В статье рассматриваются основы государственного управления и регулирования в сфере торговли. Особое внимание уделяется вопросам создания условий, способствующих обеспечению возможности реализации различных прав и свобод человека и гражданина в сфере торговли.
Ключевые слова: сфера торговли, Российская Федерация, государственная услуга, обеспечение законности.
Актуальность изучения сферы предоставления государственных и муниципальных услуг с различных точек зрения, в том числе с точки зрения эволюции правового регулирования данной сферы, обусловлена ее тесной взаимосвязью с интересами человека и гражданина. Конституцией Российской Федерации установлено, что наша страна является социальным государством и ее политика должна быть направлена на создание условий, способствующих обеспечению возможности реализации различных прав и свобод человека и гражданина. Объект исследования — законность и правопорядок в сфере торговли.
Предмет — административно-правовое обеспечение законности административной правоприменительной деятельности в сфере торговли.
Цель работы состоит в анализе и исследовании сущности административно-правовых основ государственного управления и регулирования торговли.
В процессе исследования решаются следующие задачи:
— изучить административную ответственность в сфере торговли;
— проанализировать проблемы в практике обеспечения законности в сфере торговли.
Практическая значимость работы заключается в составлении эффективных рекомендаций по совершенствованию механизма обеспечения законности и дисциплины в сфере торговли.
Права и свободы человека являются высшей ценностью, поэтому предоставление государством своим гражданам качественных и доступных услуг является показателем уровня развития государства. Включение России в единое мировое политическое пространство и поддержание в нем достигнутых позиций невозможно без надлежащего обеспечения на территории нашей страны прав и свобод человека и гражданина, в особенности в условиях сложившейся в настоящее время мировой политической ситуации.
Обеспечение законности правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, иных органов публичного управления осуществляется при помощи различных организационно-правовых механизмов и направлено на постоянное поддержание режима соблюдения при осуществлении указанной деятельности требований законов и иных нормативных правовых актов, на его восстановление в случае нарушения данных требований, а также на предупреждение подобных нарушений в будущем. Одним из таких организационно-правовых механизмов выступает административно-правовое обеспечение законности в сфере административного правоприменения. В общей теории права в качестве важнейшего элемента обеспечения законности в деятельности органов публичной власти, поведении граждан и организаций выделяются гарантии законности. Под гарантиями законности понимаются условия, факторы, средства, в силу которых обеспечивается полное и последовательное проведение в жизнь требований законности, соблюдение режима законности. При этом гарантии законности подразделяются на общие (экономические, политические, идеологические и др.) и специальные — юридические гарантии. Последние определяются в литературе по теории права как закрепленные в юридических нормах правовые средства, непосредственно направленные на обеспечение законности, в число которых входят меры: по совершенствованию действующего законодательства; выявлению и пресечению нарушений законности (контроль и надзор); восстановлению (защите) законности; привлечению нарушителей законности к юридической ответственности; профилактике (предупреждению) нарушений законности.
Юридическое обеспечение законности рассматривается как специальная деятельность органов власти, управления, судебно-прокурорских органов, ведущих борьбу с нарушениями законности. П. М. Рабинович выделил следующие цели применения правовых гарантий законности:
предотвращение (упреждение) возможных правонарушений;
выявление (обнаружение), устранение правонарушений;
ликвидация отрицательных последствий, предупреждение правонарушений;
минимизация совершения правонарушений (общая и частная превенция).
Глава 2 Конституции Российской Федерации устанавливает права и свободы человека и гражданина [1].
Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрены следующие некоторые случаи, при которых заявитель может обратиться с жалобой:
— нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
— нарушение срока предоставления государственной услуги;
— требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги.
Обеспечение комфортных условий для получения услуги и предоставление достоверной и полной информации о государственной услуге является залогом повышения качества и доступности государственных услуг.
Проведение административной реформы в Российской Федерации вызвало появление в юридической теории и практике категории «государственные услуги» [3].
Административная реформа — комплексные изменения в системе государственного управления: как в функционировании самих органов администрирования (внутренние административные процессы и процедуры), так и в организации взаимодействия с гражданами и различными общественными институтами и организациями [4].
Как предусматривается ст. 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение граждан — это направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления [2].
Таким образом, само появление в законодательстве понятия «государственные услуги», развитие правового регулирования процесса их оказания свидетельствует о новой, хочется надеяться — более качественной ступени развития взаимодействия органов власти и граждан. Что же такое государственные услуги? Термин «услуга» встречается как в сфере частного, так и публичного права. Оказание услуг представляет собой, во-первых, один из объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ).
Гражданский кодекс РФ (ст. 779) подразумевает под услугой совершение определенного действия или осуществление определенной деятельности. В теории гражданского права предложено большое количество понятий услуги и единства мнений ученых по этому вопросу нет.
Приведем только одно определение, которое, на наш взгляд, более точно и полно отражает сущность услуги: услуга выражается «в виде определенной правомерной операции, т. е. в виде ряда целесообразных действий исполнителя либо в деятельности, являющейся объектом обязательства, имеющей нематериальный эффект, неустойчивый вещественный результат, либо овеществленный результат, связанный с другими договорными отношениями, и характеризующейся свойствами осуществимости, неотделимости от источника, моментальной потребляемости, неформализованности качества» [5].
Что же касается управления в сфере торговли и услуг, важное значение в функционировании всей экономики имеет торговая деятельность, т. е. вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Торговля подразделяется на внутреннюю и внешнюю, оптовую и розничную. Общие правовые основы административно-правового регулирования торговой деятельности определены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Объектом управления в сфере торговли и услуг выступают как потребительский рынок в целом, так и различные правоотношения, которые складываются в ходе его развития. Надо сказать, что в сфере торговли и услуг складываются различные правоотношения: гражданские, налоговые, информационные, но значительную группу отношений в сфере торговли и услуг образуют отношения административно-правового характера. Данные отношения складываются в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере торговли и услуг, лицензирования отдельных видов деятельности, регистрации субъектов хозяйственной деятельности, а также в связи с привлечением граждан и юридических лиц к административной ответственности. Субъектами, осуществляющими соответствующие правоотношения в сфере торговли и услуг, являются различные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти как федерального уровня, так и регионального уровня в сфере торговли и услуг, в пределах своей компетенции, осуществляют:
государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, за качеством и безопасностью товаров народного потребления;
деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений в сферу торговли и услуг недоброкачественных товаров.
Подводя итоги, хочется сказать, что развитие общества требует от государства изменения административного управления в направлении повышения его эффективности и качества предоставляемых государственных услуг.
В сложившейся ситуации одной из главных задач является обеспечение эффективности осуществления процесса раскрытия, расследования и предупреждения правонарушений. В немаловажной степени это решается посредством разработки новых частных методик расследования отдельных видов правонарушений, в том числе в сфере торговли.
Литература:
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Текст: электронный // Консультант: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 20.07.2023).
- Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // Консультант: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения: 20.07.2023).
- Смирнова, А. А. О соотношении государственных услуг, функций и полномочий органов исполнительной власти / А. А. Смирнова. — Текст: непосредственный // Журнал российского права. — 2015. — № 3. — С. 120.
- Мониторинг в системе оказания государственных и муниципальных услуг как инструмент реализации стратегии повышения качества государственного и муниципального управления / под общ. ред. В. В. Маркина, А. В. Осташкова. М. / С,И 4, А. В. Осташков, С. В. Матюкин [и др.]. —:, 2008. — С.10.— Текст: непосредственный.
- Степанов, Д. И. Услуги как объект гражданских прав / Д. И. Степанов. —:, 2005. — 215 c. — Текст: непосредственный.