В данной статье рассматриваются нейропсихологические особенности раннего развития ребёнка, которые необходимо учитывать как родителям в период до школьного возраста, так и учителям начальных классов, для того чтобы воспитать успешную творческую личность. Раскрывается значимость нейропсихологического подхода в процессе обучения младших школьников, направленного на коррекцию умственных сил посредством нейрогимнастических упражнений. Доказывается эффективность нейрогимнастических упражнений в начальной школе с точки зрения нейропсихологических знаний, полученных отечественными нейропсихологами. Приводятся несколько примеров применения таких упражнений в начальной школе.
Ключевые слова: успешная творческая личность, ребёнок, раннее развитие, нейропсихологические особенности.
Поскольку в последние годы растёт число детей с трудностями в поведении, тревожных, эмоционально неустойчивых, что, в свою очередь, негативно влияет на учебный процесс, то проблема повышения уровня психологической грамотности учителя начальных классов, в настоящее время чрезвычайно остра и важна.
В деле воспитания эмоциональной устойчивости школьников, как и вообще в воспитании, обучении и развитии детей, должно быть органическое единство действий школы и семьи. Ведь не зря говорят, что никогда никакая семья не даст ребёнку того, что может дать школа, и никакая самая лучшая школа не заменит ему семью. Именно поэтому очень важно знать все особенности развития ребёнка, как родителям, так и учителям начальных классов [2, c. 562].
Нередко приходится слышать от родителей, дети которых испытывают трудности в учении, претензии в адрес учителей, аргументируя тем, что до школы их ребёнок умел и считать, и читать, и писать, и улыбаться начал раньше всех, и даже не ползал, сразу встал и пошёл, а теперь в школу ходить не хочет, многое не понимает, не успевает, делает много ошибок при письме. Что же произошло с ребёнком? Можно ли ему помочь?
Ответ на этот и многие другие вопросы вокруг детского поведения и восприятия нам даёт быстроразвивающая наука — нейропсихология. Нейропсихология — это раздел психологии, изучающий взаимосвязь познания и поведения человека с мозгом и остальной нервной системой, основателем которой стал советский психолог и врач-невропатолог Александр Романович Лурия. Его заслугой является создание отечественной нейропсихологической школы, имеющей последователей в разных странах. Своими исследованиями он доказал теорию нейропластичности мозга. Это свойство мозга, благодаря которому свойства нейронов и нейронные сети могут изменяться под воздействием нового опыта, в том числе — восстанавливать или формировать новые связи, утраченные в результате повреждения. Это означает, что работа мозга в значительной степени зависит от организма в целом с его сенсорными стимулами (зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, тактильный, вестибулярный), а также от социальной среды. А, значит, открывает огромные возможности в современном образовании и позволяет решать множество проблем, помогая каждому ребёнку легко «пройти» в этот мир и действовать в нём, как успешная творческая личность. Для этого всем нам необходимо большое осознание интегрирующей роли тела во всех интеллектуальных процессах, начиная с самого раннего детства и до глубокой старости [1, c. 12].
Для начала важно понимать, что каждый человек рождается с полным набором взаимно заменяемых — нервных клеток или нейронов, которые, используя необходимое количество питательных веществ, кислорода, стимулов и свободы движения, соединяются и формируют ещё более сложные схемы — нейронные сети. По сути, это и есть процесс учения и мышления [3, c. 16].
Мозг состоит из двух полушарий (образное, логическое), состоящих из различных отделов, которые взаимодействуют благодаря нейронным сетям. Каждый человек отдаёт предпочтение либо образному, либо логическому восприятию окружающего мира, особенно в стрессовой ситуации. Но чем больше мы используем оба полушария, тем более разумно мы способны функционировать, действовать максимально эффективно в любой области жизнедеятельности [4, c. 17]. А, значит, быть успешной творческой личностью, чего и мечтают добиться от детей, как родители, так и учителя.
