В статье раскрываются вопросы рассмотрения обращений граждан и организаций в системе МВД России как элемент реализации конституционного права на обращение, правовые аспекты. Обозначены некоторые проблемные вопросы и намечены пути их решения.
Ключевые слова: рассмотрение обращений граждан, Российская Федерация, местное самоуправление, территориальный орган МВД России.
Одним из важнейших условий существования демократического государства является реализация прав граждан на свободу слова, выражения своего мнения, а также принятие участия в повышении эффективности работы государственных учреждений и организаций путем внесения соответствующих предложений. Созданный в Российской Федерации институт обращений призван обеспечить обратную связь между человеком и государством. Именно поэтому данное право закреплено в Конституции нашей страны. Одним из основных фактов подтверждения необходимости института обращений граждан, определяющим актуальность выбранной темы, стало принятие Президентом Российской Федерации Указа от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» [4], установившего единую для всех органов и организаций, осуществляющих публично значимые функции, систему отчетности о результатах рассмотрения обращений, а также мер реагирования на них.
Органы внутренних дел Российской Федерации являются самым многочисленным органом исполнительной власти в числе правоохранительных структур, напрямую взаимодействующим с гражданским обществом, и постоянная взаимосвязь с гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, объединениями граждан, юридическими лицами является важнейшим условием организации их эффективной работы. Необходимость изучения тенденций поступающих обращений вызвана все возрастающим количеством их поступления в адрес органов внутренних дел. Так, в 2021 году в адрес Министерства внутренних дел РФ и его руководства поступило 277 155 обращений граждан и организаций, что на 17,8 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (235 239). В сравнении с количеством учтенных обращений в 2017 году (198 960), за последние 5 лет прослеживается отчетливый тренд увеличения их числа на 39,3 %. По итогам 2021 года возросло на 26,8 % (с 91 467 до 115 938) количество обращений с официального сайта МВД России [7].
Необходимость совершенствования форм и методов работы сотрудников органов внутренних дел обусловлена динамически меняющимися внутренними и внешними факторами социально-экономических условий жизни граждан, при этом механизм общественных отношений при рассмотрении обращений граждан должен сопровождаться оптимизацией его организационно-правового обеспечения.
Проблемы реализации прав граждан на обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и к их должностным лицам, в иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам привлекают внимание ученых. В их числе можно назвать Э. Р. Адамову, А. Н. Балашова, Л. В. Лукьянчикову, и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в рамках деятельности по рассмотрению обращений в органах внутренних дел Российской Федерации.
Предметом исследования являются теоретические, правовые и организационные аспекты учета обращений в органы внутренних дел.
Целью исследования является рассмотрение обращений граждан и организаций в системе МВД России как элемент реализации конституционного права на обращение, правовые аспекты.
Это определило необходимость решения следующих задач:
— проанализировать нормативную правовую базу регулирования рассмотрения обращений граждан и организаций в Российской Федерации;
— предложить организационные условия, необходимые для оптимизации процесса рассмотрения обращений граждан и их учета в территориальных органах МВД России.
Научная новизна исследования определяется актуальностью темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), а также результатами проведенной работы, в ходе которой определены правовые и организационные основы механизма учета обращений граждан в системе МВД России. Конкретно, научная новизна проявилась в том, что автором:
— предпринята попытка выявить факторы, которые влияют на распределение обращений по классификаторам в территориальных органах МВД России;
— сделан вывод о том, что совершенствование системы учета обращений является одним из факторов обратной связи между гражданами и всеми органами и организациями, осуществляющими публично значимые функции;
— определена роль института обращений граждан в оценке деятельности органов внутренних дел.
В качестве одного из доступных ресурсов оптимизации и совершенствования учета обращений граждан автор видит внедрение передового опыта и внесение изменений в технологию отнесения обращений по типовым классификаторам непосредственно исполнителями, которые занимаются рассмотрением поступивших обращений, а также совершенствование контрольной деятельности подразделений делопроизводства и режима.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в предпринятой автором попытке внести определенный вклад в теорию учета обращений граждан и организаций в части расширения полномочий сотрудников, непосредственно занимающихся рассмотрением обращений в правоохранительной сфере.
В настоящее время право гражданина на обращение закреплено в статье 33 Конституции Российской федерации, принятой 12 декабря 1993 г. В статье указано, что «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления» [1].
