Анализ погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (477) июль 2023 г.

Дата публикации: 24.07.2023

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Пронин, К. Н. Анализ погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота / К. Н. Пронин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 30 (477). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/archive/477/105063/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель работы — проанализировать значение погрешности кинематического указателя числа Маха в кабине пилота, а также рассмотреть пригодность применения пакетных программ SOLID WORKS в изучении и численном анализе аэродинамических характеристик самолета.

В статье описывается теоретический минимум для понимания определения числа Маха с помощью кинематического указателя. Рассматривается зависимость погрешностей от скоростей, высот и зависимостей окружающей среды, и прикладывается расчетный анализ характеристик.

Число Маха

Число Маха используется для характеристики скорости движения объекта в среде. Оно определяет, насколько быстро движется объект в отношении скорости распространения звуковых волн в данной среде. Для различных объектов и сред число Маха имеет разное значение и может быть как меньше единицы (движение объекта со скоростью меньше скорости звука), так и больше единицы (движение объекта со скоростью больше скорости звука). Знание числа Маха позволяет рассчитывать аэродинамические свойства объекта, такие как сопротивление воздуха, эффективность топлива. Все эти характеристики необходимы пилоту для определения эффективного полета и контроля над самолетом.

Формула числа Маха выглядит следующим образом:

где M — число Маха, V — скорость тела, a — скорость звука в среде, в которой движется тело.

Таким образом число М учитывает в себе скорость движения и изменение параметров воздушной среды через скорость звука, которая как раз от этих параметров и зависит.

Кинематический указатель числа Маха: устройство и методы измерения

Понимая основы определения числа Маха, рассмотрим внутреннее оснащение кинематического указателя.

Кинематический указатель

Рис. 1. Кинематический указатель

Воздух, набегая на летательный аппарат, в результате своего движения обладает некоторой кинетической энергией или, попросту говоря, скоростным напором ( ).

Попадая в приемник воздушного давления (ПВД, или Трубку Пито) он тормозится, и его напор превращается в давление на мембрану стрелочного прибора-указателя. Чем быстрее летит самолет, тем больше скоростной напор, тем большую скорость показывает стрелка прибора.

Воздух взаимодействует с аэродинамическими поверхностями самолета, определяя тем самым параметры его полета. А эти параметры зависят от параметров состояния воздуха, как газа, которые, конечно, зависят от условий, в которых находится данный объем газа.

Трубка Пито выглядит так.

Трубка Пито

Рис. 2. Трубка Пито

Для расчета скорости применяется следующая формула:

Полное давление Р, динамическое — Р1, статическое — Р0, скорость полета (потока) — V, плотность воздуха ρ.

Выражаем нужное нам

Благодаря выводу этих формул, можно начинать подготовку к опытам.

Сравнение характеристик

Для сравнения я буду использовать практические характеристики, которые я взял из данных полета самолета Boeing 747–800 по датчику числа Маха, расчетное число маха, которое буду выводить через вышеупомянутые формулы, и результаты, предлагаемые программными комплексами Solid Works.

Модель самолета Boeing 747–800

Рис. 3. Модель самолета Boeing 747–800

Создаю гибридную сетку расчета и устанавливаю примерное количество ячеек в 5800000. Датчик скорости, как и в реальной модели расположения трубки Пито, ставлю в носовой части.

Таблица 1

Сравнение скорости звука в км/ч

Высота, м

Практические данные, км/ч

Расчетные данные, км/ч

Solid Works , км/ч

0

1 225,2

1 223,54

1 227,1

1000

1 211,7

1 210,4

1 213,2

3000

1 183,7

1 184

1 184,4

5000

1 154,2

1 149,9

1 153,1

7000

1 124

1 124,7

1 125,1

9000

1 094,3

1 094,2

1 093,6

11000

1 062,4

1 062,3

1 060,43

Далее можно произвести подсчеты и вычислить погрешность.

Таблица 2

Сравнение погрешности скорости звука в процентах

Высота, м

Погрешность расчетных относительно практических

Погрешность программных относительно практических

0

0,0013

0,0015

1000

0,0010

0,0253

3000

0,0002

0,0005

5000

0,0037

0,0021

7000

0,0006

0,0011

9000

0,0001

0,0010

11000

0,0001

0,0024

Сравнив скорость звука, понимаем, что погрешность для использования программных комплексов отличается, но не больше, чем 2 единицы второго числа после запятой, в этом случае погрешность можно считать допустимую при расчетах аэродинамических аппаратов гражданской авиации.