Итак, во-первых, мы должны избавиться от предрассудка, что до поступления в школу, ребёнок просто воспринимает мир и, лишь, потом учится.
Во-вторых, надо знать, что умеет делать мозг и, в каком возрасте приблизительно, поскольку каждый человек развивается в соответствии со своим ритмом [3, c. 19].
1) От зачатия до 15 месяцев — формируются основные потребности выживания:
— сенсорное развитие: вестибулярный аппарат, слух, тактильные ощущения, обоняние, вкус, зрение;
— моторное развитие: рефлексы, активизация центральных мышц, мышцы шеи, мышцы рук, мышцы ног, умение переворачиваться, сидеть, ползать, ходить.
2) С 15 месяцев до 4,5 лет — развивается система взаимоотношений (осознание себя по отношению к другим):
— исследование эмоциональной сферы;
— изучение языка и общения;
— воображение;
— овладение грубыми моторными навыками;
— развитие памяти;
— социальное развитие.
3) С 4,5 до 7 лет — совершенствование образного полушария:
— обработка в мозге целостной картины;
— познание;
— развитие образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления.
4) С 7 до 9 лет — совершенствование логического полушария:
— детальная и линейная обработка информации;
— развитие познания;
— совершенствование элементов языка;
— развитие навыков чтения и письма;
— развитие технических навыков по музыке, рисованию, в спорте, танцах, ручной работе, линейном математическом мышлении.
5) В 8 лет — развитие лобной доли:
— развитие тонкой моторики (совершенствование навыков);
— становление внутренней речи (контроль социального поведения);
— развитие координации движения глаз (слежение и фокусирование на двухмерных объектах).
6) С 9 до 12 лет — интенсивное развитие нейронных сетей (комплексная обработка информации всем мозгом).
7) С 12 до 16 лет — гормональный всплеск:
— формирование знаний о себе, своём теле, других, обществе;
— появление значимости жизни благодаря развитию общественного сознания.
8) С 16 до 21 года — совершенствование навыков мышления:
— обработка навыков целостной системой «интеллект-тело»;
— социальное взаимодействие;
— планирование будущего;
— «игра» с новыми идеями и возможностями.
9) С 21 года и далее — совершенствование и развитие лобных долей:
— развитие глобального, системного мышления;
— совершенствование эмоций (альтруизм, любовь, сочувствие);
— инсайт (открытие, озарение);
— совершенствование тонких моторных навыков.
Согласно исследованиям нейропсихологов было выявлено, что компетентность взрослого человека зависит, главным образом, от трёх факторов ранней окружающей познавательной среды:
1) богатого сенсорного окружения (как на открытом воздухе, так и в закрытом помещении);
2) свободы исследовать окружающую среду с небольшими ограничениями;
3) доступности родителей, отвечающих на вопросы, возникающие у ребёнка [3, c. 47].
Данные факторы, заложенные в раннем детстве, являются основой для формирования базовых схем нейронных сетей, которые совершенствуются в процессе восприятия мира, образуя новые связи. Нейронные сети, при обращении к ним вновь и вновь, соединяют весь опыт человека и дают нам ощущение знакомого, понимание природы и собственной уникальной субъективной реальности [3, c. 85].
Итак, одним из условий успешного обучения ребёнка в школе являются базовые схемы нейронных сетей, сформированные в самом раннем детстве под чутким руководством родителей. Это есть первоначальное понимание мира, основанное на чувствах, эмоциях и движениях.
Рассмотрим несколько моментов, на которые родителям следует обратить внимание [3, c. 88].
— Прикосновение к ребёнку сразу после рождения и обязательное манипулирование предметами в младенческом возрасте.
— Постепенное усложнение движений младенца в определённом порядке: двигаясь «от живота» и шевелясь, переворачиваются, садятся, ползают, начинают ходить.
— Здоровое эмоциональное развитие посредством общественного и семейного чувства заботы или защиты важно для развития в дальнейшем таких тонких чувств, как любовь, альтруизм, сопереживание и радость.
