Йога в школе. Влияние йоги на эмоциональное состояние подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №30 (477) июль 2023 г.

Дата публикации: 25.07.2023

Статья просмотрена: 243 раза

Библиографическое описание:

Евдокимова, О. В. Йога в школе. Влияние йоги на эмоциональное состояние подростков / О. В. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 30 (477). — С. 165-171. — URL: https://moluch.ru/archive/477/105064/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной работе подробно проводится изучение йоги, как вида физической активности и духовой практики, рассматривается ее влияние не только на физическое, но и на психологическое здоровье человека. Также изучается отношение подростков к занятиям йоги.

В ходе работы был выполнен анализ научной литературы, касающейся данной оздоровительной системы, проведено анкетирование среди подростков 17–18 лет чтобы узнать их отношение к данной оздоровительной культуре. Был составлен комплекс упражнений по йоге и комплекс для медитации, который выполнялся в течение месяца экспериментальной группой для того чтобы выяснить, как влияет йога на психические показатели подростков.

Ключевые слова: йога, оздоровительная культура, здоровье человека, эмоциональное и физическое состояние, медитативная практика.

Введение

Йога состоит из асан (упражнений), дыхательных техник и медитаций (пассивных и активных). Данная оздоровительная система направлена на улучшение эмоционального фона, гибкости и координации, помогает повысить физические показатели и концентрацию внимания. Существенным плюсом йоги является то, что практиками могут заниматься все желающие, как в домашних условиях, так и в специальных учреждениях, вне зависимости от пола, возраста, религии и физической подготовки.

Актуальность

В современном мире человек окружен множеством факторов, которые оказывают отрицательное воздействие на его здоровье. Так, большинство людей ведут сидячий образ жизни, что способствует развитию различных заболеваний. Ежедневная умственная нагрузка и стресс приводят к нарушению эмоционального фона, появляется постоянная усталость, замедляется ритм жизни, снижается продуктивность деятельности человека. Решением данных проблем может являться введение в повседневную жизнь йоговских практик.

Цель:

Выяснить, какое влияние оказывают занятия йогой на психическое здоровье старшеклассников.

Задачи:

  1. Ознакомиться с разновидностями духовной практики йоги.
  2. Составить эффективный оздоровительный комплекс упражнений и комплекс для медитации, направленный на улучшение физического и психологического состояния учеников 11 класса.
  3. Провести эксперимент для подтверждения гипотезы.

Гипотеза:

Регулярные занятия йогой оказывают положительное влияние на физическое и душевное состояние человека.

Объект исследования: учащиеся 11 класса в возрасте 17–18 лет.

Предмет исследования: влияние йоговских практик на физическое и психологическое состояние подростков.

Основы йоги

Йога состоит из 8 этапов, которые следует поочередно осваивать не только для овладения, но и для становления гармоничной личности, достижения состояния просветления.

8 ступеней йоги:

  1. Яма — позволяет проработать человеку морально-волевые качества, чтобы он научился правильно действовать по отношению к окружающему миру.

Существует 5 ям: Ахимса (ненасилие); Сатья (честность); Астея (запрет на воровство); Апариграха (бескорыстие, щедрость); Брахмачарья (видение во всем Божественности).

  1. Нияма — направлено на обретение гармонии со своим внутренним миром.
  2. Шауча (чистота тела, речи и ума); Тапах (самоконтроль и воздержание);
  3. Сантоша (удовлетворённость, скромность, жизнелюбие); Свадхьяя (саморазвитие); Ишвара Пранидхана (работа на благо общества, альтруизм).
  4. Асаны учат нас работать со своим телом. Укрепляют, обновляют и положительно влияют на душевное и физическое состояние, эндокринную систему.
  5. Пранаямы предназначены для того, чтобы научиться работать с дыханием. Именно правильное дыхание придает нам энергии, делает работу мозга более продуктивной и помогает контролировать свои эмоции.
  6. Пратьяхара, Дхарана и Дхъяна направлены на обучение работы с разумом.
  7. Самадхи — полное погружение в медитацию, чтобы избавиться от противоречий между внутренним и внешним мирами.

Рекомендации и принципы практических занятий.

