Государственное регулирование финансово-кредитных отношений в агропромышленном комплексе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (477) июль 2023 г.

Дата публикации: 24.07.2023

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Мырзалиев, Б. С. Государственное регулирование финансово-кредитных отношений в агропромышленном комплексе / Б. С. Мырзалиев, Г. Ж. Султанбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 30 (477). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/archive/477/105045/ (дата обращения: 19.12.2024).



Основой финансовых отношений агропромышленного комплекса выступают финансы предприятий и отраслей агропромышленного комплекса как обязательный, неотъемлемый элемент общественного воспроизводства. Они охватывают важнейшую сферу денежных отношений, а именно денежные отношения в сфере материального производства, где создается общественный продукт и национальный доход.

Совокупность объективно существующих в агропромышленном комплексе экономических отношений, с помощью которых происходит процесс движения стоимости в форме денежных фондов в целях организации процесса производства и удовлетворения иных потребностей предприятий и отраслей агропромышленного комплекса, представляет собой финансы АПК. Практически движения стоимости в денежной форме происходит посредством образования, распределения и использования денежных фондов предприятий агропромышленного комплекса. Эти денежные фонды в своей совокупности и в движении являются материальным содержанием финансов предприятий. Следовательно, финансы предприятий и отраслей агропромышленного комплекса — это совокупность экономических денежных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием денежных доходов, накоплений и фондов на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

Структура финансово-кредитного механизма сельскохозяйственных предприятий должна состоять из двух подсистем: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Финансовое обеспечение представлено бюджетным и банковским финансированием, самофинансированием, а также привлечением акционерных ресурсов. Финансовое регулирование включает в себя сальдовый и нормативный метод распределения ресурсов и платежей с использованием платежей и отчислений и рычагов воздействия — стимулов и санкций, которые определяют: условия и порядок формирования доходов, накоплений и фондов; условия и принципы финансирования и кредитования, нормы и нормативы [1].

Движущей силой финансово-кредитного механизма является кругооборот его ресурсов, которые направлены на: развитие агропромышленного производства, отдельных предприятий и организаций; финансовое обеспечение и финансовое регулирование. При этом регулирование финансовых отношений со стороны государства является одним из основных направлений финансовой политики страны.

Финансовые взаимоотношения с государством образуют особую область стоимостного образования, распределения совокупного общественного продукта, национального дохода и валового внутреннего продукта и связаны с образованием, распределением прибыли, дохода предприятий агропромышленного комплекса, а также с формированием финансовых ресурсов государства. И хотя государство своей деятельностью может активно влиять на развитие финансовых отношений (вводить или отменять конкретные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д.), тем не менее, оно не в состоянии ни создавать финансовые отношения, ни отменять их, если отсутствуют соответствующие объективные предпосылки.

Практическая деятельность государства заключается в определении конкретных форм проявления объективно обусловленных финансовых отношений. Как известно, формы проявления финансов подвержены более частому, быстрому изменению, чем их сущность. Например, формы взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом неоднократно изменялись и совершенствовались: от многоканальных платежей из прибыли они трансформировались в налогообложение прибыли, а затем — в подоходный налог, обратное движение средств из бюджета на финансирование хозяйственных нужд заменено, в основном, методом самофинансирования; изменились формы движения денежных средств внутри предприятий, между его подразделениями, администрацией и работниками — эти отношения приобретают нормативный характер и переводятся на коммерческую основу.

Несмотря на роль кредита в обеспечении нормального кругооборота средств предприятия в кризисных условиях, финансировании капитальных затрат сфера его применения в таком качестве ограничена вследствие сложившейся сегодня ситуации в экономике [2].

Потеря подлинного назначения кредита, неустойчивость финансов предприятий АПК, снижение роли бюджетного финансирования вызваны некомплексным регулированием денежных отношений, что свидетельствует об ослаблении финансово-кредитного воздействия на экономику. Поэтому нужны новые подходы к решению актуальных проблем теории и практики функционирования финансовых отношений в АПК.

Финансовые отношения на предприятиях агропромышленного комплекса возникают при формировании собственных средств предприятия, привлечении заемных источников финансирования хозяйственной деятельности, распределении доходов, образующихся в результате этой деятельности, их использовании на цели развития предприятия.

Многообразные отношения в сфере финансов предприятий агропромышленного комплекса сводятся в укрупненные группы, в соответствии с которыми строится механизм управления данными финансовыми отношениями (табл.1).

Таблица 1

Государственное регулирование финансово-кредитных отношений и соответствующий им финансовый механизм агропромышленного комплекса

1. Финансовые отношения внутри предприятия

1. Механизм управления формированием доходов и их распределением на основе формирования и использования целевых фондов внутрихозяйственного назначения (уставный, потребления, накопления, резервный и др.)

