Практика помощи супружеской паре в рамках семейной терапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №30 (477) июль 2023 г.

Дата публикации: 28.07.2023

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Христославенко, Е. Р. Практика помощи супружеской паре в рамках семейной терапии / Е. Р. Христославенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 30 (477). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/archive/477/105132/ (дата обращения: 25.12.2024).



В данной статье рассмотрены особенности взаимодействия терапевта в рамках структурной семейной терапии, этапы работы терапевта. Представлена стратегия построения взаимоотношений клиентов с терапевтом.

Ключевые слова: структурная семейная терапия, терапевт, изоморфизм, техники аккомодации.

В своей работе, чтобы отслеживать особенности взаимодействия в семье, а также придерживаясь цели улучшения функционирования членов семьи, терапевт использует чередование 3-х позиций — тесной, промежуточной, отстраненной. Особенности данных позиций заключаются в следующем:

— в тесной — внимание терапевта и фокус его воздействия сосредоточены на содержательной стороне взаимодействия;

— в промежуточной и отстраненной — внимание — на процессах коммуникации членов семьи внутри подсистем, а также подсистем между собой.

Но при этом позиция терапевта содержит в себе следующий парадокс — терапевт может войти в систему только на основе изоморфизма (схожести с семьей), а помочь уже может только с помощью анизоморфных стратегий, т. е. отличительных особенностей. Следовательно, терапевту важно переключаться с позиции «внутри» на позицию «вне» в ходе своей работы.

Стоить отметить, что основной ролью работы терапевта является — быть внутри системы, блокировать существующие стереотипные паттерны интеракций, а также стимулировать развитие более гибких паттернов поведения.

Важным аспектом в работе структурного терапевта является состав участников сессии. Наиболее удобным в работе терапевта является тот вариант, когда он самостоятельно определяет состав, удобный для работы. Недостаток данного подхода заключается в следующем — клиенты не всегда приводят тех, кого пожелал видеть терапевт для наиболее продуктивной и эффективной работы. Но, развивая направление семейной психологии, терапевты пришли к следующему выводу, что важнее то, о скольких людях, проходящий терапию, думает, размышляя об их вкладе в проблему. А не сколько человек присутствует в кабинете на данный момент.

На данный момент в практике большинства терапевтов имеет место как системная супружеская терапия, так и системная индивидуальная.

Цель данной терапии заключается в том, что изменение семьи осуществляется через супружескую пару или одного ее члена. А, при этом, идеология процесса терапии соответствует структурному семейному подходу.

Важно, чтобы терапевт продолжал мыслить системно при работе с клиентом. Независимо от того работает он с парой или одним членом семьи. В рамках такой работы необходимо следовать определенным этапам, соблюдая особые терапевтические приемы и техники. Итак, этапы работы:

  1. Выявление характера и последовательности взаимодействий присутствующей на приеме супружеской пары друг с другом и остальными членами семьи.
  2. Переосмысление супругами собственных ролей в парном взаимодействии и во взаимодействии в семье.
  3. Изменение дисфункционального взаимодействия.

Психологи, придерживающиеся структурной семейной терапии, утверждают, что все проблемы обусловлены именно дисфункциональными семейными структурами. Соответственно, основной целью работы является изменение структуры семьи так, чтобы она смогла решить свои проблемы самостоятельно. Таким образом, цель терапии — структурные изменения, а решение проблемы — это уже побочный продукт этих изменений.

Терапевт присоединяется к самой системе для того, чтобы помочь ее членам изменить ее структуру. В ходе своей работы терапевт изменяет поведение и переживания каждого из членов семьи, меняя границы и тем самым перестраивая подсистемы семьи. Особенностью работы терапевта является то, что он не решает проблемы семьи за ее членов, а лишь изменяет функционирование, тем самым помогая ей.

Наиболее эффективным способом изменить симптомы является изменение тех паттернов поведения семьи, которые и поддерживают эти симптомы.

Основными направлениями в работе в рамках структурной семейной терапии является способствование развитию системы семьи, чтобы устранить симптомы и вызвать развитие отдельных индивидов, при этом сохраняя взаимную поддержку всей семьи.

В ходе работы в данном направлении терапевт помогает изменить поведение, при этом открывая для членов семьи альтернативные модели семейного взаимодействия, меняющие всю семейную структуру. Но, задача заключается в том, чтобы активизировать бездействующие структуру, а не создать новые, непривычные для семьи и ее членов.

Существует следующая закономерность. Если после активации пассивные модели становятся функциональными, то они будут укрепляться, и, тем самым, семейная структура сможет измениться, трансформироваться. Также, когда новые модели взаимодействия будут регулярно повторяться и станут действительно эффективными, то они смогут стабилизировать новую и более функциональную структуру.

Оценка паттернов семейного взаимоотношения происходит по мере того, как психотерапевт формирует терапевтическую систему. Оценка семейного взаимодействия осуществляется путем наблюдения терапевта за различными видами поведения. Большую часть информацию терапевт получает через анализ интонации, мимики, зрительного контакта.

Чтобы произошло изменение, семья должна сначала принять терапевта, а потом отреагировать на его вмешательство как на новую ситуацию. Это увеличивает стресс у каждого из членов, поэтому нарушается равновесие семьи и, как следствие, открывается путь для ее дальнейшей трансформации.

В своих работах С. Минухин писал, что выделяются следующие стадии работы терапевта с семьей:

— присоединение и аккомодация;

— фокусирование на сфере дисфункционального взаимодействия и постановка «диагноза»;

— выявление и видоизменение интеракций с помощью разыгрывания паттернов взаимодействия;

— создание личных границ;

— изменение равновесия;

— борьба с непродуктивными предложениями и перестройка реальности.