  1. Перед тем, как начать заниматься практиками, человек должен сразу поставить перед собой те задачи, которые являются наиболее приоритетными для него. Это позволит повысить эффективность тренировок и поможет достичь желаемого результата.
  2. Следует выбрать именно то направление, которое больше всего близко по духу.
  3. Каждая поза (асана) должна выполняться сознательно. Необходимо концентрироваться на своих движениях и ощущениях, не отвлекаться на то, что происходит вокруг, и не думать о посторонних вещах. Это одна из первых трудностей, с которыми сталкивается каждый начинающий. Но нужно научиться это делать. Без умения слышать свое тело и без осознанного внимания занимающийся не сможете добиться прогресса в йоге.
  4. Заниматься йогой следует постепенно, не следует заставлять себя делать те асаны, которые могут спровоцировать тяжелые или дискомфортные ощущения. Если занимающемуся не удается выполнить какое-то упражнение, необходимо на время оставить его. После того, как повысится уровень знаний и навыков, можно будет вернуться к данной позе и попробовать ее ещё раз.
  5. Занятия йогой выполняются на голодный желудок. Следует отказаться от приема пищи за 2–3 часа до тренировки. После практики можно приступать к еде не раньше, чем через полчаса.
  6. Выбирать следует такую одежду, которая не будет сковывать движения. Обычно йога практикуется босиком, поэтому обувь не понадобится. Заниматься лучше всего на специальном коврике для йоги, а не на полу. Можно воспользоваться специальным оборудованием для занятий йогой.

Экспериментальная часть.

Методы и организации исследования.

Анализ литературы по исследуемой теме. Составление анкеты и анкетирование. Исследование интересов опрашиваемых в сфере оздоровительных видов спорта. Проведение эксперимента. Наблюдение и анализ полученных результатов.

Объекты исследования.

В качестве объекта исследования в анкетировании и эксперименте принимали участие ученики в возрасте 17–18 лет.

Анкетирование.

В опросе приняло участие 25 учеников, которые высказали свое мнение об оздоровительных занятиях и их влияние на здоровье человека.

Анкета состоит из 7 следующих вопросов:

  1. Каким способом вы поддерживаете своё физическое здоровье, помимо уроков физической культуры?
  2. Помогают ли вам занятия спортом улучшить своё эмоциональное состояние?
  3. Знаете ли вы про существование такой древней практики, как йога?
  4. Занимаетесь ли вы йогой?
  5. Как вы считаете, способна ли йога улучшить ваше психологическое и эмоциональное состояние?
  6. Какие, по вашему мнению, качества может развить йога у человека?
  7. Как вы относитесь к введению йоги на урок физической культуры?

Результаты анкетирования

Проведя анкетирование, можно сделать следующие выводы:

  1. 92,5 % опрошенных учеников поддерживает свое физическое здоровье.
  2. После занятий спортом у 91,5 % участников анкетирования улучшается эмоциональное состояние.
  3. 96 % человек из опрошенных знакомы с такой древней практикой, как йога.
  4. 78,5 % учеников занимаются йогой.
  5. По мнению 92,5 % учащихся, йога оказывает положительное влияние и на психологическое, и на эмоциональное состояние.
  6. К таким качествам, которые можно развить благодаря занятиям йогой 75,4 % подростков отнесли память, концентрацию внимания и стрессоустойчивость.
  7. 78,5 % опрошенных учеников относится к введению йоги на урок физической культуры положительно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что положительное отношение учащихся к занятиям йогой отражает заинтересованность и важность для поддержания здорового образа жизни.

Эксперимент

Для проведения эксперимента я составила определенный комплекс упражнений для медитации, который подходит для начинающих. Чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу, провели исследование. На уроках физической культуры 11 класс был разделен на 2 подгруппы-контрольную и экспериментальную. Ребята контрольной подгруппы занимались на уроке по обычной программе, раздела «Спортивные игры». В урок занимающихся экспериментальной группы был интегрирован фрагмент йоговской практики, включающий упражнения на гибкость, баланс и медитативную практику. Так они занимались в течение месяца 3 раза в неделю. Урок экспериментальной группы обязательно заканчивался проведением медитативной практики в отдельном зале и под расслабляющую приятную музыку.

