Анализ подходов к планированию и прогнозированию в FMCG-секторе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (477) июль 2023 г.

Дата публикации: 24.07.2023

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Алферова, А. А. Анализ подходов к планированию и прогнозированию в FMCG-секторе / А. А. Алферова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 30 (477). — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/archive/477/105059/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор исследует теоретические аспекты совершенствования процессов планирования в цепях поставок для последующего внедрения систем мониторинга.

Ключевые слова: планирование, прогнозирование, FMCG-сектор, концепции планирования, CPFR, интегрированное планирование, цепи поставок, логистика, управление спросом, S&OP, ритейл, потребительские товары, тренды

С развитием ритейла уровень неопределенности на рынке увеличивается. Компаниям FMCG-сектора[1] необходимо выстраивать свой бизнес так, чтобы адаптироваться к растущим требованиям со стороны сетей и потребителей, при этом сохранять устойчивость и рост показателей в условиях высокой волатильности.

Непосредственное влияние на сектор потребительских товаров имеют следующие тренды:

— Повышение требований со стороны конечных потребителей. Для удовлетворения потребностей потребителей производителям необходимо постоянно обновлять ассортимент и при этом уделять повышенное внимание качеству продукции.

— Укрупнение, географическая экспансия основных сетей и появление специализированных игроков (нишевые игроки, хард дискаунтеры, every day low price). Перед производителями стоит задача формирования правильной форматной стратегии и диверсификации ассортимента для минимизации каннибализации и максимального удовлетворения покупательских предпочтений в каждом формате.

— Потребность в уникальном ассортименте со стороны сетей. Со стороны сетей появляется все больше уникальных запросов на кастомизированную продукцию, что еще больше расширяет и усложняет ассортимент компании.

— Увеличение доли промоакций и изменение условий их проведения. По данным Nielsen, более половины объемов продаж реализуется по промоакциям. При этом сети требуют более гибких условий с точки зрения объемов и сроков согласования промоакций. Для производителей увеличение промо означает увеличение доли товаров с волатильным объемом продаж, который сложно спрогнозировать.

Цепочка создания ценности потребительских товаров сложна ввиду ее многоэтапности и количества вовлеченных сторон, поэтому и планирование является наиболее ресурсоемким. Высокая стоимость планирования в FMCG, с одной стороны, обоснована отраслевыми спецификой и трендами, а с другой — обеспечивает значительный потенциал для оптимизации.

[1]

Рис. 1 [1]

Задача управления в международной компании была бы проще, если бы современные требования к бизнесу не менялись так быстро. Это изменение представлено растущей конкуренцией, усложнением бизнес-задач, тенденциями к интернационализации внутри бизнеса и тем фактом, что обстоятельства в целом сейчас имеют тенденцию меняться быстрее. В результате, для организаций стало еще более важным и неотложным предвидеть свои будущие перспективы с точки зрения продаж, затрат, прибыли и т. д. Прогнозирование — это заблаговременное предупреждение о принятии каких-либо действий, которые позволят оптимизировать прогнозируемый процесс на предприятии [2]. Поэтому в первую очередь компания должна оптимизировать процессы планирования и прогнозирования.

Современная логистика немыслима без активного применения информационно-коммуникационных средств в управлении бизнес-процессами. Более того, совершенствование логистических операций сегодня во многом определяется успехами в области информационных технологий [3].

Сегодня многие исследования показывают, что повышение точности прогнозов обеспечивает высокую рентабельность инвестиций. Повышение точности прогнозов в сочетании с программным обеспечением приводит руководство компании к обдуманным действиям, подкрепленным фактами. Прогнозы действительно влияют на сокращение запасов и операционных расходов, улучшают обслуживание и продажи, увеличивают денежный поток и повышают рентабельность до налогообложения.

Существует множество способов планирования, в зависимости от конкретных характеристик предприятия. Однако, не существует единого оптимального способа планирования для всех предприятий и цепочек поставок [4].

Доступ к актуальным историческим данным является ключом к созданию точных прогнозов. Нередко данные хранятся в нескольких базах данных. Базы данных, документы и веб-сайты — все они служат потенциальными источниками для составления прогнозов [5].

Сейчас во множестве компаний прогнозирование — процесс, которым занимается одна или две функции. В большинстве случаев данные прогнозы являются обособленными и не зависят друг от друга, что приводит компанию к не выполняющимся раз за разом целям. Например, если команда маркетинга или команда планирования формирует прогноз, а команда коммерции формирует совершенно другой прогноз, то возникает ситуация, когда менеджеры по работе с ключевыми клиентами фокусируются на целевые показатели, которые выставляет им руководство отдела продаж, в то время как весь остальной бизнес считает свой прогноз верным. При этом планы и прогнозы отдела продаж практически никогда не учитывают логистические факторы. Формирование единого прогноза, который будет учитывать вводные от всех отделов внутри компании является залогом выполнения поставленных целей для компании.