— Давать детям проявлять свои эмоции естественно и ответственно, даже такие, как злость и печаль, демонстрируя уважение к их чувствам.
— Осознание важности того, какой пример, взрослые подают детям. Ужасное поведение двухлетних детей есть подражание и повторение ребенком движений и эмоций взрослых в преувеличенном виде.
— В трёхлетнем возрасте научить детей правильно вести себя с людьми, заботиться о других детях, о животных, вещах и окружающем мире.
— Развивать у детей чувство времени и ощущение отсроченного удовлетворения. Например, когда ребёнок просит сладость, сказать ему: «Хорошо, я дам тебе её через пять минут».
— Во время прогулки с трёхлетним ребёнком старайтесь идти позади, если у него есть желание вести взрослого за собой.
— В первые пять лет у ребёнка формируются основные схемы запоминания (90 %), в основе которых должны лежать сенсорное восприятие, эмоции и движения.
— Развивать воображение: читать детям книги с небольшим количеством картинок или без них, поощрять сочинение своих историй с последующим рассказыванием их, что также способствует полноценному развитию мышления.
— С двух до пяти лет поощрять игровую деятельность, как одиночную, так и с межличностным общением без вмешательства и дирижирования взрослых, как в помещении, так и на свежем воздухе.
— Поощрять любую спонтанную творческую деятельность из подручных материалов.
— Детям младше восьми лет не рекомендуется смотреть телевизор, поскольку это в дальнейшем отрицательно влияет на схему его учения и ведёт к неспособности воображать, а, следовательно, и творчески мыслить.
— Огромное значение имеет разговор с ребёнком полными предложениями, что позволяет ребенку слышать и затем подражать полноценным мыслям.
— В пять лет не надо учить ребёнка писать печатные буквы, иначе возникает повышенный стресс, который провоцирует состояние беспомощности.
— Не следует начинать обучать детей чтению до семи лет.
Соблюдение родителями перечисленных рекомендаций в отношении детей повышает эффективность работы мозга, и учение в будущем становится более привлекательным и успешным. А учителю, понимание особенностей раннего развития, даёт более ясный взгляд не только на огромные возможности детей в области обучения, но и на факторы, замедляющие или помогающие развитию этих возможностей. Поэтому учитель начальных классов также должен соблюдать определённые требования для наращивания нейронных связей, всё чаще и чаще обращаясь к базовым нейронным схемам [3, c. 54].
1) Предъявлять требования в соответствии с возрастом.
2) Использовать одобряющие прикосновения. Например, коснуться плеча ребёнка во время чтения, если ребёнок волнуется.
3) Противопоказано частое (2–3 раза в неделю) излишнее использование упрощённых тестов или самостоятельных работ, направленных на выявление механической памяти, что вызывает стресс и состояние постоянной беспомощности.
4) Регулярная смена видов деятельности.
5) Максимально задействовать в процессе обучения сенсорное восприятие, эмоции и движение.
6) Хвалить детей даже за самые незначительные успехи. Успех приводит к вознаграждению, которое вызывает мотивацию к учению.
7) Никогда не сравнивать ребёнка с другими детьми.
8) Для формирования всех коммуникативных навыков вести с детьми полноценные, сознательные диалоги, что помогает в развитии способности и веры в свои возможности передавать какую-либо ценную информацию, творческие идеи и личные чувства.
9) Хорошо организованная внешняя речь до 7,5 лет, способствует формированию внутренней речи в возрасте около 8 лет, которая в свою очередь помогает ребёнку контролировать социальное поведение, позволяя обдумать все последствия своего поступка прежде, чем его совершить.
10) Для пробуждения мышления и понимания, задания, требующие тихого и послушного поведения в классе, часто могут быть неподходящими и неэффективными.
11) Огромную роль в воспитании успешной творческой личности играют совместные групповые проекты.