Вместе с тем принятие новой Конституции не решило конкретных вопросов, разрешающих механизмы порядка подачи, сроков рассмотрения, направления ответов гражданам и ответственности должностных лиц. В течение длительного периода субъекты правоотношений руководствовались действующими на тот период распорядительными документами, принятыми еще в эпоху существования СССР. Данные предпосылки явились основанием для разработки единого нормативного правового акта, устраняющего пробелы в законодательстве и идущего в ногу с современной действительностью.
В результате Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59-ФЗ) [3], устанавливаются правила, связанные с реализацией гражданином РФ статьи 33 Конституции Российской Федерации права на обращение в органы местного самоуправления и органы государственной власти.
В Законе № 59-ФЗ обращения разделены на следующие виды: предложение, заявление, жалоба, что позволяет гражданам как вносить предложения по совершенствованию работы государственных органов и организаций, так и обращаться за помощью в реализации своих прав и свобод.
Настоящим законом обращения классифицированы по различным категориям: по форме подачи — на письменные, устные, электронные; по субъекту, подготовившему обращение — на индивидуальные и коллективные; по виду власти, куда оно направлено: в органы государственной или муниципальной власти.
Немаловажным аспектом нормативного документа является то, что в нем установлены гарантии безопасности гражданина в связи с подачей им обращения либо жалобы, выражающиеся в запрете преследования и недопустимости разглашения сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Таким образом, принятие Закона № 59-ФЗ способствовало устранению несоответствий разницы эпох, устранило обозначенные пробелы в правовом поле и явилось отправной точкой к реализации 33 статьи Конституции России 1993 года.
Вместе с тем при проведении анализа действующего законодательства, автором работы установлено, что в настоящее время ни в одном из действующих нормативных актов четко не определено, какие именно организации и должностные лица относятся к осуществляющим публично значимые функции.
Данная неопределенность нашла свое отражение в трудах ученых, которые пытались установить функции и терминологию данного понятия.
Так, Е. В. Воскресенская в статье, посвященной субъектам саморегулирования, предлагает разграничить субъекты, осуществляющие публично значимые функции, на созданные государственной властью и частными лицами, при этом к первой группе можно отнести государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, госучреждения, государственные компании и корпорации и т. п., во вторую группу относятся организации и субъекты предпринимательской и профессиональной деятельности, которые подлежат саморегулированию в соответствии с действующим законодательством [6].
В связи с тем, что данные учреждения и организации функционируют на основе различных правовых актов, выполняют различные задачи и обладают свойственным только им функциями, правами и обязанностями, соответственно возникла необходимость разработки ведомственных нормативных документов, регламентирующих порядок обращений граждан в различные структуры, министерства и ведомства, отражающие специфику деятельности и конкретизирующими основные требования и положения Закона № 59-ФЗ.
Соответственно, руководствуясь ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», региональные субъекты РФ могут принимать не только законы, но и «иные нормативные правовые акты, устанавливающие положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение».
Анализ действующего регионального законодательства субъектов Российской Федерации показал, что на региональном уровне органов государственной власти разработаны собственные распорядительные документы, учитывающие специфику различных обращений.
В системе органов внутренних дел Российской Федерации приказом МВД России № 707 (далее — Приказ № 707) [5], установлен порядок рассмотрения обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в соответствии с Законом № 59-ФЗ.
В соответствии с указанными нормативными документами, обращением гражданина является направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина.
Все обращения, поступившие в органы внутренних дел (далее — ОВД), подлежат обязательной регистрации в срок не более трех дней с даты их поступления, за исключением жалоб на решения и действия должностных лиц ОВД при предоставлении государственных услуг, они регистрируются не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления.
Письменные обращения, поданные в территориальный орган внутренних дел непосредственно гражданином, принимаются сотрудниками дежурной части и регистрируются в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (далее — КУСП).
В обязательном порядке подлежат учету следующие сведения об обращении: регистрационный номер; дата регистрации; способ доставки; количество листов обращения и приложения к нему; фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) или инициалы гражданина; почтовый и (или) электронный адреса для направления ответа или уведомления; название организации, дата и исходящий номер, фамилия и инициалы лица, подписавшего обращение; краткое содержание; классификация по тематике; характеристика обращения; номера связанных с ним по обращений; резолюции по обращению; наименование подразделения, фамилия и инициалы лица, ответственного за рассмотрение обращения и уполномоченного на подписание ответа.
