В статье рассматриваются группы коммуникативных универсальныхучебных действий младших школьников, критерии их оценивания, структура коммуникативных умений.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные универсальные действия младших школьников, критерии оценивания, структура коммуникативных умений.
Тhe article focuses on the clusters of universal educational actions in communication among primary school students, the standards used to assess them, and the composition of their communication abilities.
Keywords: communication is a universal activity among junior schoolchildren, and it involves various actions, the assessment criteria for communication are important in determining the level of communicative skills, the structure of communicative skills also plays a significant role in this process.
Успешное взаимодействие с окружающим миром зависит от коммуникативных действий, которые играют важную роль в формировании жизненной стратегии человека. Выбор младшего школьника можно определить как вариант поведения в другой ситуации, когда ребенок осознанно выбирает свои действия, учитывая возможные последствия. [2]. Для обеспечения развития коммуникативных универсальных учебных навыков у младших школьников необходимо создать условия, способствующие формированию субъектной позиции учащихся как в учебной деятельности, так и в общей школьной жизни. [1].
Психолог Е. Е. Кравцова проводит анализ проблемы, связанной с готовностью. детей к обучению в школе, дети активно используют язык в соответствии с ситуацией и контекстом общения, а также проявляют способность к сотрудничеству и взаимодействию. сотрудничество среди сверстников осуществляется через выполнение общих задач, соблюдение установленных правил и примеров, а также через коммуникацию, основанную на сотрудничестве и соревновании. [4].
Психологи (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов) различают три группы универсальных коммуникативных действий в зависимости от трех основных аспектов коммуникативной деятельности: взаимодействие, сотрудничество и условие коммуникации. интериоризации [2].
Давайте рассмотрим данные категории и критерии для их оценки.
Первый кластер — коммуникация в качестве взаимодействия (интеракции). Этот кластер включает коммуникативные навыки, которые учитывают точку зрения собеседника в совместной деятельности. Факторы, способствующие формированию или общему уровню развития коммуникации, включают:
1) Навыки использования словесных и невербальных способов общения; 2) Желание общаться с людьми своего возраста и взрослыми; 3) Положительное отношение к сотрудничеству как процессу и эмоциональному явлению; 4) Готовность и умение активно слушать своего собеседника; 5) Сосредоточенность на партнере во время общения.
Оценка выделенных учебных умений основывается на следующих основных критериях:
1) «Уважение к различным точкам зрения, ориентация на мнения других людей, которые отличаются от нашего собственного мнения». 2) «Понимание и принятие возможности разнообразных позиций и точек зрения на определенную тему или вопрос». 3) «Учет различных мнений и умение обосновать свое собственное мнение и позицию». 4) «Понимание и принятие возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, явления или события; осознание относительности оценок или подходов к выбору.
Коммуникация во второй группе рассматривается как сотрудничество.Вданную категорию входят коммуникативные навыки, которые способствуют сотрудничеству. Для достижения общей цели, данная группа коммуникативных УУД основывается на согласовании усилий и организации совместной деятельности. Важным условием при этом является фокусировка на партнере по совместной деятельности.
Ключевыми показателями оценки отдельных учебных навыков являются следующие: 1) способность обосновывать свою точку зрения, убеждать и принимать компромиссы; 2) навык и желание достигать соглашений, находить общие решения; 3) готовность к взаимному контролю и поддержке в процессе выполнения задания; 4) способность поддерживать дружеское отношение друг к другу в случае конфликта интересов [3, с. 129].
Эта категория включает в себя активности, направленные на обмен информацией с другими людьми и способствующие развитию рефлексии.
Ключевыми показателями оценки выделенных учебных навыков являются следующие: 1) «рефлексивный анализ собственных действий, который полно отражает содержание и условия действий, выполняемых ребенком; 2) способность ясно выражать свои мысли для партнера (имеется в виду устная речь), учитывая, что партнер или собеседник знает и видит, а что нет; 3) умение задавать вопросы, включая направляющие, для получения необходимой информации от партнера в рамках совместной деятельности» [3, с.129].
В структуре навыков общения можно выделить несколько элементов:
Первый компонент — важным аспектом в общении является умение грамотно выражать свои мысли. Для младших школьников особенно важно научиться правильно строить предложения, артикулировать звуки и использовать слова и выражения, соответствующие их возрасту. Кроме того, они должны осознавать значения слов и фраз, а также уметь задавать и отвечать на вопросы.
Второй компонент — невербальная коммуникация — это способ передачи информации без необходимости использования слов или знаков препинания. Для передачи эмоций и мыслей младшие школьники должны освоить жесты, мимику, интонацию и позы тела — невербальные средства коммуникации.
Третий компонент — дети в младшей школе должны разрабатывать навыки активного прослушивания, включая умение сосредоточиться на словах собеседника, понять его мысли и эмоции, а также задавать уточняющие вопросы.
Четвертый компонент — адаптация в обществе. Возрастные ученики начальной школы должны освоить навык адекватной реакции на эмоции окружающих, умение устанавливать контакт с ровесниками и взрослыми, а также придерживаться правил этикета. [5, c. 129].
Таким образом, коммуникативные УУД подразделяются на коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (коммуникация как взаимодействие), согласование усилий по достижению общей или совместной цели (коммуникация как кооперация) и коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации (коммуникация как условие интериоризации).
Литература:
- Арапова Статья «Школьники младшего возраста и их активная роль в жизни» опубликована в журнале «Начальная школа» в 2018 году под номером 4. — С. 7–11.
- Арапова П. И. Предоставление возможности подготовить школьника к выбору // Издание начальной школы. — 2016. — Том 3. — Страницы 10–15.
- Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
- Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.– М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Лисина М. П. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под ред. А. Г. Рузской. — М.- Воронеж, 2001. — 383с.