В статье повествуется о проблемах развития современной демократии в Российской Федерации, а также их возможные способы решения.
Ключевые слова: Российская Федерация, РФ, Россия, Конституция РФ, государство, политическое участие, проблема, демократическое государство, политическая элита, политический плюрализм, институт
Тема проблемы развития современной демократии, несомненно, актуальна в настоящее время, так как именно демократический политический режим провозглашен сейчас в огромнейшем числе стран мира, в том числе, конечно, и в Российской Федерации согласно ст. 1 Конституции РФ [1]. По причине распространённости демократии, граждане должны четко понимать «правила» функционирования данного механизма народовластия, ведь именно они и являются главным источником власти, делегирующим свои полномочия такому институту, как государство.
Несмотря на то, что Основной Закон нашей страны провозгласил Российскую Федерацию демократическим государством, ясно, что это все же цель, к которой стоит стремиться, поэтому актуальность данной темы обусловлена в целом тем, что в ней рассматриваются проблемы, вставшие на пути демократического развития РФ. Данная работа в свою очередь осветит те самые проблемы, проинформирует о них граждан РФ, что, конечно, значимо, так как и от нас самих достаточно сильно зависит их решение и достижение поставленной цели.
Российская Федерация провозглашена Конституцией РФ демократическим государством.
Статья 1 Конституции РФ «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». [1]
Конечно, данная норма-декларация является целью, достигнуть которую стремится наше государство, безусловно, проблема построения демократии в Российской Федерации неоспорима на сегодняшний момент. Россия находится на стадии определенного перехода от авторитаризма к подлинной демократии.
Власть в наше время серьезно отделилась от народа, наблюдается сильное противостояние за статус в высших ее эшелонах. Контрольные функции власти ослабли, это дает возможность элите за счет общества решать свои корпоративные проблемы. Но, стоит заметить, возврат к авторитаризму не рассматривается в качестве возможного варианта, даже если государственная власть выйдет из-под контроля. Но, безусловно, неустойчивость, сложность данной обстановки делает затруднительными процессы демократизации общества. Как раз таки самая основная и обширная проблема состоит в том, что нынешний политический режим нашего государства по большей части соответствует не интересам народа, а интересам политической элиты и финансово-промышленных групп, на которые она опирается, это все же свидетельствует о сохранении признаков авторитаризма в государстве.Здесь можно подойти к рассуждению о функционировании гражданского общества в РФ. Безусловно, государство осознает ценность данного института, но проблема состоит в том, что в случае, когда активность, самостоятельность граждан начинает представлять некую угрозу для привилегированного положения политической элиты, инициатива создания институтов гражданского общества переходит, в большинстве, к государству . Это сопровождается тем, что в качестве источника финансирования таких институтов выступает государственный и региональный бюджеты. И, конечно, это мощное средство влияния на цели деятельности гражданских структур. К примеру, такие институты гражданского общества, как органы местного самоуправления России во многом зависят от государственных субсидий в местный бюджет, в виду этого местное самоуправление теряет самостоятельность и независимость в решении вопросов местного значения. Институты гражданского общества, подконтрольные или создаваемые государством теряют авторитет в глазах народа, у него возникает ощущение искусственности российского гражданского общества в целом. И поэтому эта основополагающая предпосылка искажается и теряет свое значение для становления истинной демократии в нашем государстве.
В целом нужно сказать, что авторитаризм берет свои истоки и закрепляется в сознании людей в силу процессов, проистекающих из прошлого России, дело состоит в том, что исторически взаимоотношения власти и народа в нашем государстве основывались на ведущей роли государства в жизни общества, это повлекло формирование социо-культурной традиции власти авторитарного характера и становление достаточно устойчивой государственно-патерналистской ментальности у народа. Поэтому политические ценности, транслируемые в Российской Федерации в настоящее время, вступают в противоречие с привычной, традиционной для народа ментальностью, препятствуя формированию и становлению гражданской политической культуры. Политическое участие, безусловно, важно для становления демократического режима, ведь оно является средством осуществления главного принципа демократии — народовластия.
Изучив статистику, я сделала некоторые выводы о том, что молодежь испытывает слабое доверие к государству и его политическим институтам. Больше 50 % вовсе не интересуются политикой, им абсолютно безразлично, кому делегировать свои полномочия. Крайне низкая степень политического участия и безразличное отношение к политике лишает нас перспективы становления подлинного демократического режима в нашем государстве.
