января 2022 по 31 декабря 2022. В среднем хотя бы один ребёнок в день поступает с травмами при падении с лестницы. За приведённое время насчитывается 328 обращений. Основная масса пациентов поступала с подозрением на черепно-мозговую травму и была направлена на лечение стационар отделений неврологии или нейрохирургии. Меньшая часть обратившихся жаловалась на боли в конечностях и пальцах. Из них с переломом в стационар было направлено 3,35 % детей, в том числе 1,22 % вследствие перелома со смещением лучевой кости; 0,91 % с переломом пястных костей и голеностопного сустава; 0,3 % с переломом надколенника.
Но в связи с тем, что не каждый пострадавший обращается за помощью в медицинское учреждение, следует взять во внимание статистику опроса, где 73 % опрошенных падали на лестнице, чаще всего встречаются ушиб-43 %, растяжение-10 %, вывих-4 % и перелом-4 % По мимо этого есть травмы челюстно-лицевого отдела (рис. 2).
Рис. 2. Частота встречающихся травм
Заключение. Так, ушибы и черепно-мозговые травмы являются постоянными повреждениями на лестничных пространствах среди детей. Чтобы предотвратить частую травматизацию, следует контролировать поведение учеников и воспитанников, рекомендовать родителям покупать обувь с резиновой подошвой, которая не скользит. Одним из способов обеспечения безопасности может быть использование цветовых указателей направлений движение по лестнице, установка двухъярусных перил для детей разного возраста, а также применение нескользящих накладок на ступенях, чтобы о них нельзя было споткнуться. Конечно, правильное обустройство лестниц, соблюдение правил их эксплуатации в детских садах, школах и других учреждениях очень важно, но давайте не забывать, что детей этому нужно научить, ведь в силу своего возраста, они не осознают опасности, которая может им грозить во время беспечных игр на лестничном пространстве. Поэтому следует освещать данную тему на организационных мероприятиях, классных часах или воспитательных беседах с детьми, чтобы со временем привлечь их внимание к важности соблюдения правил поведения и передвижения по лестнице в различных ситуациях