Комплекс упражнений для медитативной практики:

  1. Выберите тихое и уединенное место, ничто не должно вас отвлекать. Займите удобное положение. Не рекомендуется лежать, лучше сесть на полу или попробовать сидеть в позе лотоса.
  2. Выберите точку фокуса. Она может быть внутренней — мнимая сцена, или внешней — пламя свечи. Следовательно, глаза могут быть открытыми или закрытыми. В начале очень сложно сконцентрироваться и избегать отвлекающих мыслей, поэтому точка фокусировки должна быть сильным смыслом, понятным и четким, чтоб в любой момент вы могли к ней вернуться.
  3. Точка фокуса обязательно должна быть чем-то успокаивающим для вас. Это может быть тропический пляж на закате дня, лесная поляна или фруктовый сад в деревне рядом с домом бабушки и дедушки, где вы бывали в детстве. Визуальную медитацию можно делать в тишине, а можно включить расслабляющую музыку или аудиозапись с подсказками к медитации.
  4. Старайтесь максимально задействовать все ваши чувства. Например, ваша точка фокуса — лес. Представьте, что вы идете по поляне, а холодная роса попадает вам на ноги, вы слышите пение многих птиц, чувствуете запах сосны, вдыхаете чистый воздух полной грудью.

Картинка должна быть максимально живой. Медитируйте 10–15 минут.

Для определения влияния йоги на психоэмоциональное состояние человека я взяла за основу показатели концентрации внимания и показатели уровня тревожности.

Для определения показателей концентрации внимания в качестве психологического состояния человека, я использовала методику Мюнстерберга: среди буквенного текста имеются слова, которые нужно как можно быстрее выделить, читая текст. В тексте содержится 25 слов, время выполнения задания — 2 минуты. Хорошим считается результат — 20 и более баллов (желательно без пропуска слов). Низкие показатели — 18 и менее баллов.

Материал:

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч

ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы

фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ

хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл

ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш

лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс

йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж

эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ

хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ

нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Ключ:

б солнце втргщоц район згуч новость хэьгчя факт уек экзамен троч

ягшгцк прокурор гурстабюе теория ентсджэбьам хоккей трсицы

фцуйгзх телевизор солджщзхюэлгщьба память шогхеюжпждргщ

хэнзд восприятие йцукенгшщзхъвафыапролдб любовь авфырпл

ослд спектакль ячсмитьбюжюе радость вуфцпэждлорпк народ ш

лджьхэшщ гиена куыфйш репортаж эждорлафывюефбь конкурс

йфячыцувскапр личность зхжэьеюдшщглоджэпр плавание дтлж

эзбьтрдщшжнпркыв комедия шлдкцуйф отчаяние йфоячвтлджэ

хьфтасен лаборатория гщдщнруцтргшщтлр основание зщдэркэ

нтаопрукгвсмтр психиатрия бплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Результаты теста на концентрацию внимания представлены в таблицах.

Результаты показателей теста на концентрацию внимания контрольной группы

Контрольная группа

Количество найденных слов

испытуемого

01.03.23

01.04.23

1

10 слов

9 слов

2

11 слов

7 слов

3

7 слов

15 слов

4

4 слова

6 слов

5

5 слов

9 слов

6

12 слов

12 слов

Результаты показателей теста на концентрацию внимания экспериментальной группы:

Экспериментальная группа

Количество найденных слов

№ испытуемого

01.03.23

01.04.23

1

9 слов

21 слово

2

13 слов

24 слова

3

7 слов

19 слов

4

5 слов

23 слова

5

12 слов

20 слов

6

6 слов

17 слов

Для определения показателей эмоционального состояния человека, я использовала методику Бека: в предоставленном опроснике, включающем в себя 21 симптом общей тревоги, необходимо внимательно изучить каждый вопрос и выбрать тот вариант, который беспокоил вас на протяжении последней недели, включая день выполнения теста.

Суждение

Совсем не

беспокоит

Слегка. Не

слишком меня

беспокоит

Умеренно. Это

было неприятно,

но я могу это

перенести

Очень сильно.

Я с трудом

могу это

переносить

Ощущение онемения

или покалывания в теле

0

1

2

3

Ощущение жары

0

1

2

3

Дрожь в ногах

0

1

2

3

Неспособность

расслабиться

0

1

2

3

Страх, что произойдет

самое плохое

0

1

2

3

Головокружение или

ощущение легкости в

голове

0

1

2

3

Ускоренное

сердцебиение

0

1

2

3

Неустойчивость

0

1

2

3

Ощущение ужаса

0

1

2

3

Нервозность

0

1

2

3

Дрожь в руках

0

1

2

3

Ощущение удушья

0

1

2

3

Шаткость походки

0

1

2

3

Страх утраты контроля

0

1

2

3

Затрудненность

дыхания

0

1

2

3

Страх смерти

0

1

2

3

Испуг

0

1

2

3

Желудочно-кишечные

расстройства

0

1

2

3

Обмороки

0

1

2

3

Приливы крови к лицу

0

1

2

3

Усиление

потоотделения (не

связанное с жарой)

0

1

2

3

Подсчет баллов производиться путем сложения баллов по всем пунктам.

