Переход к информационному обществу характеризуется формированием новых отношений между человеком и властью. Информатизация как одно из главных направлений развития государства способствует существенному повышению производственной эффективности, снижению возможных рисков и точной передаче необходимой информации для принятия государственных решений. Формирование данных технологий способствует повышению эффективности передачи информации и открывает новые горизонты развития современных коммуникаций. Требования, предоставляемые к кандидатам на должности в государственной гражданской службе в области информационно-коммуникационных технологий, имеют общий характер и не полностью соответствуют требованиям, необходимым в современном цифровом мире. На основе анализа цифровых компетенций в государственном секторе сделаны выводы о необходимости разработки единой методики обучения основам цифровой трансформации государственных служащих Российской Федерации. Авторы статьи предлагают закрепить понятие цифровых компетенций государственных служащих, а также дополнить состав личностных цифровых компетенций государственных гражданских служащих в Справочнике квалификационных требований, разделив их на уровни, в соответствии с должностными функциями.
Ключевые слова: цифровые компетенции, государственные гражданские служащие, информационная безопасность, кибертерроризм.
Цифровые технологии с огромной скоростью проникают и развиваются во всех сферах жизнедеятельности современного общества. Информатизация, как одно из приоритетных направлений развития государства, позволяет значительно увеличить производственную эффективность, минимизировать возможные риски, а также точно передать необходимую информацию, для принятия государственных решений. Формирование данных технологий дает нам возможность выхода на значительно высокую степень передачи информации и открывает новейшие пути развития современной коммуникации.
Правительство Российской Федерации осознало необходимость цифрового развития для поддержания конкурентоспособных позиций в современном формирующемся цифровом пространстве. Информационная сфера также оказывает значительное влияние на обеспечение государственной, экономической, политической и военной защиты страны, что значительно увеличивает важность формирования информационной безопасности, а также осуществление борьбы с кибертерроризмом. Возникновение данной необходимости связано с тем, что развитие цифровых технологий помимо позитивных результатов, создает благоприятные условия для возникновения такого негативного явления, как совершение кибертеррористических атак на базы данных и компьютерные системы. Эти противозаконные действия направлены на причинение материального, физического вреда, искажение важных данных, совершения атак с целью террора, шантажа и военного конфликта, и в первую очередь они угрожают государственной безопасности [1]. Эффективное применение цифровых технологий, с учетом соблюдения всех норм и правил информационной безопасности, позволяет повысить эффективность и результативность всех процессов жизнедеятельности и подготовить фундамент для перехода к информационному обществу. В соответствии с этим появляется необходимость аналитической и научно-методической проработки осуществления такого рода изменений.
В результате перехода большинства ключевых функций в цифровое пространство возникает потребность комплексной модернизации системы государственного управления. Данная деятельность предполагает всестороннее изменение, которое включает в себя трансформацию механизма предоставления государственных услуг, переведения служебных веб-сайтов органов власти и их подведомственных учреждений на единую платформу, внедрение и совершенствование разнообразных платформенных решений, а также повышение эффективности и результативности работы органов государственного управления [2]. Стоит отметить, что продуктивная деятельность всей системы государственного управления непосредственно зависит от качества сотрудников, их способности решать сложные задачи в современном цифровом развивающемся мире. Несмотря на то, что современные информационные продукты создают ИТ специалисты, представляющие собой коммерческий сектор, использование данных разработок становится задачей государственных гражданских служащих. В результате этого появляется необходимость оценки существующего и требуемого уровня обладания знаниями и навыками в области цифровых технологий у государственных гражданских служащих. Создается также потребность поиска методов оценки данных умений и способов их формирования.
