В статье анализируется, какая семья в России считается молодой и на какую поддержку государства по улучшению жилищных условий она может рассчитывать.
По данным Росстата в России, численность постоянного населения на 1 января 2021 года составляла 146,24 млн человек, что на 510 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2020 года (146,75 млн человек). К 2022 году численность населения России по итогам 2021 снизилась до 145,5 млн человек. Такое снижение связано в том числе с COVID-19, когда численность населения сократилась более чем на полтора миллиона человек. Но на падение демографии влияют и иные факторы: снижение доходов граждан, потеря работы части населения, наличие страха у женщины или семьи в неспособности обеспечить будущего ребенка всем необходимым, большое число разводов и, как следствие, рождение и пребывание ребенка в неполной семье и др. В связи с этим, в настоящее время, проблема социального обеспечения семей с детьми, в том числе, молодых семей, особенно актуальна.
Основными проблемами молодых семей, к которым законодательство относит семьи, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье с детьми не превышает 35 лет, в соответствии с мониторинговыми исследованиями Российского центра молодежной семейной политики, являются неподготовленность будущих супругов к семейной жизни, отсутствие условий для строительства или приобретения ими доступного жилья, низкий уровень материальной и финансовой обеспеченности, наличие пагубных привычек у молодых родителей, их низкая педагогическая культура, рост семейного насилия, большое количество разводов. Из этого следует, что основными направлениями государственной поддержки молодых семей на федеральном уровне являются: 1) совершенствование законодательной, нормативной и правовой базы по оказанию молодым семьям всемерной поддержки с учетом происходящих из изменений в обществе; 2) активная социально-экономическая политика по отношению к молодым семьям, предусматривающая гарантированное обеспечение одного из супругов рабочим местом в соответствии с его квалификацией, государственную доплату в случае крайне низкого жизненного уровня семьи, предоставление ссуд для строительства или приобретения жилья, получения образования, приобретения товаров длительного пользования; 3) повышение репродуктивной функции молодых семей через материальную, жилищную и моральную формы стимулирования деторождаемости. Последние годы отличаются целенаправленной деятельности по обеспечению полноценной правовой базы для решения настоящих проблем.
При всей важности вышеназванных вопросов в части поддержания молодых семей наибольшую актуальность имеет реализация их жилищных прав на льготной основе. Конституция Российской Федерации (ст. 39) гарантирует социальное обеспечение граждан, гарантирует право на жилище (ст. 40) [1]. Жилищный кодекс (ст. 2) указывает, что право граждан на обеспечивается посредством в том числе использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. [2] Однако Конституция РФ и действующее законодательство не закрепляет обязанности государства обеспечить жильем всех граждан страны. Следовательно, граждане РФ обеспечивают себя жильем за собственный счет либо с привлечением заемных средств и государственных субсидий.
Известно, что жилье — наиболее востребованное молодыми семьями социальное благо, о чем свидетельствует популярность всех принимаемых государством мер, направленных на улучшение жилищных условий семей с детьми. Целенаправленная деятельность по обеспечению жильём семей с детьми реализуется с 2002 года и регулируется следующими нормативными актами: Гражданским кодексом РФ; Жилищным кодексом РФ; Постановлением Правительства РФ от № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; [3]. Постановлением Правительства РФ № 657 от 17 сентября 2001.г «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002–2020 годы [4]. Положениями дополнительной программы «Обеспечение жильём молодых семей», являющейся частью программы «Жилище» и другими нормативно-правовыми актами.
В большинстве случаев молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Они не имеют значительных накоплений для приобретения жилых помещений, но в силу своего возраста не выйдут из трудоспособного возраста до окончания срока выкупа построенных жилых помещений или возврата заемных средств. Кроме того, последние обстоятельства будут побуждать к избранию активной трудовой позиции. Эти факторы позволяют считать механизмы финансовой поддержки молодых семей экономически оправданными. В силу чего следует признать правомерными следующие предложения, которые следует внести в Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [5]
а) предоставление многодетной молодой семье беспроцентного целевого займа на приобретение (строительство) жилого помещения со сроком погашения до 25 лет;
б) предоставление льготной процентной ставки (до 5 %) по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилого помещения;
в) получение жилищной субсидии на погашение части основного долга и (или) процентов по кредиту (займу) при рождении ребенка (первого ребенка — 10 % оставшейся суммы долга и процентов по кредиту (займу), второго — 15 %, третьего и последующего — 20 %).
Достаточно действенным экономико-правовым механизмом следует считать федеральную программу «Молодой семье — доступное жилье».