Результат: 0–21 = низкая тревожность.

Результат: 22–35 = средняя тревожность.

Результат: 36 и выше = потенциально опасный уровень беспокойства и тревоги.

Результаты показателей теста на показатель тревожности контрольной группы

Контрольная группа

Количество набранных баллов

№ испытуемого

01.03.23

01.04.23

1

32 балла

34 балла

2

28 баллов

32 балла

3

30 баллов

34 балла

4

21 балл

27 баллов

5

29 баллов

31 балл

6

31 балл

36 баллов

Результаты показателей теста на показатель тревожности экспериментальной группы

Экспериментальная группа

Количество набранных баллов

№ испытуемого

01.03.23

01.04.23

1

31 балл

24 балла

2

27 баллов

19 баллов

3

30 баллов

22 балла

4

29 баллов

23 балла

5

26 баллов

18 баллов

6

34 балла

25 баллов

Результаты эксперимента

Показатели концентрации внимания:

Результаты контрольной группы: общие показатели контрольной группы составили в среднем 8 слов до эксперимента, 9 слов после эксперимента, то есть ученики имели низкий уровень концентрации внимания.

Результаты экспериментальной группы: общие показатели экспериментальной группы составили в среднем 8 слов до эксперимента, 20 слов после эксперимента. Полученные данные свидетельствуют о том, что после исследования у учеников повысился уровень концентрации внимания.

Показатели уровня тревожности:

Результаты контрольной группы: общие показатели контрольной группы составили в среднем 28 баллов до эксперимента, 35 баллов после эксперимента, то есть ученики имели средний и повышенный уровень тревожности.

Результаты экспериментальной группы: общие показатели контрольной группы составили в среднем 29 баллов до эксперимента, 21 балл после эксперимента, то есть у учеников понизился уровень тревожности.

Заключение

Проведя исследование, я пришла к выводу, что йога — это уникальная оздоровительная система. Эффективность занятий йогой заключается в наличии определенной структуры и последовательности выполнения упражнений. Регулярное выполнение комплекса упражнений йоги улучшает показатели концентрации внимания, снижает уровень тревожности. В результате проведенной работы моя гипотеза подтвердились.

Рекомендации: для того, чтобы улучшить своё физическое и психологическое состояние путем освоения такой практики, как йога, следует обратиться к комплексу упражнений, который является наиболее простым и эффективным для начинающих. Данный комплекс упражнений и медитативных практик может помочь старшеклассникам легче пережить стресс, связанный с подготовкой и сдачей ЕГЭ, выбором профессии и дальнейшего жизненного пути, так как по опыту знаю, что этот период для ученика всегда волнительный и ответственный.Поэтому миссия педагога- не только обучить ребенка и дать ему как можно больше информации,но и сделать этот процесс спокойным и комфортным для ученика. Научить его концентрироваться на поставленной цели и спокойно преодолевать трудности, сохраняя спокойствие и позитив. Несомненно, такой настрой очень поможет и на школьном экзамене, и на экзамене под названием «жизнь».

Литература:

  1. Крапивина Е. А. Физические упражнения йогов. — М.: Знание, 2007.
  2. Йога для всех: путь к здоровью / Элис Кристенсэн. — Москва: Эскмо, 2019. — 192 с.
  3. Зайцева, И. А. Большая книга йоги / И. А. Зайцева. — М.: Эксмо, 2007. — 192 с.
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Йога
  5. https://www.publy.ru/post/2156
  6. https://www.yoga108.ru/articles/50yogas
  7. https://www.clubmango.ru/m/articles/yoga/
  8. https://www.yoga108.ru/articles/50yogas
  9. https://studbooks.net/640340/turizm/gibkost
  10. http://testoteka.narod.ru/pozn/1/26.html
Основные термины (генерируются автоматически): балл, слово, экспериментальная группа, контрольная группа, занятие йогой, йог, комплекс упражнений, концентрация внимания, медитативная практика, физическая культура.


