Участие московской студенческой молодёжи в экологической волонтёрской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №30 (477) июль 2023 г.

Дата публикации: 26.07.2023

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Е. А. Участие московской студенческой молодёжи в экологической волонтёрской деятельности / Е. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 30 (477). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/477/105093/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор исследует экологическую волонтёрскую деятельность, выполняемую московской студенческой молодёжью, а именно взаимосвязь показателей «экологическая волонтёрская деятельность» и «оценка участия в экологической волонтёрской деятельности».

Ключевые слова: экологическая волонтёрская деятельность, московская студенческая молодёжь.

Состояние окружающей среды относится к социальным проблемам. В качестве ответа на насущные экологические проблемы в российском обществе усиливается опасение по поводу экологии, что, в свою очередь, ведёт к росту экологического волонтёрской деятельности.

Студенчество представляет наиболее перспективную группу граждан, способных обеспечить реализацию ключевых направлений развития общества, поэтому изучение экологической волонтёрской деятельности студенчества предоставляет возможность оценить перспективы развития экологического поведения всего общества.

Характеристика эмпирической базы данных

Данные были получены с помощью оnline-опроса на платформе Simpoll в период с 25 ноября 2022 по 20 апреля 2023 (n = 400). Единицами измерения выступила московская студенческая молодёжь.

Для расчета статистической значимости используется уровень значимости равный 0,05 или доверительная вероятность 95 %.

Также для получения качественных данных об участии московской студенческой молодёжи в экологической волонтёрской деятельности проводились интервью (n — 6).

Результаты

Для начала дадим определение опорного понятия: экологическая волонтёрская деятельность, выполняемая московской студенческой молодежи — это совокупность действий по отношению к природе, присущих социально-демографической группе, в возрасте от 18 до 25 лет, обучающуюся в высших учебных заведениях города Москвы на программах бакалавриата, специалитета или магистратуры.

Перед нами стояла следующая гипотеза: та часть московской студенческой молодёжи, которая не хочет делать больше для поддержки экологии, в основном выполняет «пассивную» экологическую волонтёрскую деятельность.

Для начала поясним, что имеем в виду под «пассивной» экологической волонтёрской деятельностью. Так, это та деятельность, которая легко выполняется в быту, не требуется выход из дома или осуществление дополнительных действий, таких как поездка до пунктов приёма или поход в магазин.

В данной работе к «пассивной» экологической волонтёрской деятельности мы отнесли:

— Экономия воды в быту

— Экономия электроэнергии

— Экономия бумаги

Для того, чтобы решить эту гипотезу, мы создали таблицу сопряжённости, в которой объединили показатели «экологическая волонтёрская деятельность» и «оценка участия в экологической деятельности». Результаты вариантов ответа «Затрудняюсь ответить», «Ничего из перечисленного» и «Другое» в таблицу не заносим, поскольку при решении данной гипотезы они нас не интересуют (таблица 1).

Таблица 1

Таблица сопряжённости по показателям «экологическая волонтёрская деятельность» и «оценка участия в экологической волонтёрской деятельности», в % по строкам

Total

Я делаю для поддержки экологии всё, что могу, но хочу делать больше

Я делаю для поддержки экологии всё, что могу, но не хочу делать больше

Я делать больше для поддержки экологии не могу, но хочу делать больше

Я делать больше для поддержки экологии не могу и делать больше не хочу

Сортировать мусор, отходы

33,8

39,7

23,7

33,6

3,1

Сдавать макулатуру, металлолом в специальные пункты приема

19,8

41,8

19,0

35,4

3,8

Сдавать экологически вредные отходы (батарейки, аккумуляторы, градусники) в специальные пункты приема

24,2

44,8

8,3

33,3

13,5

Экономить воду в быту (не оставлю воду включённой, когда чищу зубы и/ или мою посуду)

47,7

36,0

19,6

35,4

9,0

Экономить электроэнергию (включаю свет при необходимости)

46,0

36,3

22,0

32,4

9,3

Экономить бумагу (использую бумагу с двух сторон)

33,8

38,0

18,1

34,5

9,4

Использовать энергосберегающую бытовую технику, энергосберегающие лампочки и др.