В связи с тем, что необходимость обеспечения информационной безопасности и создание конкурентоспособных позиций в цифровом пространстве становится актуальным вопросом, возникает необходимость в формировании цифровой грамотности и цифровых компетенций в органах власти всех уровней. Государственные служащие доложены быть способны использовать цифровые технологии в своей деятельности, для получения доступа к информации, управлять ею, интегрировать, оценивать, создавать и передавать информацию с соблюдением этических и правовых норм. Следовательно, уровень государственного развития напрямую зависит от профессионализма данных людей. В связи с этим открываются новые возможности повышения качества государственного управления и начинают предъявляется особые требования к компетенции государственного служащего. Данные лица учувствует во всех процессах принятия государственных решений и является основными проводниками информации в современном обществе. Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает формирование такого документа, который определяет квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы [3]. Данные требования к знаниям, умениям и навыкам к претендентам на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации базируются непосредственно на прогрессивном российском и иностранном опыте. Они зафиксированы в справочнике, который создан Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации [4]. В современном информационном мире компетенции государственного гражданского служащего должны трансформироваться в соответствии с новыми целями, которые стоят перед государством. Министерством труда и социальной защиты также был создан методический инструментарий, который определяет подходы к применению данного справочника. Согласно методическому инструментарию «компетенция — комплекс проявляемых в поведении гражданского служащего профессиональных и личностных качеств, свидетельствующий о наличии необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей знаний, умений, а также опыта профессиональной деятельности». Квалификационный справочник содержит необходимые требования к грамотности претендентов на замещение должностей государственной гражданской службы в сфере информационных технологий:
— знание основ информационной безопасности и защиты информации;
— знание основных положений законодательства о персональных данных;
— знание общих принципов функционирования системы электронного документооборота;
— знание основных положений законодательства об электронной подписи;
— знания и умения по применению персонального компьютера [5]
Данные требования к знаниям и умениям в области информационно-коммуникационных технологий имеют общий характер и недостаточно отвечают необходимым требованиям современного цифрового мира. В результате анализа должностных регламентов, представленных на портале «Госслужба», Е. В. Васильева, В. Н. Пуляева и В. А. Юдина пришли к выводу, что отсутствует единый шаблон требований к профессиональным знаниям и умениям для должностей государственной гражданской службы в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. [6]
Цифровое развитие происходит с большой скоростью, что создает необходимость создания современной модели компетенций, которой должны обладать государственные гражданские служащие. В результате этого, необходимо закрепить понятие цифровых компетенций государственных служащих, а также дополнить состав личностных цифровых компетенций государственных гражданских служащих в Справочнике квалификационных требований, разделив их на уровни, в соответствии с должностными функциями. Тем самым, создать единый шаблон требований к профессиональным знаниям и умениям. Это позволит более быстро адоптироваться государственному служащему к новым условиям, при переходе из одного органа власти в другой, что позволяет экономить время и средства на переобучение сотрудников.
Поддержка необходимого уровня квалификации сотрудников и восполнение нехватки кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий в государственном секторе должно стать главным направлением дополнительного профессионального образования. Программы образования государственных служащих должны быть модифицированы, а именно дополнены учебными дисциплинами, направленными на развитие цифровых компетенций обучающихся. Это необходимо для формирования высококвалифицированного специалиста, который в полной мере владеет цифровыми компетенциями, обладает техническими цифровыми знаниями и цифровой культурой.
Литература:
- Гедгафов М. М. Развитие кибертерроризма в условиях глобализации информационного пространства // Образование и право. 2021. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kiberterrorizma-v-usloviyah-globalizatsii-informatsionnogo-prostranstva (дата обращения: 02.01.2023).
- Кайсарова В. П., Винокурова М. Ю. Профессиональное развитие цифровых компетенций современных государственных служащих: российский и зарубежный опыт // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-tsifrovyh-kompetentsiy-sovremennyh-gosudarstvennyh-sluzhaschih-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 06.01.2023).
- Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. Ст. 3215.
- Базовые квалификационные требования [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. — URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/ gossluzhba/11/1 (дата обращения: 30.12.2022)
- Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учётом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. Утв. Минтрудом России. [Электронный ресурс]. URL: https://rosmintrud.ru/ (дата обращения: 20.12.2022).
- Васильева Е. В. Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации / Е. В. Васильева, В. Н. Пуляева, В. А. Юдина // Бизнес-информатика. 2018. № 4 (46). С. 28–42.