Сущность предлагаемого ею механизма поддержки заключается в том, что государство вносит за семью часть стоимости жилья, выдавая субсидию, не подлежащую возврату. Сложность в том, что несмотря на то, что программа федерального уровня, ее реализация в распределение субсидий во многом зависит от организационно-правовой деятельности органов государственной власти субъектов РФ и их финансовых возможностей. В разных регионах действуют различные нормы предоставления социальных выплат из региональных бюджетов. Как правило, денежные средства в рамках настоящей программы выделяется из бюджета при соблюдении установленных законодательством следующих условий:
- У семьи должен быть зарегистрированный брак
- Каждый из супругов должен иметь российское гражданство
- Возраст каждого из супругов не должен превышать 35 лет
- Семья нуждается в улучшении жилищных условий
- У семьи есть доходы или сбережения дополнительно к субсидии, которых хватит на покупку жилья, так как семья получает из бюджета только часть стоимости квартиры (30–35 процентов от стоимости)
Другим механизмом решения проблем приобретения жилья молодыми семьями является льготной ипотечное кредитование. С 2019 по 2022 год реализуется государственная Программа государственной поддержки по ипотеке для семей с детьми, в том числе, с детьми с ограниченными возможностями. Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13–2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» [6] предусмотрена возможность возникновения у граждан — заемщиков (поручителей) по ипотечным жилищным кредитам (займам) при рождении у них в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года третьего или последующих детей права на получение государственной поддержки для целей полного или частичного погашения задолженности по ипотечному кредиту (займу).
Запустить специальную ипотечную программу для семей, у которых родится второй или третий ребёнок предложил Президент России В. В. Путин еще 28 ноября 2017 г. на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы [7]. По этой программе семьи могут рассчитывать на субсидирование государством с процентной ставкой не выше 6 % годовых.
Решающее значение для реализации жилищных прав молодых семей играет программа материнского капитала, которая действует по 31 декабря 2026 года (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [8]
Материнский (семейный) капитал — мера государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается при рождении или усыновлении ребёнка, имеющего российское гражданство, при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Ежегодно настоящая программа продлевается и сумма материнского капитала индексируется. Так, в 2021 году выплата материнского капитала при рождении первого ребёнка составляла 483 882 р., при рождении второго ребёнка 639 432 р. — на 155 550 р. больше. С 1 февраля 2022 года на первого ребёнка выплачивается 524.527.90, если ребенок рождён или усыновлён до 2020 года, если после 2020 года, то сумма материнского (семейного) капитала назначается в размере 693.144 руб.
В 2023 году запланировано проиндексировать материнский капитал на 12,4 %. Таким образом, выплата на первого ребенка составит 589,5 тыс. руб., что на 65 тыс. больше, чем в 2022 году, а на второго — 779 тыс. руб. (на 85,9 тыс. больше). Если родители уже получали маткапитал на первого ребенка, то размер выплаты на второго составит 189,5 тыс. руб., что на 20,9 тыс. больше, чем в 2022-м.
В 2024-м размер маткапитала будет повышен на 5,5 % (на первого ребенка он составит почти 622 тыс. руб., на второго — около 822 тыс. руб.). В 2025-м рост составит 4 % (до около 647 тыс. руб. и почти 855 тыс. руб. соответственно).
Материнский (семейный) капитал можно потратить на улучшение жилищных условий, получение образования старшими детьми, на пенсионные накопления матери, а также на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, посредством компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг. Распорядиться материнским капиталом на улучшение жилищных условий можно, когда ребенку, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, исполнится три года. Исключение — уплата первоначального взноса по жилищному кредиту или займу, а также направление средств материнского капитала на погашение жилищных кредитов и займов. В этом случае воспользоваться материнским капиталом можно сразу после рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Средства материнского капитала можно использовать и в целях индивидуального строительства. Кроме того, в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен гражданам, имеющим трех и более детей в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации [9].
Подводя итог, следует отметить, что реализация жилищных прав молодых семей нуждается в постоянном совершенствовании правовой базы, что обусловлено особенностями социально-экономического развития страны и регионов на каждом данном этапе развития. Зарекомендовавшие себя механизмы следует использовать в дальнейшем, что не исключает их серьезной корректировки, а также предполагает разработку дополнительных мер. Главным критерием, на наш взгляд, должен стать комплексны подход и наличие множества разных дополняющих друг друга экономико-правовых механизмов.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (ст. 39–40)
- Жилищный кодекс (ст. 2)
- Постановление Правительства РФ от № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; [Электронный ресурс] // URL: http://www.admbg.org/wp-content/uploads/Правила-по-обеспечению-жильем-мол-семей-последняя-редакция-2023.pdf
- Постановление Правительства РФ № 657 от 17 сентября 2001.г «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002–2020 годы. [Электронный ресурс] // URL: https://sudact.ru/law/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-17092001-n-675/
- Постановление от 30 декабря 2017 года № 1710 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: https://www.law.ru/npd/doc/docid/556184998/modid/99
- Федеральный закон «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 03.07.2019 N 157-ФЗ. [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328152/
- Заседание Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей 28 ноября 2017 года. [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/by-council/36/56228
- Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ. [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/
- ЗК РФ Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно. [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/44cbcea485bb6d538b98347f46ecd240bb370e69/