По обращению, относящемуся к компетенции ОВД, в течение семи дней со дня регистрации принимается одно из следующих решений: принятие к рассмотрению по существу; направление для рассмотрения в подразделение центрального аппарата Министерства, в самостоятельное подразделение; направить для рассмотрения по существу в подчиненный территориальный орган; приобщить аналогичное обращение к материалам проверки по первому обращению, если его рассмотрение не окончено; не проводить проверку по обращению (если оно признано уполномоченным должностным лицом безосновательным и некорректным по изложению или форме).
Следует отметить сроки рассмотрения обращений, поступивших в ОВД: в течение тридцати дней со дня их регистрации. В исключительных случаях, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина.
Исполнитель при рассмотрении обращения обязан: внимательно изучить содержание обращения, сведения, приобщенные документы и материалы; определить суть заявления; установить достаточность изложенных сведений, необходимых для принятия решения; уточнить при необходимости у гражданина дополнительные сведения или просит представить отсутствующие документы; установить факты и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения, обоснованность доводов заявителя; подготовить заключение по проверке по жалобе и ответа гражданину, или в государственный орган или должностному лицу, направившему обращение.
Кроме того, Приказом № 707 установлено, что при допущении нарушений при рассмотрении обращений в подразделении проводится проверка, по результатам которой виновные привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В системе органов внутренних дел наиболее распространенным способом проведения проверок являются служебные проверки.
В случае, если нарушения при рассмотрении обращений допущены должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, в соответствии со статьей 5.59 КоАП РФ [2], указанное нарушение может повлечь наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Таким образом, конституционное право граждан на обращения в органы государственной власти и в муниципальные органы форматизировано Федеральным законом № 59-ФЗ, в соответствии с которым в учреждениях и организациях, на которые возложено осуществление публично значимых функций, конкретизированы его основные положения. Институт обращений призван обеспечить обратную связь граждан с государством, при этом право направлять предложения, заявления и жалобы в органы публичной власти и в установленном порядке получать на них ответы, участвуя таким способом в управлении делами государства представляет собой субъективное право, при этом динамически меняющиеся внутренние и внешние факторы социально-экономических условий жизни граждан детерминируют необходимость своевременной оптимизации организационного обеспечения общественных отношений при рассмотрении обращений в части их объективного учета.
В ходе проведенного исследования установлено, что Конституцией России, Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», приказом МВД РФ от 12.09.2013 г.№ 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ» не установлено однообразие и четкая систематизация обращений по тематической принадлежности, вследствие чего треть всех обращений, поступивших в территориальные органы МВД России, а также в иные организации и подразделения системы МВД России, в соответствии с действующим тематическим классификатором отнесены в раздел иных вопросов, что определило потребность разработки новых методов учета обращений по их типовой принадлежности. В рамках настоящего исследования, на основе анализа статистических данных, характеризующих категориальное распределение поступающих в органы внутренних дел обращений, определена потребность внесения изменений в действующую систему классификации обращений путем формирования нового тематического классификатора на основе подразделений и служб органов внутренних дел, в компетенцию которых входит рассмотрение поступающих вопросов. В результате проведенной работы разработан тематический классификатор, введение которого позволит повысить эффективность аналитической работы по учету обращений и анализу вопросов, содержащихся в обращениях. В целях совершенствования процесса организационного механизма учета обращений автором предлагается реализовать идею возложения обязанностей по обязательной корректировке тематического классификатора обращения непосредственно исполнителями, рассматривающими обращение. Данная возможность может быть реализована в сервисе электронного документооборота добавлением реквизита «тематический классификатор» в контрольной форме при прикреплении ответа заявителю, при этом необходимо установить его логическим значением «обязательным к заполнению».
Литература:
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Текст: электронный // Консультант: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 22.07.2023).
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 10.07.2023). — Текст: электронный // Консультант: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 22.07.2023).
- Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // Консультант: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения: 22.07.2023).
- Указ Президента РФ от 17.04.2017 N 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций». — Текст: электронный // Консультант: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215502/ (дата обращения: 22.07.2023).
- Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707 «Об утверждении Инструкции об организаций рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). — Текст: электронный // Гарант: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/70564276/ (дата обращения: 22.07.2023).
- Воскресенская, Е. В. Субъекты саморегулирования: теоретико-правовой аспект / Е. В. Воскресенская. — Текст: непосредственный // Ленинградский юридический журнал. — 2016. — № 1. — С. 24.
- Статистика. — Текст: электронный // МВД России: [сайт]. — URL: https://мвд.рф/ (дата обращения: 22.07.2023).