Похожие статьи

Йога как уникальная оздоровительная система. Влияние йоги на физическое и эмоциональное состояние подростков

В данной работе подробно проводится изучение йоги, как вида физической активности, ее влияние не только на физическое, но и на психологическое здоровье человека. Также рассматривается отношение подростков к занятиям йоги. В ходе работы был выполнен ...

Исследование влияние йоги на физическую подготовленность студентов группы ЛФК

В статье рассматривается влияние йоги на физическую подготовленность студентов, занимающихся в группе ЛФК, приведены основные физические тесты на определение важнейших мышечных групп.

Рекреация и спорт

В представленной работе рассмотрена взаимосвязь физической рекреации с элементами спорта с физическим и интеллектуальным самочувствием человека. Цель исследования — определение влияния физической рекреации с элементами спортивной деятельности на проц...

Эмоциональное развитие дошкольника средствами физической культуры и йоги

Данная работа посвящена изучению особенностей эмоциональной сферы дошкольника, как базовой основы личностного развития человека с использованием методического комплекса на основе физических упражнений, психогимнастических игр и средств хатха-йоги.

Влияние йоги на мужской организм

Статья посвящена исследованию проблем эффективного влияния йоги на мужской организм. Внимание акцентируется не только на использовании данной практики, но и стереотипах, сложившихся вокруг неё.

Использование фитнеса на уроках физической культуры и его влияние на двигательные качества детей младшего школьного возраста

Статья исследует влияние применения фитнес-упражнений на уроках физической культуры на развитие двигательных навыков у детей младшего школьного возраста. Статья предоставляет анализ полученных данных и делает выводы о положительном влиянии фитнеса н...

Психолого-педагогические аспекты физкультуры

В статье анализируются педагогический и психологический аспекты физического воспитания студентов. Рассматриваются факторы, влияющие на психологическое состояние и то, чему в целом происходит обучение студентов на занятиях физкультуры. Также, описывае...

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Возможности и перспективы использования средств и методов йоги в системе физического воспитания студентов вуза

Данная статья посвящена рассмотрению такой системы оздоровления как йога и ее использование в программе физического воспитания студентов вуза.

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Похожие статьи

Йога как уникальная оздоровительная система. Влияние йоги на физическое и эмоциональное состояние подростков

В данной работе подробно проводится изучение йоги, как вида физической активности, ее влияние не только на физическое, но и на психологическое здоровье человека. Также рассматривается отношение подростков к занятиям йоги. В ходе работы был выполнен ...

Исследование влияние йоги на физическую подготовленность студентов группы ЛФК

В статье рассматривается влияние йоги на физическую подготовленность студентов, занимающихся в группе ЛФК, приведены основные физические тесты на определение важнейших мышечных групп.

Рекреация и спорт

В представленной работе рассмотрена взаимосвязь физической рекреации с элементами спорта с физическим и интеллектуальным самочувствием человека. Цель исследования — определение влияния физической рекреации с элементами спортивной деятельности на проц...

Эмоциональное развитие дошкольника средствами физической культуры и йоги

Данная работа посвящена изучению особенностей эмоциональной сферы дошкольника, как базовой основы личностного развития человека с использованием методического комплекса на основе физических упражнений, психогимнастических игр и средств хатха-йоги.

Влияние йоги на мужской организм

Статья посвящена исследованию проблем эффективного влияния йоги на мужской организм. Внимание акцентируется не только на использовании данной практики, но и стереотипах, сложившихся вокруг неё.

Использование фитнеса на уроках физической культуры и его влияние на двигательные качества детей младшего школьного возраста

Статья исследует влияние применения фитнес-упражнений на уроках физической культуры на развитие двигательных навыков у детей младшего школьного возраста. Статья предоставляет анализ полученных данных и делает выводы о положительном влиянии фитнеса н...

Психолого-педагогические аспекты физкультуры

В статье анализируются педагогический и психологический аспекты физического воспитания студентов. Рассматриваются факторы, влияющие на психологическое состояние и то, чему в целом происходит обучение студентов на занятиях физкультуры. Также, описывае...

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Возможности и перспективы использования средств и методов йоги в системе физического воспитания студентов вуза

Данная статья посвящена рассмотрению такой системы оздоровления как йога и ее использование в программе физического воспитания студентов вуза.

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Задать вопрос