В настоящей статье раскрывается понятие муниципального управления как основа общественной, социально-экономической, политической жизни общества. Приводятся примеры опыта организации муниципального управления Великобритании. Раскрываются перспективы возможного внедрения определенных элементов зарубежного опыта. На основании этой информации приводится следующее умозаключение: Россия может перенять определенный опыт управления муниципальными образованиями Великобритании и включить его в основы деятельности органов местного самоуправления, однако необходимо привносить только положительные элементы данного зарубежного опыта.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, местный уровень, Россия, Великобритания.
Оценка существующего состояния управления на муниципальном уровне в России дает следующие результаты: несовершенства системы управления. В настоящее время в России осуществляется законодательное регулирование данного вопроса. Местное самоуправление в стране характеризуется особой зависимостью от бюджета региона, а также федерации. Так согласно данным в августе 2015–2017 гг, несмотря на превышение доходов над расходами, доля безвозмездных поступлений составляла более 62 % [1]. В связи с этим можно рассмотреть варианты зарубежных моделей местного самоуправления, а также адаптировать их. В качестве зарубежного опыта осуществления муниципального самоуправления я буду рассматривать опыт Великобритании. Цель моей работы — рассмотреть, как осуществляется самоуправление на местном уровне в Англии. Какие именно методы используются муниципальными образованиями для повышения эффективности управления.
Основная часть
Британская модель местного самоуправления относится к англосаксонской модели. Данная модель отличается самостоятельностью при принятии решений, а также относительной независимостью от центральных органов власти. Законодательство Великобритании определяет ряд функций, закрепленный за каждым органом муниципального самоуправления. Каждый орган осуществляет только свои полномочия в интересах своей территории. Контроль над деятельностью муниципальных органов осуществляются при помощи соответствующих министерств, а решения органов могут оспариваться в суде. Управление на местном уровне в Великобритании действует благодаря работе советов, которые формируются на выборной основе [2].
Далее советы самостоятельно выбирают председателя или мэра. Что примечательно, мэр или председатель в Англии не имеет реальных полномочий. Вопросы местного значения решают уже не советы, а специализированные профильные комитеты из числа советников. Если рассматривать крупные города, то можно заметить, что советники подразделяются на непосредственно советников и олдерменов. Сельские и городские муниципальные советы существуют в тех муниципальных образованиях, в которых численность превышает 150 человек, в противном случае формируются общие собрания избирателей. Как и в России, в Великобритании есть недостаток финансовых ресурсов и средств на уровне муниципального образования. Налоговые поступления приносят 70 % бюджета, а остальные 30 % составляют денежные поступления из центрального уровня власти. Огромную роль в налоговом поступлении муниципальных образований Англии играют доходы от собственности или (council tax). Величина данных налогов устанавливается центром. А также доходную часть бюджета на местном уровне составляют налоги на нежилую собственность. К ней относится следующее: офисы, склады, магазины, рестораны, торговые центры. Такие налоги называются «business rates». Помимо данных статей доходной части бюджета муниципальное образование имеет право устанавливать местные налоги. Перевод средств между счетами разных субъектов по договору в Великобритании очень схожи с дотациями России [3].
Каждое муниципальное образование использует данные средства на собственные цели, а не на задачи, установленные центром. Англия в своем желании снизить зависимость регионов от центра снижает объёмы поступающих денежных средств. Хочется отметить, что у муниципальных образований имеются собственные резервы для покрытия долгов или недополученных средств центра. Однако в докладе Ассоциации местных органов власти говорится, что разрыв между межбюджетными трансфертами из центра и расходами муниципалитетов к 2019–2020 годах составит 14,4 млрд, фунтов стерлингов, а использование резервов не позволит в достаточной мере снизить данный разрыв. В целом центр планировал уйти от денежных поступлений, выделяемых государством, а взамен этого перейти на собственные доходы муниципального образования. Такие доходы должны будут составлять налоги, взимаемые с бизнеса на территории муниципалитета.
Но данная система может быть провальной, поскольку зависит от многих факторов внешней среды. Экономические кризисы, число предпринимателей, покупательная способность потребителей, географические особенности муниципального образования. Если же говорить о распределении полномочий в Великобритании, то стоит отметить, что центр смещает свои полномочия на нижестоящие уровни и дает право на взимание платы за услуги, оказанные муниципалитетом [4]. Англия во многом проявляет свои сервисные черты. Государство предоставляет услуги гражданам за определенную плату. Стоимость данных услуг в целом определяется аналогично частному сектору: себестоимость + наценка. Таким образом, управление муниципалитетом в России и Великобритании отличается, однако в Англии существует проблема нехватки финансовых средств.
Нельзя не отметить, что в Англии существуют вопросы, не прописанные в вопросах местного значения, однако они решаются муниципалитетами. Это своего рода исторически сложившаяся система, от нее сложно уйти. В связи с этим возникает вопрос соответствия полномочий и финансовых средств. Великобритания решает данную проблему с помощью института Local Enterprise Partnerships. Это партнерства, сформированные муниципалитетами и представителями бизнеса. Такие партнёрства занимаются совместным вложением денежных средств в инфраструктуру, стимулирование экспорта и привлечение инвестиций. Данные партнерства имеют приоритетное право на использование средств Европейского фонда регионального развития. Россия обладает своеобразным аналогом данных партнерств. Это муниципально-частное партнерство. В основном оно создается в системе ЖКХ [1].
Пример: в Волгограде в 2015 году было заключено онцессионное соглашение МУП «Городской водоканал г. Волгограда» с компанией ООО «Концессия Водоснабжение» по передаче находящихся в муниципальной собственности централизованных объектов и систем холодного водоснабжения и водоотведения на 30 лет. Британия же, снижая издержки, сокращала штат сотрудников. Вопрос владения активами ставился остро. Те из них, которые были не прибыльными, продавались. Муниципалитеты, стараясь выйти из экономического упадка и недостатка финансовых ресурсов стали оказывать услуги другим муниципальным образованиям. Примером является Kent Legal Servic.
Выводы
Таким образом, Великобритания применяет в управлении муниципалитетом практики, присущие для частного бизнеса. Россия же достигает похожие цели при помощи муниципально-частного партнерства. Я считаю, что Россия может использовать опыт Англии для повышения уровня оказываемых услуг между муниципальными образованиями. Если адаптировать опыт Британской практики и аккуратно и безболезненно его внедрить, то это может оказать положительное воздействие на финансовую самодостаточность муниципалитетов. Необходимо отметить, что для повышения эффективности системы местного самоуправления в РФ необходимо применить принцип выборности должностных лиц и органов управления местного уровня. Я думаю, что нужно также обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности местных сообществ в решении вопросов местного значения. Для этого органы муниципалитета должны обладать правами принятия законов, правами взимания налогов, самостоятельного распоряжения финансовыми средствами.
Литература:
- Система государственного и муниципального управления: учебник для академического бакалавриата / Р. Т. Мухаев. — 3 изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 891 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
- Дребушевская Г. А. Муниципальная реформа викторианской Великобритании: закон о местном управлении 1888 г. // Социальные институты в истор
- Халатенкова Е. Ю. Формирование механизма оценки эффективности проектов государственно-частного партнёрства: принципы и современные подходы // Плехановский барометр, № 1. 2015. С. 5–9
- Виноградов П. Г. Государственный строй Англии // Политический строй современных государств. СПб., 1905.
- Кареев Н. И. Поместье-государство и сословная монархия средних веков (Очерк развития социального строя и политических учреждений в Западной Европе). СПб., 1905. Вып. 1.