Статья посвящена вопросам финансово-правового регулирования устойчивого развития территорий Арктической зоны Российской Федерации, предусмотренные стратегией государственной политики, основу которой составляет правовое обеспечение реализации механизма социально-экономического развития и национальной безопасности как арктических регионов отдельно, так и страны в целом.
Ключевые слова: устойчивое развитие, территории Арктики и Арктической зоны, финансово-правовое регулирование.
Терминологическая составляющая устойчивого развития территорий представляет собой эффективное построение государственной политики, направленной на восстановление первоначальных характеристик регионов, входящих в Арктическую зону, нарушенные посредством неблагоприятного воздействия на них из вне. Негативное внешнее влияние минимизируется различными способами и средствами, предусматривающие правовое обеспечение государственных мер устойчивого развития страны.
Финансово-правовой аспект является важным составляющим механизма устойчивого развития территорий Арктической зоны, поскольку предусматривает правовые инструменты, стимулирующие проектную и инвестиционную деятельность, учитывающие особенности экстремальных природно-климатических условий [1], высокий фактор возникновения рисков различного характера для хозяйственной деятельности, окружающей среды, безопасности Российской Федерации и мира в целом. Вместе с тем, финансово-правовое регулирование предпринимательской деятельности в современных условиях, учитывая особенности развития арктических регионов, способствует перераспределению капитала и уходу от неравномерного промышленно-хозяйственного освоения территории. Именно меры государственной поддержки помогают реализации крупнейших инвестиционных проектов в арктических регионах, заинтересовывая предпринимателей развивать свою деятельность, связанную не только с добычей и переработкой полезных ископаемых.
Стратегические интересы страны предопределяют реализацию мер, направленных на повышение инвестиционной активности бизнеса, предусматривающие создание и модернизацию существующих производств с целью формирования востребованного рынка товаров (работ, услуг) в условиях отсутствия заинтересованности в осуществлении предпринимательской деятельности на арктических территориях и низкого уровня конкуренции. Вместе с тем, сталкиваясь с высоким уровнем затрат, государство определяет положительные стороны реализации инвестиционных проектов на практике — обеспечение спроса на высокотехнологичное и наукоемкое оборудование, что создает условия для построения экономики замкнутого цикла.
В этой связи, финансовой политикой государства рассматриваются вопросы стимулирования развития предпринимательской деятельности, предопределяющие необходимость в обеспечении финансирования регионов, направленного на предупреждение неблагоприятных последствий внешних негативных факторов, с которыми сталкиваются территории Арктической зоны, влияющие на становление экономической составляющей страны, предусматривая формирование правого механизма обеспечения устойчивости.
С учетом особенностей развития регионов Арктической зоны и их подверженности действиям различных неблагоприятных факторов, именно финансовая устойчивость вносит существенный вклад в управление рисками и обеспечение безопасности на глобальном уровне [7, С. 73].
Вместе с тем, целью финансово-правового регулирования является не только создания условия формирования благоприятного инвестиционного климата на арктических территориях, но и обеспечение национальных интересов, предусматривающих создание условий для предоставления доступных и качественных государственных услуг в социальной сфере, обеспечения качества и популяризации культурных ценностей, формирования новых населенных центов, строительства комфортной инфраструктуры посредством государственного стимулирования развития социально-экономической сферы [2]. Государственные задачи для достижения целей этим, безусловно, не ограничены, однако необходимо определить достаточность способов государственной поддержки, оказываемые территориям Арктической зоны.
К ним относится государственное финансирование правового механизма устойчивого развития, включающий реализацию различных проектов, относящихся к анагенезу инфраструктуры, научных и технологических проектов, охраны, защиты окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и защиту территорий Арктической зоны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, путем предоставления и применения различных мер, включая, налоговое стимулирование осуществления предпринимательской деятельности [3] для привлечения инвестиций в регион, способствуя переходу к экономики замкнутого цикла.
Более того, государственной программой предусматриваются различные меры стимулирующей поддержки развития определенных отраслей экономики посредством предоставления налоговых преференций в качестве развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в Арктической зоне, осуществляющих вылов и производство соответствующей продукции. Более того, предусматривается выделение денежных средств из бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающие компенсацию части затрат предпринимателей, включая материально-техническое оснащение, затраты на тепло и электроэнергию, оценку условий труда, финансовое оздоровление технических средств обучения и прочие затраты [5, С. 9].
Необходимо отметить, что принятые государством меры финансовой поддержки способствуют увеличению числа предпринимателей и рабочих мест. Так, в настоящий период времени, число инвестиционных проектов в Арктической зоне составляет более 100. Этому послужили программы по нескольким направлениям: субсидирование страховых взносов, предоставление земли в долгосрочную аренду без торгов, налоговые преференции, развитие инфраструктуры, включая возмещение затрат инвесторам на развитие и модернизацию новых логистических цепочек, финансовая поддержка развития малого и среднего предпринимательства и прочее [5, С. 34].