Своевременное соблюдение вышеперечисленных рекомендаций и в семье, и в школе будет успешно влиять на воспитание успешной творческой личности. Но, а если родителями не учитываются даже некоторые нейропсихологические особенности раннего развития ребёнка от зачатия до школы, то в начальных классах у него возникают трудности, которые из года в год усугубляются под руководством учителя, также не имеющего представления об этом. И тогда в современном обществе продолжится нарастание негативного отношения родителей к учителям и, наоборот.
Учитель, подкованный в области детской нейропсихологии, понимает, что причина проблем в учении кроется в неразвитости отдельных участков мозга ребёнка и их «разбалансировке». А если какой-либо из участков мозга «проседает», то некоторые функции, необходимые ребенку в учебной деятельности, могут «работать» не в полную силу. Но помочь такому ребёнку можно и нужно, согласно теории нейропластичности мозга. И на помощь приходит нейрогимнастика, которая полезна в любом возрасте, но особенно важна для младших школьников, поскольку в этот период происходит самое активное формирование нейронных связей между полушариями головного мозга [1, c. 74].
Нейрогимнастика — это специфические движения, которые активизируют нервные пути в мозге в обоих полушариях одновременно, помогая развитию «оборудования», необходимого для возможности обучения в течение всей жизни [1, c. 66].
Рассмотрим несколько примеров нейрогимнастических упражнений, которые необходимо выполнять систематически и последовательно для подготовки к учению: в начале учебного дня и после перемены.
Упражнение «Точки мозга»:
а) встать удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены;
б) положить одну руку ладошкой на живот;
в) положить другую руку под ключицами слева и справа от грудины, между первым и вторым ребром, в углублениях которых находятся точки мозга, и массировать их одновременно с одной стороны большим, а с другой стороны — средним и указательным пальцами (по 0,5 минуты со сменой рук), сопровождая движения глубоким дыханием;
г) дополнить массирующие движения слежением глазами слева направо и, наоборот, с неподвижной головой [3, c. 102].
Упражнение «Перекрёстные шаги» выполняется в медленном темпе, не наклоняя корпус тела, подтянуть сначала одно колено к противоположному локтю, затем другое, при этом на выдохе произносить протяжный звук «м», ощущая, как работают мышцы живота [3, c. 103].
Упражнение «Крюки Кука»:
а) встать, скрестив ноги, устойчиво опирая ступни о пол;
б) вытянуть руки перед собой параллельно полу, скрестив их так, чтобы ладони встретились друг с другом, и сцепить пальцы в замок;
в) согнув локти, вывернуть кисти со сцепленными пальцами в замок внутрь и прижать их к груди так, чтобы локти оказались направленными вниз;
г) смотреть вверх с закрытыми глазами, опустив подбородок к груди и цокая языком 3 раза, после чего прижать язык к твёрдому нёбу за верхними зубами и прокрутить мысленно ту ситуацию, которая вызвала стресс, в течение 0,5 минуты;
д) поставить ноги параллельно, разомкнув замок из кистей, опустить руки вниз и соединить кончики пальцев обеих рук друг с другом так, чтобы соединённые большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз;
е) посмотреть с закрытыми глазами в пол, продолжая упирать язык в твёрдое нёбо и думая при этом о хорошем в течение 0,5 минуты [3, c. 106].
Таким образом, учитывая нейропсихологические особенности развития детей, можно добиться успеха в современной системе образования, показателями которого будут любовь к учению, высокая самоценность, гармония тела и интеллекта, способность к самоанализу и общественная сознательность. Всё это ведёт к воспитанию успешной творческой личности.
Литература:
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили; под ред. Л. С. Цветковой. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 296 с.
- Выготский Л. С. Психология развития человека. — М: ЭКСМО, 2003. 1136 с.
- Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. М.: Восхождение, 2000. 140 с.
- Хризман Т. П., Еремеева В. Д. Мальчики и девочки — два разных мира. М.: Линка-Пресс, 1998. 184 с.