Социологи выделяют 3 техники аккомодации. Далее мы коротко рассмотрим их особенности:

  1. Прослеживание — нерегламентированные вопросы, эмпатическая позиция терапевта. Наиболее эффективна техника лишь тогда, когда терапевт настраивается на язык семьи, а не пытается навязать свой собственный.
  2. Имитирование — перенимание стиля, настроения, манеры поведения членов семьи. Применяется для создания коалиции с каким-либо членом семьи.
  3. Поддержка. В ходе данной техники терапевт позволяет, чтобы на него распространялись основные правила, которые регулируют семейные интеракции. Следующий шаг терапевта — суммирование и отражение мыслей и чувств, которые важны для членов семьи в определенный момент, тем самым выражая поддержку.

В практике терапевтов нередко происходят такие ситуации, когда клиенты не знают, как им грамотно поступить. В таких случаях семейный терапевт может выступить в роли учителя, где будет уже предлагать информацию и совет, тем самым давая клиенту право выбора — следовать совету или нет. Обсуждение совета терапевта также является элементом игры объединения членов семьи — прийти к общему решению, выслушать позицию каждого члена.

Также нередко в практике используется и техника прагматического вымысла, которая помогает предоставить членам семьи иные рамки для восприятия. Задача, реализуемая данной техникой — предложить такое мнение семье, которое поможет членам семьи измениться, трансформироваться.

В целом, достижение структурных изменений в семье и разрешение проблемы, над которой проводилась работа в рамках терапии, достигается следующими путями:

— упорядочения иерархии;

— создания эффективной родительской коалиции;

— обособление супругов от их родителей;

— выстраивание оптимальных внешних и внутренних границ семьи.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что основная задача терапевта в рамках структурной семейной терапии — адаптировать семью к новым паттернам поведения, которые по каким-либо причинам были бездействующими. А клиенты, в свою очередь, должны понять, почему паттерны нефункциональны, что оказало влияние на системы взаимодействия семьи.

Литература:

  1. Варга А.Я, Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс. — СПб: Речь, 2001. — 142 с.
  2. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М.: Класс, 1998. — 145 с.
  3. Практика помощи супружеской паре. Система психотерапии супружеских пар. — URL: https://psy.wikireading.ru/110847 (дата обращения: 25.07.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): член семьи, структурная семейная терапия, терапевт, работа, семья, изменение, семейная структура, семейное взаимодействие, супружеская пара, техник аккомодации.


Ключевые слова

изоморфизм, терапевт, структурная семейная терапия, техники аккомодации

Похожие статьи

Как применить проблемное обучение в медицинском образовании

В данной работе рассматриваются основные аспекты применения проблемного обучения в медицинском образовании, такие как создание клинических кейсов, организация групповой работы, поддержка студентов в исследовательской деятельности, роль преподавателя ...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Оказание психологической помощи семье при бракоразводном процессе

В данной статье рассмотрены основные нюансы работы семейного психолога с клиентами, состоящими в отношениях, для их стабилизации. Описаны постразводные фазы и их особенности, ключевые моменты работы специалиста на каждой из фаз.

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием детей дошкольного возраста

В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.

Когнитивно-поведенческая терапия при возникновении срыва у химически зависимого клиента

Синергетический подход как форма многовариантности в образовательном процессе

В данной статье рассматриваются и анализируются вопросы внедрения синергетических педагогических технологий в процесс обучения. Критически оцениваются некоторые проблемы в адаптации синергетического метода с традиционной диалектикой.

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.

Особенности применения логотерапии в работе с тревожным клиентом

В статье автор определяет понятие тревожности, раскрывает особенности такого направления в психотерапии как логотерапия, а также приводит пример психотерапевтической работы с тревожным клиентом методами логотерапии.

Сенсорная интеграция у взрослых в контексте работы специального психолога

В статье автор рассматривает различные аспекты процесса сенсорной интеграции у взрослых людей, находящие свое выражение в практической деятельности специального психолога.

Похожие статьи

Как применить проблемное обучение в медицинском образовании

В данной работе рассматриваются основные аспекты применения проблемного обучения в медицинском образовании, такие как создание клинических кейсов, организация групповой работы, поддержка студентов в исследовательской деятельности, роль преподавателя ...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Оказание психологической помощи семье при бракоразводном процессе

В данной статье рассмотрены основные нюансы работы семейного психолога с клиентами, состоящими в отношениях, для их стабилизации. Описаны постразводные фазы и их особенности, ключевые моменты работы специалиста на каждой из фаз.

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием детей дошкольного возраста

В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.

Когнитивно-поведенческая терапия при возникновении срыва у химически зависимого клиента

Синергетический подход как форма многовариантности в образовательном процессе

В данной статье рассматриваются и анализируются вопросы внедрения синергетических педагогических технологий в процесс обучения. Критически оцениваются некоторые проблемы в адаптации синергетического метода с традиционной диалектикой.

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников

В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.

Особенности применения логотерапии в работе с тревожным клиентом

В статье автор определяет понятие тревожности, раскрывает особенности такого направления в психотерапии как логотерапия, а также приводит пример психотерапевтической работы с тревожным клиентом методами логотерапии.

Сенсорная интеграция у взрослых в контексте работы специального психолога

В статье автор рассматривает различные аспекты процесса сенсорной интеграции у взрослых людей, находящие свое выражение в практической деятельности специального психолога.

Задать вопрос