Составляющие управления спросом [6, с. 233]

Рис. 2 Составляющие управления спросом [6, с. 233]

Сила управления спросом заключается в самом процессе — формальном, структурированном и рутинном процессе, в котором каждый элемент управления спросом работает на оптимальном уровне. Элементами управления спросом являются (1) планирование, (2) коммуникация, (3) влияние и (4) управление и расстановка приоритетов [6].

Когда компании сталкиваются с проблемами точности прогнозов, это обычно связано с тем, что один или несколько элементов управления спросом отсутствуют или работают неэффективно. Управление спросом в таких случаях в лучшем случае носит поверхностный характер. Как правило, основное внимание уделяется выполнению заказов для обеспечения достижения целевых показателей на конец периода или года, а также ускорению выполнения заказов, когда организация снабжения не в состоянии доставить заказы в то время, когда клиенты нуждаются в продукции.

Мотивацией для такой деятельности по продажам является реакция на текущую потребность, что является противоположностью управления спросом. Суть управления спросом заключается в том, чтобы контролировать будущее путем создания спроса, влияния на клиентов и рынок, а также реагирования на изменения на рынке. Когда усилия компаний по управлению спросом направлены в основном на выполнение заказов, они мало сосредоточены на контроле будущих процессов.

В условиях современного рынка управление запасами в сети распределения строится на основе интегрированного планирования и взаимодействия всех участников цепи поставок с использованием технологий ECR, VMI, CPFR, позволяющих элиминировать эффект хлыста [7].

Подробнее стоит остановиться на CPFR[2] технологиях, так как при существующих условиях в компании данный вариант кажется наиболее оптимальным для использования.

Программы CPFR направлены на формирование единого прогноза или плана производства для каждого наименования продукции и распространение этого прогноза/плана среди поставщиков вдоль по цепи поставок, представленной на рисунке 3. Для того чтобы CPFR работала, необходимо сотрудничество и честный обмен информацией между компаниями. Обмен точными данными помогает устранить такие типа поведения заказчиков или поставщиков, как удержание и утаивание, также уменьшается потребность в дополнительных запасах для покрытия неопределенности в цепи поставок. В результате экономия затрат может быть значительной [8].

Цепь поставок без использования концепции CPFR и ЦП с использованием концепции CPFR [8, с. 372]

Рис. 3 Цепь поставок без использования концепции CPFR и ЦП с использованием концепции CPFR [8, с. 372]

В различных источниках описываются подходы к управлению прогнозированием в компании:

  1. Введение мотивационной системы для получения максимально аккуратных прогнозов

Когда сотрудники отвечают за результаты своих усилий и получают соответствующее вознаграждение, у них появляются стимулы повышать планку и выдавать показатели прогноза еще ближе к реальности. Поэтому вознаграждение (базовое и премиальное) тех, кто отвечает за вклад в прогноз, должно частично зависеть от точности прогноза. А для отслеживания аккуратности прогнозирования требуется ввести наглядную систему мониторинга показателей от различных сотрудников [8].

  1. Объединение целей между звеньями спроса и предложения в цепи поставок

Когда заказчики пытаются скрывать информацию, умалчивают о своих планах, а также не выходят на доверительные отношения, тогда практически невозможно построить оптимальное управление спросом. Когда все участники ЦП несут совместную ответственность за конечный результат, стоимость запасов и операционные расходы сокращаются, а значение точности прогнозирования возрастает. Считается, что такой тип объединения целей между функциями встречается довольно редко, он является важным компонентом эффективного управления цепями поставок.

  1. Изменение структуры поставок

Когда компания наращивает мощности или возможности в производственных операциях, она становится ближе к адекватным поставкам продукции или материалов и снижает уровень повторного прогнозирования в производстве.

Некоторые средства нивелирования повышенных прогнозов от заказчиков включают:

— Поиск транспортных провайдеров с более гибкими условиями [9];

— Добавление дополнительных производственных линий и мощностей на производство, если того требуют долгосрочные прогнозы;

— Сокращение времени переналадки и применение методов бережливого производства для получения большей гибкости от существующих мощностей;

  1. Переход от цепи поставок, основанной на ожидании, к цепочке поставок, основанной на реагировании

Цепи поставок, основанные на ожидании, производят продукцию, занимаются грузопереработкой, хранят продукцию на складе и ждут заказов от клиентов, а цепи поставок, основанные на реагировании, принимают заказы от клиентов, и только затем производят и отгружают продукцию. В цепях поставок, основанных на реагировании, часто используются стратегии отсрочки, при которых продукция хранится вблизи клиентов в полу-готовом виде и готовится к заказу.

