В статье повествуется о том, какую роль играют финансы в устройстве общественных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства; о сущности финансов в целом и их функциях
Ключевые слова: национальный доход, отношение, финансы, Российская Федерация, количественная сторона, общественное производство
Развитие Российской Федерации возможно только при активном и рациональном использовании государственных и муниципальных финансов как инструмента влияния на социально-экономические процессы. Становления общества вызывает необходимость теоретического осмысления самого смысла финансов, их роли и влияния на все грани общественного и государственного развития.
Финансы нужны для распределения стоимости общественного продукта, что показывает их важность и необходимость. Именно существование категории финансов является причиной, которая позволяет обществу развиваться.
Финансы играют важнейшую роль в устройстве общественных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства. Финансы — неотъемлемая часть указанных отношений и одновременно выступают важным инструментом реализации государственной политики. Поэтому необходимо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного и результативного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
В настоящее время финансовая сфера деятельности тесно связана с личным благополучием каждого, поэтому её необходимо знать хорошо. Количество прибыли и размер налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств в производство и социальную сферу и т. п. –всё это неразрывно связано с финансами и функциями финансов.
Финансовое право — быстрыми темпами развивающаяся отрасль в системе российского права. Ясно, что имя отрасли обусловлено термином «финансы» и связано с денежными отношениями. При этом имеются в виду не каждые, а особые денежные отношения. Не зря эта отрасль права именуется финансовым, а не, например, денежным правом.
Термин «финансы» пришел к нам из латыни. Издавна считается, что он ведет свое происхождение от средневекового латинского термина «financia» [1], который использовался еще в восемнадцатом веке в торговых городах Италии в смысле уплаты денежных средств.
Финансовые отношения в разные времена определялись по-разному, например, как система экономических отношений, складывающихся в сфере образования и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов) в результате распределения и перераспределения валового национального продукта.
Финансы — это одна из частей экономических отношений общества, которая развивается благодаря существованию товарно-денежных отношений и государства, которое в свою очередь использует механизм финансов для выполнения своих задач. Государство не может реализовать выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, воплощать свою внутреннюю и внешнюю политику, не располагая финансовыми ресурсами, и не используя широкие возможности влияния на указанные явления с помощью финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, которое призвано решать главные задачи муниципалитета, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.
В настоящий момент в государствах с различным общественно-политическим строем используются и другие экономические инструменты: валюта, прибыль, себестоимость др. Каждый из них выполняет свои функции, выражающиеся в сущности и значении этих инструментов в развитии общества. Финансы отличаются от всех них своими специфическими функциями [2].
Рыночным отношениям необходимо увеличение роли экономических, в том числе и финансовых механизмов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления, которые практиковались еще в советском союзе. Развитие рыночных отношений вызвано общественным разделением труда, делегированием, наличием разных форм собственности и организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. Следовательно, распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление различных форм собственности и становления рыночного механизма показывает перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации, но финансы не берут в себя всей сферы денежных отношений. В них содержатся только те из них, с помощью которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений.
Для публичных финансов сущностными признаками являются: денежный характер сопутствующих экономических отношений, безвозмездность и безвозвратность платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и муниципальные бюджеты и во внебюджетные фонды, обязательность и принудительность денежных отношений с субъектами и населением [3].
Неизбежность функционирования финансов связана с существованием государства и его необходимостью в финансовых ресурсах. По своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства. Данная совокупность образует финансовые ресурсы страны. Суть финансов в качестве экономического механизма определяется не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций.
Финансы –экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, которые необходимы для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд.
Как следствие функционирования финансов создаются, распределяются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство, обеспечение экологической безопасности, удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т. п.), обеспечение обороны страны и др. Финансы — необходимый инструмент регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на нее.
Смысл финансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, несмотря на то, что она и является важной, а в содержании общественных отношений, возникающих при функционировании этого механизма, реализации свойственных именно ему функций [4].
Функции определяют социально-экономическую роль финансов и их суть. С помощью финансов происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.
Суть распределительной функции заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению для выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Результатом распределения является поддержание эффективной структуры капитала и формирование и использование целевых фондов денежных средств.
Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу [5].
Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.
В результате перераспределения образуются вторичные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, объемом, структурой средств производства и предметов потребления — с другой.
Таким образом, от того, как понимается сущность государственных финансов, зависит четкое функционирование финансовой системы государства. Государственные финансы в целом позволяют качественно и комплексно воздействовать на реальный сектор экономики.
Публичные финансы составляют часть финансовой системы страны. По экономической сущности государственные финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.
Финансовое регулирование является одним из главных рычагов в экономическом развитии. Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется как динамичная, постоянно развивающаяся система. Финансы являются неотъемлемой частью как экономики, так и социальной сферы.
Литература:
- Универсальный учебный экономический словарь. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — С. 69.
- Химичева, Н. И. Финансовое право: учеб.-метод. комплекс / Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. — Москва: Норма, 2005. — С. 8.
- Ковалев В. Сущность и функции финансов фирмы / Ковалев В. — Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика.. — 2005. — № № 1. — С. 63.
- Белоусов, Д. С. Финансовое право: курс лекций / Д. С. Белоусов. — Москва: Экзамен, 2007. — С. 7.
- Эриашвили, Н. Д. Финансовое право: учебник / Н. Д. Эриашвили. — Москва: Норма, 2011. — С. 9.