М. К. Горшков отмечает: «В России существование демократии до сих пор для многих не является очевидным, в том числе и потому, что идеальный образ демократии, сформированный на начальном этапе реформ, разошелся с реальной практикой социальных преобразований и социальными ожиданиями народа» [2]. Российская демократия нуждается в надежной опоре, во многом отсутствующей на сегодняшний момент.
Анализируя причины низкого политического участия граждан в РФ, перейдем к экономическому фактору. Уровень жизни, благосостояния населения страны, уровень экономического развития, характер и вид экономики, в данном аспекте необходимо функционирование рыночной экономики с многообразием форм собственности для недопущения концентрации экономической и политической власти в руках одной из общественных групп или партийно-государственного аппарата. Важно наличие частной собственности в общем перечне для формирования чувства определенной независимости личности от государства, защиты от тоталитарного контроля. Все вышеперечисленные факторы в РФ присутствуют и закреплены основным законом.
Статья 8 Конституции РФ «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» [1]. Статья 35 Конституции РФ « Право частной собственности охраняется законом» [1].
Но проблема состоит в низком уровне благосостояния, уровне жизни граждан в виду несовершенной экономики нашей страны. В РФ сложно говорить о высоком жизненном уровне, ведь, в большинстве случаев, «прожиточного минимума» людям хватает лишь на оплату ЖКХ и приобретение товаров первой необходимости. Уровень жизни людей влияет на его заинтересованность в участии осуществления народовластия.
Далее обратим внимание на реализацию политического плюрализма в РФ. Статья 13 Конституции РФ « В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность» [1].
В реальности же политический плюрализм в России остается лишь формальным. В РФ на момент 2 апреля 2021 года зарегистрировано 34 политические партии. Однако при сопоставлении численности партий, их представительства во властных структурах, совокупности имеющихся технических и полиграфических средств воздействия на общественное мнение, являющихся следствием финансовых возможностей, становится очевидным факт невозможности свободной конкуренции идей, политических программ и установок.
Также серьезной проблемой является противоречащая принципам демократии правотворческая деятельность уполномоченных лиц по принятию законов, следуя не из воли народа, а из своих собственных интересов основополагающий принцип демократии — народовластие нарушается, как следствие мы видим признаки некого авторитаризма.
Говоря о разделение властей, также можно столкнуться с противоречиями. Этот принцип существует формально (ст. 10 Конституции РФ) на деле же мы можем наблюдать сращивание правящей партии с Президентом, получается, что Президент наделен в каком-то смысле законодательной властью, естественно, это противоречит вышеуказанному принципу.
Таким образом, мы рассмотрели и проанализировали основные проблемы, препятствующие развитию подлинной демократии в РФ.
Какие же я могу выделить пути решения данных проблем? Во-первых, наше государство должно стремиться к достижению высокого уровня экономического развития, проводить политику, направленную на повышение уровня жизни населения, заботиться о его материальном достатке. Властям не следует тем или иным образом вмешиваться в деятельность институтов гражданского общества, а лишь осуществлять законодательное регулирование, в-третьих, следует проводить мероприятия, направленные на повышения политической культуры граждан, прививая также им интерес к политике, ведь из выше представленной статистики видно, что политика мало интересна молодежи, осуществить это можно, к примеру, путем введения в учебных заведениях факультативных занятий, посвященных разъяснению важности, значимости политического участия. Важно создать устойчивые гарантии равенства каждого и всех перед законом, ведь осознание равенства со всем народом укрепляет личное достоинство гражданина, ведет к повышению чувства социальной ответственности; должна вестись борьба с бюрократией и коррупцией. В целом, для становления и закрепления истинной демократии требуется трансформация политического сознания, изменение вектора политических ценностей граждан. Здоровый государственный консерватизм с опорой на гражданский консенсус, — ядро становления подлинной демократии в Российской Федерации.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Текст: электронный // Консультант: [сайт]. — URL: (дата обращения: 22.07.2023).
- Горшков, М. К. Российское общество в условиях трансформаций: мифы и реальность (социологический анализ) 1992–2002. / М. К. Горшков. — Текст: непосредственный //. — Москва:, 2003. — С. 409–410.
- Федоркина, Н. С. Политико-культурный контекст российских реформ (историко-социологический сравнительный анализ) / Н. С. Федоркина, Н. В. Карповой. — Текст: непосредственный // // Политическая культура современной России: состояние, проблемы, пути трансформации. — Москва: Материалы круглого стола, 2009. — С. 18–19.
- Петухов, В. В. Гражданское участие в контексте политической модернизации России / В. В. Петухов. — Текст: непосредственный // Социс.. — 2012. — № № 1. — С. 49.