В статье рассматриваютсяэкзистенциальные аспекты профессиональной самореализации личности. Представлено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей взаимосвязи профессиональной самореализации с экзистенциальной исполненностью.
Ключевые слова: самореализация, свобода, ответственность.
Так как реализация личности в профессии тесно связана с саморазвитием и самореализацией, важно изучить существующие подходы к пониманию этого понятия. На данный момент существует множество различных определений самореализации. Однако они разрознены и иногда даже противоречат друг другу. Для исследования этого феномена ученые используют различные методы, при этом большинство исследований сосредоточены только на отдельных аспектах самореализации.
Наиболее распространенное понимание самореализации — это раскрытие и использование потенциала личности. Как проявление его способностей, склонностей и индивидуальности в какой-либо сфере или в жизни в целом. Данное определение встречается у таких ученых, как А. Маслоу и К. Роджерс, К. Юнг, а также у отечественных ученых: Е. Н. Ярославовой, Н. В. Водяновой, О. А. Милинису, С. П. Свидерской и Г. К. Чернявской и т. д. [2] [3] [4].
Если рассматривать данное понятие через призму экзистенциального подхода можно выделить некоторые важные аспекты. Например, В. Франкл рассматривал самореализацию сквозь призму понятия «смысл жизни». Он говорил: «Личность будет совершенствоваться по мере того, как он будет вверять себя чему-то, что выше него, делу, более великому, чем он сам». [6]
Также он опровергал теорию о том, что человек удовлетворяет свою потребность в самореализации, чтобы восстановить душевное равновесие: «Человеку нужен не гомеостаз, но то, что я называю ноодинамикой, то есть тот вид внутреннего напряжения, который поддерживает его постоянную ориентацию на реализацию конкретных ценностей, на реализацию смысла его существования». [6]
А. Лэнгле писал, что профессионала, удаленного от экзистенциальной действительности, может ждать эмоциональное выгорание. То есть если ему для работы всегда нужно переходить через себя и, если он не получает от действий никого удовольствия. [5]
Экзистенциальный подход смотрит на профессиональную самореализацию через категории свободы, ответственности, ценностей и реализацию смыслов.
Проанализировав труды Лэнге и Франкла, Агафонова Яна Валерьевна делает вывод, что психологическая свобода помогает позитивно воспринимать рабочие задачи, ставить достижимые цели, выстраивать отношения с коллегами, руководителями и получать удовольствие от работы. [1]
Связь между свободой и профессиональной самореализацией заключается в том, что люди свободны выбирать свой путь, но несут ответственность за свой выбор и самореализацию. Свобода не означает свободу желаний, а скорее то, что несмотря на ограничения и обстоятельства жизни, человек свободен выбирать как к ним относиться.
Профессиональная самореализация тесно связана со смыслами и ценностями, которые человек использует при выборе профессии, принятии решений на работе. Поэтому Франкл и говорит о том, что каждый имеет свое предназначение. Ведь уникальность каждого человека влияет на его жизнь по-разному. [6]
Несмотря на теоретический обзор проблемы экзистенциальных аспектов профессиональной самореализации, все еще остаются некоторые вопросы. В частности, как и какие именно экзистенциальные аспекты в жизни человека влияют на уровень профессиональной самореализации. И есть ли связь между ними и экзистенциальной исполненностью.
Для прояснения данной проблемы было проведено исследование, с использованием следующих психодиагностических методик: «Шкала экзистенции» разработанный А. Лэнгле и «Тип и уровень профессиональной самореализации» А. Гавриловой. В исследовании приняли участия 34 человека из разных профессий в возрасте от 20 до 57 лет.
