В статье автор исследует экологическую волонтёрскую деятельность, выполняемую московской студенческой молодёжью, а именно взаимосвязь показателей «экологическая волонтёрская деятельность» и «оценка участия в экологической волонтёрской деятельности».
Ключевые слова: экологическая волонтёрская деятельность, московская студенческая молодёжь.
Состояние окружающей среды относится к социальным проблемам. В качестве ответа на насущные экологические проблемы в российском обществе усиливается опасение по поводу экологии, что, в свою очередь, ведёт к росту экологического волонтёрской деятельности.
Студенчество представляет наиболее перспективную группу граждан, способных обеспечить реализацию ключевых направлений развития общества, поэтому изучение экологической волонтёрской деятельности студенчества предоставляет возможность оценить перспективы развития экологического поведения всего общества.
Характеристика эмпирической базы данных
Данные были получены с помощью оnline-опроса на платформе Simpoll в период с 25 ноября 2022 по 20 апреля 2023 (n = 400). Единицами измерения выступила московская студенческая молодёжь.
Для расчета статистической значимости используется уровень значимости равный 0,05 или доверительная вероятность 95 %.
Также для получения качественных данных об участии московской студенческой молодёжи в экологической волонтёрской деятельности проводились интервью (n — 6).
Результаты
Для начала дадим определение опорного понятия: экологическая волонтёрская деятельность, выполняемая московской студенческой молодежи — это совокупность действий по отношению к природе, присущих социально-демографической группе, в возрасте от 18 до 25 лет, обучающуюся в высших учебных заведениях города Москвы на программах бакалавриата, специалитета или магистратуры.
Перед нами стояла следующая гипотеза: та часть московской студенческой молодёжи, которая не хочет делать больше для поддержки экологии, в основном выполняет «пассивную» экологическую волонтёрскую деятельность.
Для начала поясним, что имеем в виду под «пассивной» экологической волонтёрской деятельностью. Так, это та деятельность, которая легко выполняется в быту, не требуется выход из дома или осуществление дополнительных действий, таких как поездка до пунктов приёма или поход в магазин.
В данной работе к «пассивной» экологической волонтёрской деятельности мы отнесли:
— Экономия воды в быту
— Экономия электроэнергии
— Экономия бумаги
Для того, чтобы решить эту гипотезу, мы создали таблицу сопряжённости, в которой объединили показатели «экологическая волонтёрская деятельность» и «оценка участия в экологической деятельности». Результаты вариантов ответа «Затрудняюсь ответить», «Ничего из перечисленного» и «Другое» в таблицу не заносим, поскольку при решении данной гипотезы они нас не интересуют (таблица 1).
Таблица 1
Таблица сопряжённости по показателям «экологическая волонтёрская деятельность» и «оценка участия в экологической волонтёрской деятельности», в % по строкам
Total |
Я делаю для поддержки экологии всё, что могу, но хочу делать больше |
Я делаю для поддержки экологии всё, что могу, но не хочу делать больше |
Я делать больше для поддержки экологии не могу, но хочу делать больше |
Я делать больше для поддержки экологии не могу и делать больше не хочу |
||||
Сортировать мусор, отходы |
33,8 |
39,7 |
23,7 |
33,6 |
3,1 |
|||
Сдавать макулатуру, металлолом в специальные пункты приема |
19,8 |
41,8 |
19,0 |
35,4 |
3,8 |
|||
Сдавать экологически вредные отходы (батарейки, аккумуляторы, градусники) в специальные пункты приема |
24,2 |
44,8 |
8,3 |
33,3 |
13,5 |
|||
Экономить воду в быту (не оставлю воду включённой, когда чищу зубы и/ или мою посуду) |
47,7 |
36,0 |
19,6 |
35,4 |
9,0 |
|||
Экономить электроэнергию (включаю свет при необходимости) |
46,0 |
36,3 |
22,0 |
32,4 |
9,3 |
|||
Экономить бумагу (использую бумагу с двух сторон) |
33,8 |
38,0 |
18,1 |
34,5 |
9,4 |
|||
Использовать энергосберегающую бытовую технику, энергосберегающие лампочки и др. |
19,9 |
29,5 |
10,3 |
51,3 |
9,0 |
|||
Среднее количество выбранных ответов |
4,2 |
3,2 |
2,0 |
0,8 |
||||
Из полученных данных мы увидели, что та часть респондентов, которая делает для поддержки экологии всё, что может и хочет делать больше выполняет более сложную деятельность такую, как «Сдача макулатуры, металлолома в специальные пункты приема», «сдача экологически вредных отходов в специальные пункты приема», но на этом не останавливается и выполняет также «пассивную» экологическую волонтёрскую деятельность, как, например, «экономия бумаги», «экономия электроэнергии», «экономия воды в быту».
В отличие от группы, описанной выше, та часть респондентов, которая не хочет делать больше для поддержки экологии, выполняет, как оказалось, только «пассивную» экологическую волонтёрскую деятельность, а именно «использование энергосберегающей бытовой техники», «экономия бумаги», «экономия электроэнергии», «экономия воды в быту».
Мы решили также высчитать среднее количество выбранных ответов по каждой оценке участия в экологической волонтёрской деятельности. Так, стоит отметить, та часть московской студенческой молодёжи, которая делает всё для поддержки экологии и хочет делать больше, выбирала в среднем 4,2 вида экологической волонтёрской деятельности. Группа московской студенческой молодёжи, которая делать больше для поддержки экологии не может и делать больше не хочет, выбирала в среднем 0,8 вариантов экологической волонтёрской деятельности.
Заметно, что те, кто хотят делать больше и могут делать больше для поддержки экологии, действительно делают больше, чем те, кто не хочет и не может делать больше.
К слову, некоторые респонденты во время глубинных интервью, поясняли, что не хотят делать что-то сложное, что-то, что выводит их из зоны комфорта.
«Я делаю то, что не выводит меня из зоны комфорта: есть возможность разделять мусор — разделяю, нет — нет, к сожалению» (участник глубинного интервью)
Таким образом, подтверждаем гипотезу, поскольку та часть московской студенческой молодёжи, которая не хочет делать больше для поддержки экологии, в основном выполняет «пассивную» экологическую волонтёрскую деятельность.