  1. Изменение процесса прогнозирования

Необходима формализация и уточнение целевых показателей точности прогноза, формализация показателей точности прогноза, публикация результатов точности, проведение анализа первопричин, анализ уровня обслуживания и стоимости запасов, вызванных ошибками прогноза, и контроль со стороны высшего руководства — все это входит в процесс S&OP[3].

S&OP — это совместные межфункциональный процесс, который использует доступную рыночную информацию и ключевые метрики для руководства и синхронизации планов спроса и предложения. Целью является согласованный прогноз, который служит основой для действий всех подразделений компании, что позволяет исключить повторные предположения и утаивание информации.

  1. Упор на совместное планирование, прогнозирования и пополнения запасов. CPFR с клиентами и поставщиками

Концепция CPFR, о которой говорилось раннее, направлена на разработку единых прогнозов или планов для товаров, и обмен этими прогнозами/планами с поставщиками или заказчиками. Для того чтобы CPFR концепция заработала, необходимо сотрудничество и честный обмен информацией между компаниями [9].

  1. Отделение прогнозирования продаж от постановки целей и ограничений

Вклад сотрудников отдела продаж в процесс прогнозирования желателен, но руководители из департамента логистики не должны оказывать давление на специалистов по прогнозированию с целью достижения бюджета или целевых показателей отдела продаж. Конечно, периодически необходимо проводить план-факт анализ, чтобы можно было устранить разрывы с помощью маркетинговых программ, корректировок по продажам, ценообразования и других средств.

Литература:

  1. PWC, 2020. Интегрированное планирование поможет производителям выиграть в условиях неопределенности [Электронный ресурс] // URL: https://www.pwc.ru/ru/assets/integrirovannoye-planirovaniye.pdf (дата обращения: 10.04.2021)
  2. Lancaster G. A., Loma R. Forecasting for Sales and Materials Management, Macmillan Studies in Marketing Management,1985. — 204
  3. Дыбская В. В., Зайцев Е. И., Сергеев В. И., Стерлигова А. Н. Логистика: МВА. — М.: Эксмо, 2011. — 944 с.
  4. Schutt H. J. Directing the flow of the product., J. Ross Publishing, 2003. 272 c.
  5. Jain L. C., Malehorn J. Practical guide to business forecasting — Graceway Publishing Company, 2005. -315.
  6. Crum C. Demand Management Best Practices: Process, Principles, and Collaboration (Integrated Business Management), J. Ross Publishing, 2003. — 233 c.
  7. Дыбская В. В., Сергеев В. И. Логистика. Часть 1. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 317 с.
  8. Gilliland M. Business Forecasting: Practical Problems and Solutions- Wiley, 2015. -372.
  9. Coyle, J. J., C. J. Langley Jr., B. J. Gibson, R. A. Novack, and E. J. Bardi Supply Chain Management: A Logistics Perspective. — M: Mason, OH: South-Western, 2012. — 705 c.

[1] FMCG (с англ. fast-moving consumer goods) – товары повседневного спроса.

[2] CPFR (англ. Collaborative planning, forecasting, and replenishment, CPFR) - cовместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов

[3] S&OP - Sales & Operating Planning

Основные термины (генерируются автоматически): CPFR, цепь поставок, управление спросом, компания, прогноз, сторона сетей, элемент управления, ECR, единый прогноз, честный обмен.


Ключевые слова

планирование, прогнозирование, логистика, ритейл, цепи поставок, потребительские товары, тренды, интегрированное планирование, FMCG-сектор, концепции планирования, CPFR, управление спросом, S&OP

Похожие статьи

Роль данных в цифровых бизнес-моделях

В статье автор рассмотрел значимость данных в цифровых бизнес-моделях и их влияние на различные аспекты информационных технологий, включая стратегическое планирование, персонализацию клиентского опыта, оптимизацию процессов, инновации и управление ри...

Использование аналитики данных в управлении розничной торговлей

Статья исследует роль аналитики данных в современном бизнесе и ее применение в сфере розничной торговли. Этот инструмент является мощным механизмом для получения ценной информации о покупателях, товарах, рынке и конкурентах. Статья обсуждает, как ана...

Тенденции информационного менеджмента

В статье автор рассматривает тенденции информационного менеджмента и внедрение информационных технологий в различных компаниях, подчеркивая их влияние на конкурентоспособность и операционную эффективность.

