В статье автор исследует психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов.
Ключевые слова: метод проектов, проект, образовательный проект, структура проекта.
Для рассмотрения психолого-педагогических основ обучения школьников посредством метода проектов обратимся к определению понятия «проект».
В толковом словаре С. И. Ожегова проект определяется, как «разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства, замысел, план» [3, с. 345]. То есть проект выступает в качестве прототипа, прообраза какого-либо объекта.
Метод проектов определяется Е. С. Полат следующим образом: «педагогическая технология, которая представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [5, с. 19].
Образовательный проект Ястребцев Е. Н. рассматривает как «совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, направленную на достижение общего результата и имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности» [7, с. 35].
В педагогическом энциклопедическом словаре обучение посредством метода проектов трактуется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов» [1, с. 102].
Технология обучения посредством метода проектов основана на идеях прагматической педагогики. Автором метода проектов является Д. Дьюи [2]. Исследователь считал, что:
1) в ходе приспособления к окружающей среде человек изменяет ее на основе получаемого практического опыта;
2) сущность воспитания состоит в преобразовании расширяющегося личного опыта ребенка;
3) главной целью воспитания является самореализация личности на основе удовлетворения прагматических интересов;
4) обучение должно осуществляться в процессе деятельности.
Идеи Д. Дьюи стали активно использовать во второй половине 19 в. в США. Это было альтернативой абстрактному, оторванному от жизни школьному обучению, поскольку осуществляло связь обучения с жизнью. В России идеи Д. Дьюи использовались в педагогической деятельности А. С. Макаренко и многих других педагогов. Однако в 20-е годы XX века метод проектов интенсивно использовался педагогами недостаточно компетентными в этой области, поэтому использование в обучении метода проектов было запрещено Постановлением ЦКВКП(б) «О начальной и средней школе» в 1931 г. Возрождение интереса к методу проектов в России произошло в 80-е годы XX века. С точки зрения современной педагогики метод проектов обеспечивает:
1) активную позицию учащихся;
2) формирование познавательного интереса;
3) формирование общеучебных компетенций, связанных с практической деятельностью.
Требования к использованию проектов определяются спецификой конкретной отрасли научного знания. Основные требования к использованию метода проектов в обучении школьников сформулированы Н. Ф. Яковлевой [6]. Это:
1) «наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы;
2) значимость предполагаемых результатов проекта (теоретическая, познавательная, практическая);
3) самостоятельная деятельность участников проекта (может быть индивидуальной, парной, групповой);
4) наличие этапов проекта (на каждом этапе должны быть определенные результаты;
5) использование исследовательских методов» [6, с. 34].
Мы берем за рабочее определение, сделанное Н. Ф. Яковлевой, согласно которому «проект представляет собой ограниченную во времени деятельность, представленную рядом мероприятий, направленных на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающую получение планируемых результатов, достигаемых в ходе решения задач, связанных с целью, обеспечения необходимыми ресурсами, проведения мониторинга результатов и учета возможных рисков» [6, с. 45].
Структура образовательного проекта состоит из нескольких элементов. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1
Структура проекта
№ |
Элементы проекта |
Характеристика |
|
Тема проекта |
Содержание, над которым работать |
|
Актуальность проблемы |
Значимость в данный момент |
|
Объект исследования |
То, в чем изучается предмет |
|
Предмет исследования |
То, что изучается в объекте |
|
Цель проекта |
Результат, который необходимо достичь |
|
Задачи проекта |
Этапы достижения цели |
|
Гипотеза исследования |
Предположение |
|
Описание проекта |
Ведущая идея проекта, её практическая реализация |
|
Участники проекта |
Кто будет реализовывать проект |
|
Партнеры проекта |
Кто будет помогать и поддерживать |
|
Целевая группа |
Кто будет пользоваться результатами проекта |
|
Этапы и план реализации проекта |
Распределение обязанностей между участниками и во времени |
|
Ожидаемые результаты |
Продукт проекта |
Как представлено в таблице, деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение поставленной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе получения ее результатов.
Направлениями для классификации образовательных проектов могут являться цели и задачи, предметно — содержательная область, состав участников; продолжительность.
Вопросы этапов проектной деятельности раскрыты в работах Л. Н. Пелагейченко [4], Н. Ф. Яковлевой [6] и др.
По мнению Л. Н. Пелагейченко, при обучении посредством метода проектов целесообразно реализовывать следующие этапы:
1) планирование, выбор темы проекта, формулирование и исследование проблемы, проблемы, гипотезы, целей, задач и др.;
2) практическое выполнение проекта;
3) заключительный этап (оценка результатов проекта, защита проекта) [4].
Структура проекта зависит от его типа, представлений о проекте разработчиков, поэтому проекты и содержат разное количество этапов. Важнейшим фактором, определяющим особенности обучении посредством метода, является учебный предмет.
Таким образом, проектирование — процесс создания проекта и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме. Это обучает детей думать, творчески самостоятельно мыслить, развивать аналитические способности.
Литература:
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Академия. –2012.
- Дьюи Д. Педагогика Детства От ребенка — к миру, от мира — к ребенку. — М.: Карапуз, 2009.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Мир и Образование, 2011.
- Пелагейченко Л. Н. Метод проектов: классификация и структура школьных исследований [Электронный ресурс] http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_20_4_4937.pdf
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М: ACADEMA, 2005.
- Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. — М.: ФЛИНТА, 2014.
- Ястребцев Е. Н. Современные образовательные и информационные технологии. — М.: ВЛАДОС, 2013.