Далее запускаем расчет с формулами, где укажем определение числа Маха и посмотрим сравнительно на показания датчика Маха во время полета и рассчитаем реальное число маха.

Таблица 3

Сравнение числа Маха

Высота, м

Показания кинематического указателя

Показания расчетного реального

Погрешность, %

0

0,41

0,361

0,119

3000

0,56

0,502

0,103

5000

0,68

0,601

0,116

9000

0,79

0,753

0,046

Как видно из таблицы, погрешность существует, количественно больше, нежели погрешность скорости звука из прошлого расчета. Кинематический указатель указывает показание всегда больше, и ошибается на 1–2 деления по шкале прибора.

Таким образом, анализ показал большую погрешность при определении числа Маха кинематическим указателем. Доказана эффективность применения программных комплексов, в частности пакет Solid Works, который показал хорошие данные погрешности, применимые в гражданской авиации.

Литература:

  1. Statistical Data for the Boeing-747–400 Aircraft in Commercial Operations. U. S. Department of Transportation Federal Aviation Administration, 2005. 244 c.
  2. Мышенков В. И., Малашин А. А., Галахов Г. Д., Орехов А. Д., Пименов А. С., Пронин К. Н. Исследование пригодности ППП «NUMECA» для численного решения задач внешнего обтекания. Лесной вестник / Forestry Bulletin, 2018. Т. 22. № 6. С. 123–131.
  3. Пронин К. Н. Популяризация прикладной математики (на примере аэродинамики) для школьников и студентов. Техническое творчество молодёжи № 1 (137) 2023. 32–36 с.
Основные термины (генерируются автоматически): число Маха, кинематический указатель, скорость звука, погрешность, SOLID, WORKS, гражданская авиация, кинематический указатель числа Маха, скоростной напор.


Похожие статьи

Задача определения баллистических коэффициентов функционала управления дальностью беспилотного летательного аппарата

В современных беспилотных баллистических летательных аппаратах межконтинентальной дальности полета в системе управления реализован функциональный метод наведения, определяющий правило выбора момента отключения разгонного блока в целях минимизации отк...

Анализ точностных характеристик систем навигации подвижных наземных объектов и их сравнение с требуемыми характеристиками в зависимости от решаемой задачи

В статье дан сравнительный анализ точностных характеристик систем навигации подвижных наземных объектов и их сравнение с требуемыми характеристиками в зависимости от решаемой задачи. В ходе анализа выявлено, что значения СКО при определении координат...

Оценка ослабления радиосигнала по методу идеальной радиопередачи с учетом влияния земной поверхности

В статье представлен упрощенный метод распространения сигнала в свободном пространстве с учетом влияния земной поверхности. Произведен приблизительный расчет потерь сигнала радиовещательной станции при распространении от г. Казань до поселка Бутыри.

Компьютерная модель для лабораторной работы «Выбор оптимальной траектории движения транспортного робота с использованием задачи о коммивояжере»

Основная задача работы — синтез виртуальной модели для нахождения оптимального пути робота в заданном многопараметрическом пространстве. Цель — постановка компьютерной лабораторной работы, связанной с решением задач линейного и дискретного программир...

Оценки надёжности контрольно-измерительных приборов Таваксайской ГЭС

В статье рассматриваются основные аспекты вероятности безотказной работы при эксплуатации узлов контрольно-измерительных приборов (КИП) гидроэнергетических станций. Показана взаимосвязь механической и метрологической надежности, которая тесно связана...

Сравнительный анализ пропорциональной и релейной АСР мощности ядерного реактора

В данной работе представлен сравнительный анализ математической модели реактора со сосредоточенными параметрами с наиболее распространенных системами автоматического регулирования — пропорциональной и релейной. В SIMULINK MATLAB получены переходные п...

Расчет пластин на действие локальных нагрузок аналитическим методом с применением обобщенных функций

В статье описывается применение аналитического метода расчета пластин с нарушениями регулярности в виде ребер при воздействии сосредоточенных нагрузок. Для аппроксимации локальных влияний используются разрывные функции, что позволяет определять компо...