Процессный подход к организации планирования и моделирования потоков в логистических системах и цепях поставок

В статье проанализирован процессный подход к планированию и моделированию цепей поставок. Сделан вывод об эффективности процессного подхода в силу его гибкости при моделировании и детализации бизнес-процессов в цепях поставок.

Логистический аутсорсинг как институциональная инновация и фактор снижения транзакционных издержек в цепях поставок

В статье проанализирован логистический аутсорсинг как инструмент повышения эффективности деятельности фирм в цепях поставок на основе оптимизации административных и транзакционных издержек. Сделан вывод о необходимости использования логистических про...

Изменение подхода к использованию ESG-концепций российскими хозяйствующими субъектами в рамках своих PR-стратегий

Безопасность интегрированных корпоративных структур на основе риск-ориентированного подхода к управлению цепями поставок

В статье проанализирован риск-ориентированный подход к управлению интегрированными корпоративными структурами и цепями поставок. Сделан вывод о решающем значении информационного обеспечения и эффективных коммуникаций в управлении рисками в цепях пост...

SCOR-моделирование в цепи поставок при анализе и реинжиниринге бизнес-процессов торгово-промышленного предприятия

В статье рассмотрены особенности анализа и реинжиниринга бизнес-процессов торгово-промышленного предприятия, участника цепи поставок. Приводится обоснование целесообразности применения референтной отраслевой модели SCOR.

Система KPI как инструмент управления эффективностью компании

В статье рассмотрены теоретические аспекты системы ключевых показателей эффективности и ее связь с концепцией ССП, а также процесс разработки системы на примере сельскохозяйственной организации.

Цифровизация бизнес-процессов

В данной статье рассматриваются основные аспекты цифровизации бизнес-процессов, обоснована актуальность внедрения цифровых решений, рассмотрены инструменты цифровизации, определены возможные сложности, которые возникают у компаний в процессе цифровиз...

Похожие статьи

Роль данных в цифровых бизнес-моделях

В статье автор рассмотрел значимость данных в цифровых бизнес-моделях и их влияние на различные аспекты информационных технологий, включая стратегическое планирование, персонализацию клиентского опыта, оптимизацию процессов, инновации и управление ри...

Использование аналитики данных в управлении розничной торговлей

Статья исследует роль аналитики данных в современном бизнесе и ее применение в сфере розничной торговли. Этот инструмент является мощным механизмом для получения ценной информации о покупателях, товарах, рынке и конкурентах. Статья обсуждает, как ана...

Тенденции информационного менеджмента

В статье автор рассматривает тенденции информационного менеджмента и внедрение информационных технологий в различных компаниях, подчеркивая их влияние на конкурентоспособность и операционную эффективность.

Процессный подход к организации планирования и моделирования потоков в логистических системах и цепях поставок

В статье проанализирован процессный подход к планированию и моделированию цепей поставок. Сделан вывод об эффективности процессного подхода в силу его гибкости при моделировании и детализации бизнес-процессов в цепях поставок.

Логистический аутсорсинг как институциональная инновация и фактор снижения транзакционных издержек в цепях поставок

В статье проанализирован логистический аутсорсинг как инструмент повышения эффективности деятельности фирм в цепях поставок на основе оптимизации административных и транзакционных издержек. Сделан вывод о необходимости использования логистических про...

Изменение подхода к использованию ESG-концепций российскими хозяйствующими субъектами в рамках своих PR-стратегий

Безопасность интегрированных корпоративных структур на основе риск-ориентированного подхода к управлению цепями поставок

В статье проанализирован риск-ориентированный подход к управлению интегрированными корпоративными структурами и цепями поставок. Сделан вывод о решающем значении информационного обеспечения и эффективных коммуникаций в управлении рисками в цепях пост...

SCOR-моделирование в цепи поставок при анализе и реинжиниринге бизнес-процессов торгово-промышленного предприятия

В статье рассмотрены особенности анализа и реинжиниринга бизнес-процессов торгово-промышленного предприятия, участника цепи поставок. Приводится обоснование целесообразности применения референтной отраслевой модели SCOR.

Система KPI как инструмент управления эффективностью компании

В статье рассмотрены теоретические аспекты системы ключевых показателей эффективности и ее связь с концепцией ССП, а также процесс разработки системы на примере сельскохозяйственной организации.

Цифровизация бизнес-процессов

В данной статье рассматриваются основные аспекты цифровизации бизнес-процессов, обоснована актуальность внедрения цифровых решений, рассмотрены инструменты цифровизации, определены возможные сложности, которые возникают у компаний в процессе цифровиз...

Задать вопрос