19,9

29,5

10,3

51,3

9,0

Среднее количество выбранных ответов

4,2

3,2

2,0

0,8

Из полученных данных мы увидели, что та часть респондентов, которая делает для поддержки экологии всё, что может и хочет делать больше выполняет более сложную деятельность такую, как «Сдача макулатуры, металлолома в специальные пункты приема», «сдача экологически вредных отходов в специальные пункты приема», но на этом не останавливается и выполняет также «пассивную» экологическую волонтёрскую деятельность, как, например, «экономия бумаги», «экономия электроэнергии», «экономия воды в быту».

В отличие от группы, описанной выше, та часть респондентов, которая не хочет делать больше для поддержки экологии, выполняет, как оказалось, только «пассивную» экологическую волонтёрскую деятельность, а именно «использование энергосберегающей бытовой техники», «экономия бумаги», «экономия электроэнергии», «экономия воды в быту».

Мы решили также высчитать среднее количество выбранных ответов по каждой оценке участия в экологической волонтёрской деятельности. Так, стоит отметить, та часть московской студенческой молодёжи, которая делает всё для поддержки экологии и хочет делать больше, выбирала в среднем 4,2 вида экологической волонтёрской деятельности. Группа московской студенческой молодёжи, которая делать больше для поддержки экологии не может и делать больше не хочет, выбирала в среднем 0,8 вариантов экологической волонтёрской деятельности.

Заметно, что те, кто хотят делать больше и могут делать больше для поддержки экологии, действительно делают больше, чем те, кто не хочет и не может делать больше.

К слову, некоторые респонденты во время глубинных интервью, поясняли, что не хотят делать что-то сложное, что-то, что выводит их из зоны комфорта.

«Я делаю то, что не выводит меня из зоны комфорта: есть возможность разделять мусор — разделяю, нет — нет, к сожалению» (участник глубинного интервью)

Таким образом, подтверждаем гипотезу, поскольку та часть московской студенческой молодёжи, которая не хочет делать больше для поддержки экологии, в основном выполняет «пассивную» экологическую волонтёрскую деятельность.

Основные термины (генерируются автоматически): поддержка экологии, экологическая волонтерская деятельность, московская студенческая молодежь, оценка участия, экономия воды, быт, зона комфорта, специальный пункт приема, часть респондентов, энергосберегающая бытовая техника.


Ключевые слова

экологическая волонтёрская деятельность, московская студенческая молодёжь

Похожие статьи

Наставничество в работе с одарённой и талантливой молодёжью в системе образования

В статье рассматриваются вопросы опыта наставничества участников вокальной студии «Авеню» среди детей различного школьного возраста, также анализируются формы наставничества в творческой среде в системе образования.

Вузовский социум как пространство для формирования волонтерских инициатив

В данной статье рассматриваются условия поддержки волонтёрских инициатив в студенческой среде.

Технология библиотерапии в работе с молодёжью в трудной жизненной ситуации

В статье рассмотрено понятие технологии библиотерапии, её применение в работе с молодёжью в трудной жизненной ситуации, представлены результаты эмпирического исследования, которые подтверждают эффективность данной технологии.

Представление результатов научных исследований как направление культурно-просветительской деятельности в образовании (на примере научного общества обучающихся)

В статье выделены различные направления деятельности студенческого научного общества как органа студенческого самоуправления в вузе. В качестве примера описана организация интеллектуальной игры «Мой Сухомлинский».

Миграция молодёжи в Белгородской области

В данной статье освещены аспекты молодёжной миграционной ситуации в городе Белгороде. Особое внимание уделено характеру молодёжной миграции. Раскрыты две основные нерешённые проблемы миграции молодёжи в регионе.