Таблица 1
Результаты расчета коэффициентов корреляции Спирмена между уровнем профессиональной самореализации и шкалами экзистенции
Названия шкал |
Возраст |
Стаж |
Целевой компонент |
Ресурсный компонент |
Феномено-логический компонент |
Уровень профессиональной самореализации |
Возраст |
1,00 |
0,85 ** |
0,51 ** |
0,28 |
0,52 ** |
0,61 ** |
Стаж |
0,85 ** |
1,00 |
0,34 * |
0,29 |
0,46 ** |
0,51 ** |
Ответственность |
0,13 |
0,05 |
0,28 |
0,34 |
0,44 * |
0,49 ** |
Свобода |
0,28 |
0,16 |
0,42 * |
0,24 |
0,45 ** |
0,51 ** |
Самотрансценденция |
0,36 * |
0,33 |
0,29 |
0,45 ** |
0,48 ** |
0,54 ** |
Самодистанцирование |
0,45 ** |
0,42 * |
0,47 ** |
0,13 |
0,49 ** |
0,51 ** |
Персональность |
0,45 ** |
0,42 * |
0,43 * |
0,44 * |
0,58 ** |
0,65 ** |
Экзистенциальность |
0,21 |
0,11 |
0,35 * |
0,29 |
0,45 ** |
0,52 ** |
Исполненность |
0,31 |
0,22 |
0,40 * |
0,37 * |
0,51 ** |
0,58 ** |
* — корреляции статистически достоверны (р≤0,05). ** — корреляции статистически достоверны (р≤0,01). Жирное начертание — заметная связь. Курсив — умеренная связь
Как можно увидеть из таблицы уровень профессиональной самореализации положительно коррелирует со всеми шкалами экзистенции — ответственностью, свободой, самотрансценденцией, самодистанцированием, персональностью, экзистенциальностью, исполненностью, а также со стажем работы и возрастом респондентов. Это означает, чем больше у человека способность создания внутреннего свободного пространства, ощущать ценности, решаться, чем более человек ответственен, открыто воспринимает мир и себя, решительно включается в мир, чем больше наполнена смыслом экзистенция личности, а также чем дольше человек живет и работает, тем выше его саморегуляция, самоуправление, а также рефлексия, активность и осознанность профессиональной позиции, тем выше его уровень профессиональной самореализации.
Это характерно и для феноменологического компонента, который также положительно коррелирует со всеми шкалами экзистенции. Однако в этом случае больше шкал с умеренной связью. Это ответственность, свобода, самотрансценденция, самодистанцирование, экзистенциальность. Высокий уровень феноменологического компонента выражаться в карьерном успехе, высоком профессионализме, продуктивности деятельности, и удовлетворенности трудом.
Умеренная положительная корреляция у ресурсного компонента со следующими шкалами — самотрансценденцией, персональностью и исполненностью. Чем больше наполнена смыслом экзистенция личности, его способность ощущать ценности, чем более открыто воспринимает мир и себя, тем больше у человека энергетические ресурсы и ресурсы самосознания.
У целевого компонента положительная заметная связь только с возрастом респондентов. А со свободой, персональностью, исполненностью и стажем работы положительная умеренная связь. Целевой компонент выражает ценность, приоритет профессиональной деятельности для человека, его мотивированность и наличие конкретных целей. Чем больше наполнена смыслом экзистенция личности, чем более открыто воспринимает мир и себя, а также чем дольше человек живет и работает, тем больше выражен этот компонент.
Возраст респондентов имеет умеренную положительную связь также с самотрансценденцией, самодистанцированностью и персональностью. Чем больше возраст человека, тем больше его способность создания внутреннего свободного пространства, ощущать ценности тем более открыто он воспринимает мир и себя. У стажа работы такая же связь с данными шкалами, кроме самотрансценденции. С ним теснота связи слишком низкая.
Литература:
- Агафонова, Я. В. Роль психологической категории свободы в профессиональной деятельности личности / Я. В. Агафонова // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 52–2. — С. 244–250.
- Афанасенкова Е. Л., Васягина Н. Н. «Саморазвитие и самореализация педагогических работников в профессиональной деятельности» // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 2
- Костакова И. В., Белоусова (Григорьева) С. С. психологическая основа профессиональной самореализации личности. // национальный психологический журнал — 2014. — № 3(15) — с.84–89.
- Кулишевская И. В. «Изучение феномена самореализации личности в психологической науке " // Психолого-педагогический поиск. Научно-методический журнал. — 2018. — № 4(48). — С. 186–192.
- Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа //Вопросы психологии. — 2008. — Т. 2. — С. 3–16.
- Франкл В. Воля к смыслу. Основы и применение логотерапии //М.: Изд-во Институт общегуманитарных исследований. — 2015. — С. 144.