В последнее время люди всё чаще затрагивают проблему отсутствия интереса к чтению как среди взрослого населения, так и среди подрастающего поколения. Век информационных технологий существенно изменил роль чтения в жизни современного человека. Все реже можно увидеть людей разного возраста, читающих бумажную книгу. Возросло количество читающих с помощью цифровых технологий. Особенно это стало заметным при наблюдении за молодыми людьми и школьниками. Как правило, чтение произведений школьной программы заменяется ознакомлением с их кратким содержанием. Общение в соцсетях сводится к кратким комментариям, смайлам … Это является причиной того, что учащимся сложно понять и запомнить большой объем информации, содержащейся в тексте, и, как следствие, это влияет на успеваемость учащегося.
Введение федерального государственного образовательного стандарта призвано изменить подход к обучению подрастающего поколения. Школьники должны не только владеть базовыми навыками, но и уметь решать разные жизненные задачи, принимать важные и ответственные решения самостоятельно. Поэтому сегодня особенно актуален разговор о формировании функциональной грамотности.
Известно, что термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда функциональная грамотность включала в себя умения читать и писать, используемые в повседневной жизни. С тех пор понятие сильно изменилось и подразумевает овладение способностью извлекать информацию из разных источников и применять её при решении жизненных задач. В литературе можно встретить выделение учёными таких компонентов функциональной грамотности: читательская, языковая информационная, литературная, коммуникативная, математическая, социальная, естественно — научная.
Думаю, что многие согласятся с тем, что именно читательская грамотность является фундаментом для остальных компонентов. Бесспорным является и то, что основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где дети интенсивно обучаются различным видам речевой деятельности: письму, чтению, говорению, слушанию, работе с текстом. В последующих классах учащиеся расширяют круг своих способностей, обогащают их. Эту работу с учащимися ведут учителя- предметники. Что объединяет учителей, преподающих разные предметы? Конечно, работа с текстом. Именно разнообразные виды текстов являются основой любого учебника и источником познания для обучающихся. Формирование читательской грамотности учащихся основной школы является необходимым условием для успешного функционирования в современном мире.
Один из основных критериев уровня навыка чтения — полнота понимания текста, о которой могут свидетельствовать такие умения: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации, интерпретация текста, рефлексия содержания текста и его формы.
К основным навыкам читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика относятся:
— 1–6 классы — выделение основной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного;
— 7–8 классы — разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины;
— 9–11 классы — конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов.
Читательская грамотность — это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. У развитого читателя сформированы две большие группы навыков: способность получать из текста информацию и строить на ее основе суждения; умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний. Последний навык предполагает большую самостоятельность мышления и воображения. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы.
Текст может быть двух типов: сплошной (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция) и несплошной (содержать различные виды изображений (иллюстрации, схемы, таблицы, графики, карты). Визуальные материалы могут быть предложены и отдельно. Важным является и использование текстов разных по стилю: научных, деловых, художественных, публицистических и других. Возможность работы с ними школьник получает на занятиях по разным предметам. Особую роль выполняют предметы гуманитарного цикла, в частности уроки русского языка и литературы, так как текст здесь является содержанием многих категорий языкознания. Большое значение имеет комплексная работа с текстом, его лингвостилистический анализ, написание сочинений- рассуждений, составление синквейнов и другие виды работы.
Внимание к особенностям текстов, их композиции, стилистическому своеобразию убеждает учащихся в том, как важно свободно владеть речью, осознанно строить свои высказывания.
Разнообразная работа с текстом позволяет достигать следующих результатов: формирование положительной мотивации изучения русского языка и литературы, развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формирование творческого подхода к решению учебных задач, совершенствование речевого развития. Это положительно сказывается на самооценке ученика, его успешности в учёбе и социуме, способствует более активной позиции. Ученики приобретают уверенность, активнее участвуют в конкурсах, проектной деятельности, в различных мероприятиях, повышая свой культурный уровень и коммуникативные компетенции. Формирование навыков смыслового чтения является необходимым условием развития метапредметных компетенций обучающихся.
Формирование читательской грамотности не только помогает подготовиться к успешной сдаче ОГЭ, ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально- экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы.
Говоря о важности формирования читательской грамотности учащихся современной школы в условиях реализации ФГОС, хочется отметить актуальность слов великого педагога и писателя К. Д. Ушинского: «Уметь читать в широком смысле этого слова — значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл».
Действительно, формирование читательской грамотности — это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
Литература:
1. Анисимова Л. М. Формирование читательской грамотности. М., 2013.
2. Бродникова С. М. Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы. URL: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=6267 (дата обращения 06.02.2023).
3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 2001.
4. Как читать учебник. URL: https://ru.wikihow.com/читать-учебник (дата обращения: 18.06.2023).
5. Сметанникова Н. Н. Через чтение в мировое образовательное пространство. М., 2001.
6. Степанова Л. С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. — М., 2005.
7. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. М., 2015.