Безусловно, что данные правоотношения имеют четкую упорядоченную структуру, закрепленную на законодательном уровне. Это позволяет эффективно реализовывать программы, учитывая интересы государства, субъектов Российской Федерации и предпринимателей. Так, например, в регионах реализуются и совместные программы, предусматривающие улучшение жилищных условий населения и/или развития бизнеса на соответствующей территории. Например, программой «Гектар в Арктике» преимущественно пользуются для индивидуального жилищного строительства или туристического обслуживания населения. Пилотный проект «Арктический квартал» предусматривает улучшение жилищных условий жителей при переселении из ветхого и аварийного жилья. Проект «Арктическая звезда» предусматривает создание единого образовательного кампуса, способствующего улучшению образовательных условий, удовлетворению потребностей в обучении высококвалифицированных специалистов, появлению качественной городской среды и развитию экономики регионов.
Вместе с тем, финансовые возможности у регионов различные, что приводит к различиям в реализации государственных программ, направленных на устойчивое развитие арктических регионов. Отсутствие единства в установлении инструментов регионального и муниципального уровня носят разрозненный характер, связанный, в том числе, с отсутствием единогласия в установлении финансовых преференций различного характера. В связи с этим, наблюдается перетекание капитала с одного региона в другой, рабочей силы и населения, что, безусловно, влияет на экономическое развитие всей Арктической зоны.
Вместе с тем, необходимо продолжать развивать экономику арктических регионов посредством финансово-правового регулирования предоставления государственных мер поддержки устойчивого функционирования Арктической зоны, ввиду того, что финансовые стимулы носят долгосрочный характер. При этом, предоставляя финансовые преференции, государство вкладывает денежные средства в перспективу развития экономики, которая может не наступить. Хотя в рамках развития Арктической зоны, возникающие риски неполучения денежных средств соответствующими бюджетами являются оправданным ввиду возникновения острой необходимости в принятии мер к обеспечению устойчивого развития арктических территорий.
Так, согласно государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне [1], предпринимательская деятельности приравнивается к инвестиционной деятельности, предусматривающая предварительное заключение соглашения (договора), согласно которому, определяются виды [4] и место осуществления деятельности будущих инвесторов, с целью реализации определенных видов проектов. Условия соглашений предусматривают развитие инфраструктуры, создание рабочих мест, обеспечение беспрепятственных логистических цепочек поставки энергетической продукции на внутренний рынок Российской Федерации и на экспорт. Еще одним положительным аспектом финансово-правового регулирования в данном случае является обязанность инвесторов обеспечивать безопасность арктических территорий — места осуществления производственной деятельности от любого рода чрезвычайных ситуаций, включая устранение их последствий и последующее восстановление территорий, используя при этом высокотехнологичное и наукоемкое оборудование.
При этом, инвесторы вправе рассчитывать на использование льготного заемного инструмента, привлекая различные финансовые инструменты для развития своего бизнеса, согласно программе государственно-частного партнерства [6, C. 13], которая позволяет создавать промышленные объекты и сопутствующую социальную инфраструктуру. Данный подход, нацеленный на использование преимуществ арктических территорий, безусловно, приведет к долгосрочному экономическому эффекту. Взаимообусловленная связь между финансово-правовым аспектом и способами устойчивого развития территорий Арктической зоны предопределяет эффективность функционирования финансовой системы Российской Федерации.
Литература:
- Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 20.07.2020, № 29, ст. 4503.
- Указ Президента РФ от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» // СЗ РФ. 02.11.2020, № 44, ст. 6970.
- Брызгалин А. В., Федорова О. С., Катанаева Т. В., Вятчинова Т. И., Голева Е. В., Семешко М. Г., Шелковкина А. В. Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2022 год // Налоги и финансовое право. 2022. № 2. С. 9–156.
- Игнатьева И. А. Правовые основы развития Арктической зоны Российской Федерации и концепция устойчивого развития // Экологическое право. 2021. № 6. С. 11–16.
- Мониторинг социально-экономического развития Арктической зоны России // Арктический Бюллетень. Выпуск 86. 2023.
- Мониторинг социально-экономического развития Арктической зоны России // Арктический бюллетень. Выпуск 88. 2023.
- Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения: монография / Н. А. Поветкина; под ред. И. И. Кучерова. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве российской федерации: Юридическая фирма КОНТРАКТ, 2016. С. 73.
[1] Статья подготовлена по результатам исследований, проведенных по теме «Разработка механизмов обеспечения устойчивого развития территорий в Арктической зоне», выполненных в 2023 г. за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.