Специфика развития способностей младших школьников в контексте творческой деятельности

В статье рассматривается понятие «творческая деятельность» в контексте развития младших школьников, и организация этой деятельности на уроках. Раскрывается необходимость развития творческих навыков младших школьников в досуговой, урочной и внеурочно...

Социальная значимость молодёжных круглых столов

В статье освещена роль молодёжных круглых столов, значимость этого инструмента для вовлечения молодёжи в социальную практику. В статье приводятся доказательства эффективности проведения молодёжных круглых столов в рамках программ молодёжной политики....

Социальная адаптация студентов на основе педагогической поддержки

В статье представлено теоретическое осмысление понятий «социальная адаптация студентов вуза», «педагогическая поддержка социальной адаптации студентов вуза». Рассматриваются этапы социальной адаптации студентов, а также формы, виды и тактики педагоги...

Некоторые аспекты применения технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников

В статье рассматривается понятие «читательская самостоятельность», технология «Метод проектов», освещаются некоторые аспекты внедрения технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников.

Целесообразность использования некоторых видов цифровых ресурсов в воспитательной деятельности

В статье описываются положительные стороны использования цифровых ресурсов в работе педагога и анализируются возможности организации воспитательной работы в условиях периодического перехода с очного обучения на дистанционное, предлагаются практически...

Похожие статьи

Наставничество в работе с одарённой и талантливой молодёжью в системе образования

В статье рассматриваются вопросы опыта наставничества участников вокальной студии «Авеню» среди детей различного школьного возраста, также анализируются формы наставничества в творческой среде в системе образования.

Вузовский социум как пространство для формирования волонтерских инициатив

В данной статье рассматриваются условия поддержки волонтёрских инициатив в студенческой среде.

Технология библиотерапии в работе с молодёжью в трудной жизненной ситуации

В статье рассмотрено понятие технологии библиотерапии, её применение в работе с молодёжью в трудной жизненной ситуации, представлены результаты эмпирического исследования, которые подтверждают эффективность данной технологии.

Представление результатов научных исследований как направление культурно-просветительской деятельности в образовании (на примере научного общества обучающихся)

В статье выделены различные направления деятельности студенческого научного общества как органа студенческого самоуправления в вузе. В качестве примера описана организация интеллектуальной игры «Мой Сухомлинский».

Миграция молодёжи в Белгородской области

В данной статье освещены аспекты молодёжной миграционной ситуации в городе Белгороде. Особое внимание уделено характеру молодёжной миграции. Раскрыты две основные нерешённые проблемы миграции молодёжи в регионе.

Специфика развития способностей младших школьников в контексте творческой деятельности

В статье рассматривается понятие «творческая деятельность» в контексте развития младших школьников, и организация этой деятельности на уроках. Раскрывается необходимость развития творческих навыков младших школьников в досуговой, урочной и внеурочно...

Социальная значимость молодёжных круглых столов

В статье освещена роль молодёжных круглых столов, значимость этого инструмента для вовлечения молодёжи в социальную практику. В статье приводятся доказательства эффективности проведения молодёжных круглых столов в рамках программ молодёжной политики....

Социальная адаптация студентов на основе педагогической поддержки

В статье представлено теоретическое осмысление понятий «социальная адаптация студентов вуза», «педагогическая поддержка социальной адаптации студентов вуза». Рассматриваются этапы социальной адаптации студентов, а также формы, виды и тактики педагоги...

Некоторые аспекты применения технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников

В статье рассматривается понятие «читательская самостоятельность», технология «Метод проектов», освещаются некоторые аспекты внедрения технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников.

Целесообразность использования некоторых видов цифровых ресурсов в воспитательной деятельности

В статье описываются положительные стороны использования цифровых ресурсов в работе педагога и анализируются возможности организации воспитательной работы в условиях периодического перехода с очного обучения на дистанционное, предлагаются практически...

Задать вопрос