Методы экспресс-контроля качества строительства автомобильных дорог. Часть 2. Уплотнение щебеночных оснований

В публикации выполнен обзор оборудования и приборов, которые могут быть применены для оперативного контроля степени уплотнения щебеночных оснований. Разработан алгоритм расчета коэффициента уплотнения по показаниям конусного пенетрометра. Применение ...

Формирование облика навигационной системы для подвижного наземного объекта

Рассматривается формирование облика навигационной системы подвижного наземного объекта, предлагается состав системы с описанием его элементов. В качестве алгоритма обработки информации предлагается использование алгоритма обработки информации позволя...

Методический подход к оценке надежности аппаратуры системы управления летательных аппаратов с учетом формирования потока неисправностей с использованием рекуррентного алгоритма

Настоящая статья посвящена созданию универсальной методике оценки надежности на основе применения метода статистических испытаний математической модели надежности аппаратуры СУ, отображающей реальную систему управления, в основу которого положен расч...

Похожие статьи

Задача определения баллистических коэффициентов функционала управления дальностью беспилотного летательного аппарата

В современных беспилотных баллистических летательных аппаратах межконтинентальной дальности полета в системе управления реализован функциональный метод наведения, определяющий правило выбора момента отключения разгонного блока в целях минимизации отк...

Анализ точностных характеристик систем навигации подвижных наземных объектов и их сравнение с требуемыми характеристиками в зависимости от решаемой задачи

В статье дан сравнительный анализ точностных характеристик систем навигации подвижных наземных объектов и их сравнение с требуемыми характеристиками в зависимости от решаемой задачи. В ходе анализа выявлено, что значения СКО при определении координат...

Оценка ослабления радиосигнала по методу идеальной радиопередачи с учетом влияния земной поверхности

В статье представлен упрощенный метод распространения сигнала в свободном пространстве с учетом влияния земной поверхности. Произведен приблизительный расчет потерь сигнала радиовещательной станции при распространении от г. Казань до поселка Бутыри.

Компьютерная модель для лабораторной работы «Выбор оптимальной траектории движения транспортного робота с использованием задачи о коммивояжере»

Основная задача работы — синтез виртуальной модели для нахождения оптимального пути робота в заданном многопараметрическом пространстве. Цель — постановка компьютерной лабораторной работы, связанной с решением задач линейного и дискретного программир...

Оценки надёжности контрольно-измерительных приборов Таваксайской ГЭС

В статье рассматриваются основные аспекты вероятности безотказной работы при эксплуатации узлов контрольно-измерительных приборов (КИП) гидроэнергетических станций. Показана взаимосвязь механической и метрологической надежности, которая тесно связана...

Сравнительный анализ пропорциональной и релейной АСР мощности ядерного реактора

В данной работе представлен сравнительный анализ математической модели реактора со сосредоточенными параметрами с наиболее распространенных системами автоматического регулирования — пропорциональной и релейной. В SIMULINK MATLAB получены переходные п...

Расчет пластин на действие локальных нагрузок аналитическим методом с применением обобщенных функций

В статье описывается применение аналитического метода расчета пластин с нарушениями регулярности в виде ребер при воздействии сосредоточенных нагрузок. Для аппроксимации локальных влияний используются разрывные функции, что позволяет определять компо...

Методы экспресс-контроля качества строительства автомобильных дорог. Часть 2. Уплотнение щебеночных оснований

В публикации выполнен обзор оборудования и приборов, которые могут быть применены для оперативного контроля степени уплотнения щебеночных оснований. Разработан алгоритм расчета коэффициента уплотнения по показаниям конусного пенетрометра. Применение ...

Формирование облика навигационной системы для подвижного наземного объекта

Рассматривается формирование облика навигационной системы подвижного наземного объекта, предлагается состав системы с описанием его элементов. В качестве алгоритма обработки информации предлагается использование алгоритма обработки информации позволя...

Методический подход к оценке надежности аппаратуры системы управления летательных аппаратов с учетом формирования потока неисправностей с использованием рекуррентного алгоритма

Настоящая статья посвящена созданию универсальной методике оценки надежности на основе применения метода статистических испытаний математической модели надежности аппаратуры СУ, отображающей реальную систему управления, в основу которого положен расч...

Задать вопрос