2. Финансовые взаимоотношения с государством (государственным бюджетом)

2. Механизм образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных доходов, накоплений и фондов

3. Финансовые взаимоотношения с кредитной системой

3–4. Механизм организации финансовых взаимоотношений с кредитной системой, страховыми органами

4. Финансовые взаимоотношения со страховыми органами

5. Внутрисистемные отраслевые и межотраслевые финансовые отношения

5. Механизм внутрисистемного отраслевого и межотраслевого перераспределения финансовых ресурсов, формирования и распределения централизованных фондов и резервов

6.Межотраслевые финансовые отношения

6–7. Механизм управления финансовыми отношениями, взаимной финансовой заинтересованностью и ответственностью

7.Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями (фондовый рынок, инвестиционные фонды, зарубежные предприятия и фирмы)

Примечание. Составлена авторами

В рыночных условиях функционирования экономики значение государства в регулировании товарно-денежных отношений в агропромышленном комплексе изменяется. Это преобразование предопределено характером собственности, основу которой составляет многообразие негосударственной формы собственности. Наличие многообразия форм собственности, преобразование методов управления отраслью на основе необходимости государственной поддержки ведет к изменению содержания финансовых отношений в агропромышленном комплексе, в основе которого лежит концепция самофинансирования хозяйствующих субъектов, использования преимущественно собственных источников средств. В этом аспекте возрастает значение государства в вопросах выявления потребностей предприятий отрасли в финансовых ресурсах и разработке различных программ, направленных на повышение эффективности производства.

В результате, постепенное развитие финансовых отношений и появление новых их форм в условиях рынка приводит к тому, что экономическое содержание категории финансов и финансового механизма становится более широким. Изменения в экономическом базисе общества в условиях рынка — обогащение, усложнение и появление новых форм финансовых отношений — приводят к возникновению новых экономических категорий (новые налоги, ценные бумаги, дивиденды) и обоснованию системных подходов к их использованию в условиях рынка. По мере усложнения и появления новых межотраслевых, внутриотраслевых и территориальных хозяйственных связей, возникают проблемы формирования и использования финансовых отношений в теоретическом и практическом аспектах в целях усиления их воздействия на производство [3].

Важно отметить, что отказ от системы централизованного распределения финансовых ресурсов, переход на рыночные отношения, привели к изменению всей совокупности финансовых отношений и способов управления предприятиями.

В этой связи важнейшей является проблема мобилизации финансовых ресурсов и эффективного их использования. Это в свою очередь требует существенного повышения значения и роли финансового механизма предприятий.

Характерной особенностью финансового механизма является его динамичность, постоянное совершенствование в соответствии с возникающими и реальными задачами определенного этапа развития общества, его производственных отношений или части этих отношений, связанных с развитием той или иной сферы, отрасли народного хозяйства. Содержание, построение финансового механизма во многом зависит от методов управления экономикой. На современном этапе с переходом от административных к экономическим методам управления экономикой меняется и содержание финансового механизма. Если централизованно-плановой экономике соответствовал адекватный ей финансовый механизм, то в условиях перехода к рыночной экономике содержание финансового механизма принципиально отличается.

На наш взгляд, под финансовым механизмом агропромышленного комплекса понимается совокупность видов, форм и методов воздействия организации движения денежных фондов и доходов на конечные результаты производства, посредством которых обеспечивается устойчивое финансовое состояние хозяйствующих субъектов отрасли.

Следовательно, дальнейшее совершенствование финансовых отношений агропромышленного комплекса должно быть направлено на более эффективное воздействие всех экономических рычагов и стимулов, обеспечивающих увеличение производства и доведение до потребителя конечных продуктов растениеводства и животноводства.

И поэтому при разработке и реализации концептуального финансово-кредитного механизма следует тесно увязать экономических реальностей, теории и политики. Для перехода и уменьшения риска, связанного с ошибками в предпринимаемых действиях, необходимо выполнить, как предлагает отдельные экономисты разработать институциональные и теоретические основы денежно-кредитный политики; определить стратегию, то есть всесторонне обосновать и установить иерархию ее целей; определить политику действий монетарных властей, то есть обосновать выбор методов и инструментариев, посредством которых достигаются выдвинутые цели.

Литература:

  1. 1. Наминова К.А., Бабошкина П. А. Финансы предприятий агропромышленного комплекса. Учебное пособие. М:.Изд-во «КноРус», 2022, 156 с.
  2. Myrzaliyev B., Murat A., Azretbergenova G., Utarov K., Taizhanov L. Mechanism for the Development of an Adapted Methodology for Determining Crisis Phenomena in Agricultural Enterprises. Reviews in Agricultural Science, 10: 220–238, 2022. https://doi.org/10.7831/ras.10.0_220.
  3. Черникова С. А., Ковалева Е. Б., Пыткина С. А. Механизм финансовой поддержки инновационной деятельности агропромышленного комплекса пространственно-отраслевой структуры региона // Экономические отношения. — 2020. — Том 10. — № 2. — С. 543–558.
Основные термины (генерируются автоматически): агропромышленный комплекс, отношение, финансовый механизм, механизм управления, предприятие, условие рынка, финансовое обеспечение, финансовое регулирование, фонд, государственный бюджет.


Задать вопрос