В предлагаемой статье рассматриваются интерпретации древнегреческих мифов зарубежными и отечественными исследователями, проводится их сравнительный анализ.
Ключевые слова: миф, музы, Аполлон, лира, кифара.
«Мифологическая компонента являлась одной из базовых элементов сознания эллина. Она характеризовала способ духовного освоения мира, как на индивидуально-личностном, так и на коллективном уровне. Миф (греч. Μύθος — сказание, предание) объяснял этот мир, его происхождение, определял место в нем богов и людей, был способом моделирования окружающего пространства» [4,с. 25].
В данной культурной традиции существовали циклы преданий, повествующих о происхождении музыкальных инструментов, генезисе музыки, ее составляющих. Ряд сказаний был посвящен и музам, богиням поэзии, искусств, науки.
Есть все основания считать, что первоначально в мифологических воззрениях эллинов господствовала лишь одна муза, которая олицетворяла художественное творчество в целом. Такой концептуальный подход характерен для архаических времен, когда не существовало разделений на различные виды искусства. Затем подобные взгляды претерпевают трансформацию, и утверждается понятие о трех старших музах — дочерях Урана. Как сообщает древнегреческий писатель второго века Павсаний, они носили следующие имена: Малета (обучение), Мнема (память) и Аойда (песня).
Следующая эволюционная ступень в представлениях об этих богинях — классическая или олимпийская, где утверждаются девять младших муз.
Рис. 1. Генеалогическое древо муз
Музы ведают прошлое, настоящее и будущее; наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов; а также покровительствуют певцам и музыкантам, передают им свой дар. Они — великие богини, но «ведет их всех…бог Аполлон, гениальный сын Зевса, называемый Мусагетом, то есть предводитель муз» [1, с. 29]. Он играет на изящном струнном инструменте, аккомпанируя их пению, повествующему о божественных дарах и горестном уделе земных созданий.
Однако, несмотря на достаточно большое количество имеющихся в исследованиях толкований относительно происхождения и принадлежности музыкальных инструментов, и в настоящее время нет точного и определенного ответа на вопрос: так на каком же инструменте играл Аполлон или Феб (Лучезарный)?
Знаменитый Гомер рассматривает форминкс, как священный инструмент этого бога: «дух услаждали они несравненной формингою Феба» [2, с. 29, 600] и снабжает его самыми разнообразными эпитетами: сверхпрекрасный, яснозвучный, утонченный, сделанный из слоновой кости.
Вместе с тем, более поздние источники связывают культ Аполлона либо с лирой, либо с кифарой. Так, Павсаний считал, что изобретателем кифары был Аполлон, а лиры — бог Гермес. Данная мысль подтверждается тем, что последняя была довольно известна и широко распространена; еюпользовались широкие круги любителей музыки, поскольку лира была проста в обращении, и на ней не составляло труда научиться играть. Инструментом же профессионалов считалась кифара.
Следует подчеркнуть, что кифара и лира были довольно схожи. Они имели почти одинаковую конструкцию и способы звукоизвлечения. Но кифара была значительно больше, длиннее и тяжелее, чем лира. И, несмотря на это, кифарист не сидел с инструментом, как лирист, а стоял. Кифара подвешивалась через плечо на кожаной ленте, называемой теламон. «Поэтому, когда Павсаний, следуя одной из древних традиций, утверждал, что Гермес создал лиру, а Аполлон — кифару, то в таком разделении отдавалось предпочтение Аполлону как покровителю и наставнику музыкантов-профессионалов, служителей высокого искусства» [1, с. 37].
Предание о появлении лиры подробно рассматривает английский мифолог Роберт Грейвс. Исследователь приписывает создание инструмента Гермесу. Оно начинается с описания момента его рождения, который, как и все боги, быстро растет, при этом, он невероятно любознателен, и вскоре отправляется навстречу приключениям. Оказавшись в Пиэрии, Гермес видит стадо волшебных коров Аполлона и решает их украсть. Феб объявляет о награде тому, кто обнаружит похитителя. Силены и сатиры, в поисках, направляются в разные стороны. Наконец, уже в Аркадии, они услышали чарующие звуки музыки и узнали от нимфы, что на свет появился «на редкость способный ребенок. Он смастерил необыкновенную музыкальную игрушку, использовав панцирь черепахи и натянув на него струны из коровьих кишок, да так хорошо стал играть на ней, что даже усыпил свою мать» [3, с. 76]. Гермес показал сделанную им недавно лиру и, пользуясь им же самим изобретенным плектром, сыграл на ней столь чарующую мелодию, восхваляя в песне благородство, ум, щедрость Аполлона, что тот сразу же его простил и предложил обмен: стадо коров на музыкальный инструмент.
Особый исследовательский интерес Грейвса вызвала конструкция данного инструмента. Он обнаружил различные точки зрения на имеющееся количество струн лиры. Согласно одной из версий их было семь, что, по его мнению, коррелировалось «с семью гласными греческого алфавита, возникшего позднее; струны приобрели мистическую значимость, а лира использовалась в музыкотерапии» [3, с. 96]. Автором приводится и несколько иной взгляд: «говорят, что струн было только три или четыре — по числу времен года и что Аполлон довел количество струн до семи» [3, с. 79].
Историю появления музыкального инструмента этого бога анализирует и А. Ф. Лосев, отстаивая при этом противоположную позицию: «Аполлон — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров» [5, с. 56]. Причем, А. А. Тахо-Годи, комментируя данное утверждение, предлагает свою трактовку: «случайно найдя черепаху, Гермес впервые изготовил из ее панциря семиструнную лиру и пел под ее аккомпанемент» [5, с. 151]. Можно отметить, что в этом уточнении, кроме конструкции инструмента, отмечается и его предназначение — аккомпанирование пению.
Таким образом, древнегреческие мифы привлекают внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей; однако их интерпретации и по сей день остаются дискуссионным вопросом.
Литература:
- Герцман, Е. В. Музыка Древней Греции и Рима / Е. В. Герцман. — СПб.: Изд-во АЛЕТЕЙЯ, 1995. — 334 с.
- Гомер. Илиада / Пер. В. В. Вересаева. — Москва-Ленинград: Изд-во художественной литературы, 1949. — 435 с.
- Грейвс, Р. Мифы древней Греции. Кн. 1 / Пер. с англ. К. Лукьяненко; Под ред. и с предисл. А. А. Тахо-Годи. — М.: Прогресс-Традиция, 1999. — 432 с.
- Мигурская, П. Е. Место музыки в древнегреческом обществе периода высокой классики / П. Е. Мигурская // История и археология: материалы V Междунар. науч. конф. — Краснодар: Новация, 2018. — С. 25–26.
- Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 817 с.